ЗФШ 1-5

Яков Задонский
Глава 5. Положение евреев в Иудее после подавления восстания и разрушения Храма.

9 ава 3830 года по иудейскому летоисчислению (70 год н.э.) Храм в Иерусалиме был разрушен. Это событие фактически положило конец Первой иудейской войне или Великому Восстанию. Крепость Масада продержалась до 73 года, но это уже не имело никакого значения на исход событий. Описывать войну и гибель Храма не входит в нашу задачу, но об одной примечательной истории упомянуть просто необходимо.

Когда умирал великий Гилель, пришли ученики проведать его. Все они вошли в дом, и только самый младший его ученик – Йоханан бен Заккай остался на улице, так как для него не нашлось места. Когда улеглась суета, вызванная приходом людей, Гилель приподнялся на своем ложе и спросил: «Где бен Заккай?» Ему ответили: «Остался на улице по недостатку места». И сказал умирающий патриарх: «Прошу вас, введите бен Заккая, ибо он – опора мудрости и отец поколению».

И вот Йоханан бен Заккай также оказался в осажденном Иерусалиме.

Послал (император) против них кесаря Веспасиана (1). Пришел он и осаждал (Иерусалим) три года. Три богача было в (Иерусалиме):  Накдимон бен Гурион, Бен Кальба Савуа (2) и Бен-Цицит а-Кесет. Накдимон бен Гурион – звали его так потому, что солнце продолжало  светить (накда) ради него. Бен Кальба Савуа – вошедший в его дом голодным, как собака (келев), выходил сытым (савеа). Бен Цицит а-Кесет – потому, что его цицит стелились по подушкам (кесет), а другие говорят – потому, что его кресло (кисе) стояло среди (кресел) вельмож Рима. Сказал один из них: «Обеспечу их (весь город) пшеницей и ячменем». Другой сказал: «Обеспечу их  вином и маслом». Сказал третий: «Обеспечу их дровами»… Могли (эти трое) содержать (город)  двадцать один год.

Бирионим (3) были среди них. Мудрецы сказали им: давайте пойдем и заключим мир с римлянами. Не позволили они и сказали: выйдем и будем сражаться. Сказали мудрецы: не преуспеем. Пошли те и сожгли склады пшеницы и ячменя, чтобы начался голод….
Аба Сикара (4) бен Батиах, глава бирионим в Иерусалиме, был сыном сестры раббана Йоханана бен Заккая. Сказал ему (рабби):

– Приди ко мне тайком.

Когда тот пришел, сказал (Рабби Йоханан):

– Как долго вы будете еще так поступать – губить народ голодом?

Сказал тот:

– Что я могу сделать? Если скажу им хоть слово, убьют меня.

Сказал (мудрец):

– Укажи мне способ, как выйти из города, быть может смогу спасти хоть немногих (5).

Сказал тот:

– Притворись больным, и пусть все спрашивают о твоем здоровье. Потом возьми какую-нибудь тухлятину и положи рядом, чтобы сказали: «Упокоилась душа его». Пусть зайдут к тебе ученики, а никто другой не заходит, и они вынесут тело, чтобы не почувствовали, что ты слишком легкий – а ведь все знают, что живое тело легче мертвого (6).

Так он и сделал. Рабби Элиэзер взял его носилки с одной стороны, Рабби Йеошуа – с другой стороны. Когда подошли к воротам, один стражник хотел проткнуть тело. Сказали ему (ученики раббана Йоханана):

– Хочешь, чтобы римляне сказали, что евреи дошли до того, что проткнули тело своего учителя.

Хотел пнуть тело. Сказали:

– Хочешь, чтобы сказали: даже учителя своего избили.

Открыли ворота и выпустили их (ВТ Трактат Гитин 56 а-б).

Так ученики и принесли Йоханана бен Заккая в гробу прямо к Веспасиану. Мудрец поднялся из гроба и сказал будущему кесарю: Мир тебе, о царь!

