Происхождение ковбойского культа

Денис Маевский
Согласно существующим представлениям, ковбоями являются белые мужчины англо-саксонского происхождения, покоряющие бескрайние пространства прерий, пасущие скот и сражающиеся с индейцами. Эта героическая мифология была создана в 1860-е годы и неразрывно связана с именем Баффало Била (настоящее имя Уильям Коди), профессионального ковбоя, прославившегося убийством более чем 4000 бизонов. В 1869 году Баффало Бил становится героем историй писателя Неда Бантлайна, создателя жанра так называемых "10-ти центовых рассказов". В 1883 году создается театрализованное шоу "Дикий Запад Баффало Била", ставшее впоследствии знаменитым на весь мир.

Легенда о ковбоях, вознесённая позднее в культ Голливудом, окончательно сложилась в Америке в начале XX века при Теодоре Рузвельте, 26-ом президенте США. Правивший в 1901-1909 гг. и до сих пор почитаемый в в своей стране, Теодор Рузвельт в молодости жил на ранчо, а во времена американо-испанской войны 1898 года командовал на Кубе полком «Мужественные всадники» , состоявшем из бывших ковбоев.

Однако на самом деле культура ковбоев родилась в среде других людей – мексиканцев. Развитие мясного скотоводства в северной Мексике стало главной причиной появления профессии наемного наездника «вакеро» (vaquero, пастух, исп.). Другим фактором стали маршруты испанской колонизации в 18 веке, направленные в Калифорнию и Техас. В каждой экспедиции, искавшей золото и серебро, имелась группа экспертов-наездников, ухаживавших за лошадьми.

После покорения испанцами Калифорния становится центром ремесла и торговли, новые поселенцы мигрируют в регион, а профессия наездника-пастуха становится достаточно распространенной. Вакеро нанимались "благородными кабальеро" - крупными землевладельцами, для перевозки скота между Нью-Мексико и Мексикой, а позднее между Техасом и Мексикой.

Вопреки укоренившимся стереотипам большинством в этой профессии были не белые мужчины, а мексиканцы, индейцы и чернокожие. В 1861-1865 годах в Соединенных Штатах происходит гражданская война и возникает необходимость снабжения войск мясом. В это время ковбои имеют хорошие заработки. После завершения гражданской войны многие из этих людей оказываются не у дел и отправляются на запад, что порождает популярное представление о покорителях Дикого Запада, пришедших с востока. На самом деле, ковбои не так часто участвовали в войнах с индейцами как приписывает им мифология. По роду своей деятельности им приходилось чаще выстраивать компромиссные отношения с коренными обитателями североамериканских степей и прерий.

Главным отличительным признаком американского ковбоя является его стиль. Непременным атрибутом ковбоя помимо лошади и шестизарядного револьвера «Кольт» являлась шляпа «Stetson», которую смоделировал в 1860-х годах Джон Стетсон. Фирма "Джон Б. Стетсон Компани" существует до сих пор и занимается производством шляп, ремней, виски, духов и атрибутики в стиле Дикого Запада. И, конечно, – джинсов! Повседневная одежда рабочих и фермеров из плотного денима, благодаря ковбойскому культу становится популярной и завоёвывает весь мир.

Спортом ковбоев становится родео – скачки на диком быке, неоседланной и оседланной лошади, метание лассо. Первые состязания по родео прошли в Техасе в 1883 году. Сопровождением этих соревнований зачастую являются выступления исполнителей музыки кантри, которая также является составляющей ковбойского стиля.

Относительно массовой профессия ковбоя как работника-перегонщика мясного скота просуществовала примерно тридцать лет, с 1860-х по 1890-е годы. Развитие крупных скотопромышленных хозяйств и железных дорог уменьшило потребность в профессионалах-наездниках, способных перегонять сотни голов скота на большие расстояния.

Почему ковбойский культ сложился в США именно в начале 20 века и зачем он был нужен? В конце 19 - начале 20 века страна переживает наплыв мигрантов из Европы. Начиная с 1880-х годов принимается ряд законодательных актов, ограничивающих миграцию из азиатских стран. Запрещается въезд в страну целому ряду категорий нежелательных граждан. В среде потомков первых белых переселенцев, особенно протестантов английского происхождения из высшего и среднего классов, возникает целая система расовых предрассудков по отношению к иммигрантам.

В этой же среде создается миф о свободолюбивых мужественных белых переселенцах-ковбоях, который возводится в культ с помощью Голливуда и средств массовой информации. Становлению этого культа способствовали стремительная урбанизация и индустриализация США начала 20 века. Жизнь в городских кварталах, деление на богатые и бедные районы, сосуществование разных языков и культур, расовая сегрегация – таковы были реалии тогдашней Америки.

Неприглядной картине противопоставлялся образ вольной, полной опасностей и приключений жизни на бескрайних просторах Дикого Запада, на которые пришел ковбой – потомок первых поселенцев, создавших эту страну. С течением времени романтизированный образ ковбоя, как воплощения американского характера, становится визитной карточкой США. Однако на самом деле ковбои были категорией трудового населения, жизнь которой была далека от романтики вестерна.

Иллюстрированная версия статьи на дзен-канале Volens Nollens