Старики

Павел Мягкий
Мне 80 лет, а Тихону Максимовичу  93, мы уже 18 лет живем вместе. Восемь лет, мы не были зарегистрированы браком, а уже десять лет, как в законном браке.

Мой муж умер рано в возрасте 58 лет, я была старше его на  два года. Какие он писал стихи? Все воспевал меня, как женщину. Внезапно умер.

Его друг вдовец ко мне сватался, но я не пошла за него. У него неизлечимая страсть к алкоголю.

От одиночества я пошла в клуб Строителей на религиозную компанию. Все прослушала. Мне понравилось. Стала ходить на собрания. Там я и встретили Тихона Максимовича.

Мне было 62, а ему 75 лет, когда мы сошлись. Ему жить было негде. Он с Кривого Рога  приехал. Не захотел на Украине жить.

Я пожалела его и приютила. Все вдвоем веселее. Мы на собрание вместе ходили. Уроки по Библии вместе готовили. Так и стали жить вместе два одиноких человека.

В церкви тогда пастырь был Плахута Сергей, он начал нам нравоучения читать, что не положено верующим вместе под одной крышей жить и не быть зарегистрированными в законном браке.

Восемь лет нас таскали на совет церкви и клеймили позором. Все это делалось с завидной очередностью. В год раза четыре-пять. Потом терпение пастыря лопнуло, и он на последнем совете заявил, что исключит нас из церкви.

А куда нам без нее, мы уже привыкли каждую субботу к Богу на поклонение ходить. И к людям тоже уже привыкли. Они для нас стали, как родные.

Зарегистрировались под давление и вот уже 10 лет в законном браке живем.

Сейчас Тихон Максимович  ногами страдает, на собрание не ходит. К нему пастырь церкви частенько приходит, проповеди читает и Вечерю Господню справляет.

За Тихоном нужно ухаживать. Пока я ему еду в термос наготовлю, глядь на часы, а уже полвторого ночи. А иногда и до полтретьего ночи. Мне спать уже некогда.

Я на дачу утром уезжаю и до вечера. Итак, каждый день. Не высыпаюсь. А на даче, какой там сон. Там я работаю с утра до ночи.

Бросить дачу я не могу. Это мое хобби. Без дачи мне уже не обойтись. Там от работы у меня отеки ног проходят. Это моя жизнь. Отбери у меня дачу, так помру, наверное. Я там получаю умиротворение.

Тихон всю жизнь большим начальником отработал. У него полное равнодушие к домашнему труду. Он ничего по дому делать не может.

Он мне говорит: «Ты не инвалид, значит, обязана за мной ухаживать».

А я в церкви на уроке субботней школы засыпаю. Сил нет. Вся выкладываюсь на даче и дома.

Раз в неделю Тихона мыть надо, так я уже не помогаю. Один раз он в ванной упал ногами вверх и получил ушиб позвоночника.

Так приезжает его правнук Женя и моет его. Правнук уже женился, взял женщину с ребенком и своего они родили. Они в Боровском районе ипотеку взяли на однокомнатную квартиру.

Их дом не русские строили. Так долго принять в эксплуатацию не могли. Они все ждали, а вот теперь въезжают в однокомнатную квартиру с двумя детьми.

Время, какое? Раньше бы они от государства при двух детях, если разнополые, то трехкомнатную квартиру бы получили.

У нас деньги раздельно. Мы не как муж и жена, а как чужие. Он дает себе на питание и половину коммунальных услуг платит и все.

У него есть какие-то сбережения. Он свою квартиру в Кривом Роге продал. Но мне говорит, что у него ничего нет.
 
Раньше он мне восемь тысяч давал, так я возмутилась, наглости набралась. Ведь все на мне от А до Я. Он стал на две тысячи больше давать. Я же все-таки хожу за ним.
Дочка у меня говорит: «Мама, терпи, не скандаль». Другая уже бы тарарам наделала, а моя очень тактичная. Наоборот, меня успокаивает и подсказывает, как себя вести с Тихоном.

Вот мы живем с Тихоном 18 лет. Должна быть божья любовь, обоюдное доверие. А у нас этого нет. Живем, как чужие, каждый сам по себе. Только мне ходить за ним приходится.

Нет у нас общности из-за того, что дети разные. Он своей кучкой общается, я своей. Я думала вот верующий человек, крещенный. А нет! Божьей любви у нас не получилось.

Мой первый муж меня очень любил. Хоть и не верующий человек был, а человек от Бога. Столько мне он стихов про любовь написал, целую тетрадь.
Умер скоропостижно в кресле. У него врожденный порок сердца был.
И моя дочка повторила мою судьбу. У нее муж хирургом был. Тоже умер также скоропостижно в кресле.

Я проводит Нину Кузьминичну на электричку. Она ехала на свою дачу, получить очередную порцию умиротворения, как она выразилась. Вот, старички сошлись и доживают вместе. Каждый в свою сторону клонит, а общности у них нет. Да, и откуда она возьмется, если  всю жизнь прожили раздельно.

Наверное, такие поздние браки уже и не нужны. По крайней мере, Нине Кузьминичне. Тянет она непосильную ношу в свои восемьдесят лет, как трудоголик. Устает очень, а зачем она несет на себе этот крест? Мне было не понятно. Русская женщина! Вот, и весь сказ.
         
Октябрь 2017 года