Веспасиан подивился этому явлению и ответил: Ты дважды заслужил смерть: во-первых, – я не царь, а ты назвал меня царем. А во-вторых, если я царь, что ж ты не предстал предо мною раньше?

Точная дата нигде не названа, но дело было, скорее всего, не позднее конца весны 69 года (7).  9 июня 68 года тридцатилетний император и отец отечества Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, последний представитель династии Юлиев-Клавдиев, покончил с собой.  После небольшой междуусобицы трех претендентов на трон и их, вследствие этой борьбы, безвременной кончины, 1 июля 69 года императором был провозглашен Веспасиан, и явился миру Тит Флавий Веспасиан Цезарь, первый представитель дома Флавиев на троне.

Получилось так, что пророчество Йоханана бен Заккая скоро сбылось. И Веспасиан решил по достоинству наградить пророка. Однако мудрец отказался от всех щедрот нового императора, и попросил самую малость: поселиться с учениками в маленьком городе Явне и пощадить род патриарха Гамлиэля. А сам Гамлиэль оставался на тот момент еще в Иерусалиме.

Последствия войны для иудеев были ужасны, а в Явне зажегся огонек, свет которого стал сиять от года к году все ярче. Свет великой Торы, свет такой силы, которая окажется прочнее и долговечнее и римской империи, и мрака средних веков и безумия веков просвещения.

Веспасиан даже предположить не мог, какой подарок он преподнес еврейскому учителю, так поразившему его. Он сохранил жизнь еврейскому народу в самую тяжелую для него минуту, когда, казалось, что жить ему осталось считанные дни. 

В целом, оценивая ситуацию в Иудее после разгрома Иерусалима и уничтожения Храма в результате Первой иудейской войны, нужно отметить, что положение еврейского народа стало много хуже, чем до войны. Многие были убиты, многие проданы в рабство. Оставшиеся в живых, выражаясь словами капитана Сильвера, позавидовали мертвым.

В смешанных по национальному составу городах греки, лютой ненавистью ненавидевшие иудеев, открыли на них никем не сдерживаемую циничную охоту, устраивая погромы.

Иудея была объявлена обычной римской провинцией. Римские власти в качестве платы за участие в военных действиях  отдавали римским солдатам плодородные земли, принадлежавшие ранее еврейским крестьянам. А те стали сдавать их бывшим хозяевам в аренду.

Появился целый ряд новых, обременительных и безумных налогов. Например, самым унизительным был налог в пользу Юпитера Капитолийского, который были обязаны платить даже женщины и дети.

Что касается религиозно-политических движений. Ни следа не осталось от партии цдуким (саддукев), пресловутых зелотов и сикариев. Сохранились только умеренные прушим, всегда ратовавшие за мирное сосуществование с Римом, с новым религиозным центром в Явне. Да еще разрозненные незначительные общины иудео-христиан, не принимавших участие в военных действиях, покинувших Иерусалим и осевших в заиорданском городе Пелла (8) (не путать с Пеллой Македонской).

Но какая-то надежда на более-менее благоприятный исход в итоге была.

После смерти императора Траяна (9) новым императором был провозглашен Адриан. Случилось это событие в 11 августа 117 года. Император Адриан не любил воевать и вполне мог бы заслужить звание миротворца. Ему удалось разрешить все конфликтные ситуации, возникшие при Траяне, а посетив развалины Иерусалима, Адриан пообещал евреям дать возможность восстановить Храм.

Но очень скоро император передумал. Он решил на месте Иерусалима отстроить город с греческим и римским населением. По преданию тут не обошлось без кутим, т.е. самарян, которые практически все время соседства с Иудеей, использовали любой повод, чтобы навредить им.

Пришли самаряне к Адриану и сказали: «Да будет ведомо царю, что, если этот мятежный город (Иерусалим) вновь восстановится и стены его снова укрепятся, то ни земельных и подушных податей, ни других налогов тебе платить не станут». – «Но что мне делать, – сказал царь, – эдикт уже издан?» – Самаряне отвечали: «Пошли сказать им, чтобы они изменили либо место храма, либо его размеры, на 5 локтей меньше или на 5 локтей больше, и они сами откажутся».

Скорее всего, Адриан так и поступил. И это решение привело, в конце концов, к очередному восстанию и длительной войне под предводительством еще одного самозванного царя и машиаха Шимона Бар Кохбы.

В 135 году Адриан подавил восстание. На месте Иерусалима был построен город Элия Капитолина, а на месте Храма – храм Юпитера со статуей Адриана.

Евреям же вход в город был под страхом смерти запрещен. Был издан декрет, согласно которому соблюдение шабата, обрезания и наложение тфилин каралось немедленной казнью. А изучать Тору и передавать её знание другим тем более. Иудею переименовали в Сирию-Палестину.

Иллюстрация: Иоганн Георг Платцер (Johann Georg Platzer, 1704 –  1761, Austria) Разрушение Титом храма в Иерусалиме
(Destruction By Titus Of The Temple Of Herod In Jerusalem)

******



(1) В трактате Гитин Веспасиан назван кесарем, хотя на момент рассказываемых событий, он еще не был императором.

(2) Бен Кальба Савуа – дословно «сын сытой собаки».

(3) Бирионим – крайне воинственная группа. Речь идет, скорее всего, о зелотах, возглавлявших восстание в Иерусалиме.

(4) Аба Сикара – отец сикариев. Скорее всего его имя было  Бен-Батиах.

(5) Восставшие под страхом смерти никого не выпускали из города. «…Люди Иоанна и Симона старались воспрепятствовать побегу со стороны иудеев еще ревностнее, чем вторжению со стороны римлян, и предавали немедленной казни всякого, на кого только падала тень подозрения» (ИВ Кн.5.10.1).

(6) «Погребение состояло в том, что трупы выносили за город, а там их бросали на произвол судьбы. Многие перебежчики из высшего сословия, определяли число мертвых из не-имущего класса, выброшенных за ворота, в 600000, число остальных никак нельзя было определить» (ИВ  Кн.5.13.7).

(7) В апреле 69 года Симон бар-Гиора с 10 000 своих сторонников и 5 000 идумеев по призыву Элеазара бен Симона, боровшегося на уничтожение с Иоанном Гисхальским, вошел в Иерусалим и занял большую его часть, оттеснив Иоанна в Верхний город. Во время этих столкновений часть города была уничтожена пожарами. Здесь также сгорели зернохранилища, большая часть хранившегося в них продовольствия погибла. Очевидно, об этом уничтожении продовольствия и говорится в Талмуде в рассказе об Йоханане бен Заккае.

(8) Пелла – входила в число так называемых городов Декаполиса и не принимала участия в Первой Иудейской войне 66–73 гг. Названа так, скорее всего, македонскими поселенцами в честь города Пелла в Македонии, в котором родился Александр Македонский. Христианская община Иерусалима смогла найти здесь пристанище, когда Иерусалиму угрожала гибель от армии императора Веспасиана. Место, где стояла Пелла, ныне называется Хирбет-Табкат-Фахил, территория современной Иордании.

(9) В годы правления Траяна случилась Вторая иудейская война или «война Квиета» (115-117 гг.). На этот раз восстали иудеи стран рассеяния, в ответ на захватнические аппетиты императора.  В частности Траян захватил Адиабену – своеобразное государство в государстве (область в Парфянском царстве). В Адиабене проживало множество евреев, а царица Елена и царь Изат бар Монобас – Изат II – приняли иудаизм.
По преданию Траян преследовал евреев потому, что когда девятого Ава (день траура у иудеев) родился его сын, евреи скорбели, а когда другой его сын умер в Хануку, евреи ликовали.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/09/1336