Лицо покупателя

Ольга Барабаш Каневская
Мы привыкли смотреть на товар и на продавца. Но каковы мы сами в глазах человека за прилавком?
Это небольшое эссе о лице покупателя. Не знаю, верны ли мои наблюдения для гипермаркетов. Я там не работала. Делюсь только личным многолетним опытом работы в маленьком магазинчике посуды.

Я сформулировала несколько правил для тех, кто хочет сохранить своё лицо даже в таких незначительных ситуациях, как посещение торговой точки.

1. Вошли - поздоровайтесь. Продавец тоже человек. Кроме того, поздоровавшись легче контактировать. Доброжелательному человеку и скидку сделать приятно.
2. Не поздравляйте с праздниками. Выслушать две тысячи поздравлений в день и ответить на них вежливо и приветливо очень тяжело. Особенно, к концу смены.
3. Если ничего не выбрали, не желайте удачной торговли. Такие пожелания звучат издевательски, если вы не стали покупателем.
4. Постарайтесь сразу подробно описать нужный товар, чтобы избежать таких, например, ситуаций:
    - Мне нужен заварник.
    Идём с покупателем к нужной витрине, остальные терпеливо ждут или уходят.
    - Вот, пожалуйста, есть френч-пресс, стеклянный, керамический, металлический, фарфоровый...
    - Нет! Я ищу картонный, нарисованный.
5. Сделав покупку, не рассказывайте продавцу о своей жизни два часа. Он слушает вас терпеливо не из сочувствия, а чтобы не потерять клиента в вашем лице. Пара таких покупателей за смену опустошают и выматывают все душевные силы.
6. Не просите скидку, если вы одеты в норковую шубу и брильянты или если вы -
 мужчина трудоспособного возраста. Это обидно для человека с маленькой зарплатой.
Кстати, о скидках. Давно прошли перестроечные времена сверхприбылей. Мелкий коммерсант зарабатывает мизерные суммы, которые часто меньше средней пенсии. Этому способствуют жёсткая конкуренция, развитие крупных торговых центров, неусыпная бдительность налоговой службы, неподъёмные арендные взносы. Сейчас даже новая шутка появилась: хочешь заиметь проблемы и долги - займись бизнесом. В наше время уместнее предложить продавцу на чай за внимательность, приветливость и старание, а не клянчить скидку в 10 рублей, когда вы одеты в золото-брильянты.
7. Не ругайте торговца за бракованный товар, который вы купили. Ругайте производителя. Обмен и возврат товара осуществляется не по вашим правилам и желанию, а по закону. Знайте свои права и перед походом в магазин прочитайте правила торговли.
8. Будьте вежливы и относитесь с уважением к другим покупателям. Не перебивайте их и не говорите хором. Человек за прилавком не услышит ни вас, ни того, с кем говорил.
9. Если вы родственник, подруга, сосед или просто хороший знакомый продавцу, не ходите к нему в магазин поболтать о посторонних вещах. Вы мешаете работать.
10. Не рассказывайте подробно, какой товар вам нужно привезти, если такого не оказалось в магазине. Предприниматель мечтает продать то, что есть на витринах, а не искать по базам нечто, о чём вы забудете уже через полчаса. В конце концов, торговцы не слуги, и не обязаны выполнять ваши распоряжения.
11. Не требуйте рассказать, когда поступит нужный вам товар. Будущего никто не видит.
12. Не просите подсказать, где находится магазин конкурентов, если нужного товара не оказалось на витрине. Продавец сам подскажет, если посчитает нужным. Он может просто не знать ответа, ведь он не ходит по магазинам. Может конфликтовать с конкурентом, а может просто промолчать, потому что любая подобная информация - это минус в его карман. Отказать в помощи хамоватому человеку, который ничего не купил, требующему сообщить где найти нужный товар, чтобы сэкономить своё время, продавец имеет святое человеческое право, ведь он не слуга вам и не раб.
13. Не используйте магазин в качестве телефонной будки. Хозяин магазина чувствует себя подслушивающим чужой разговор и ему неловко.
14. Каждый второй покупатель посуды шутит на тему "Бить мужа скалкой, сковородой, доской." Каково тому, кто слышит шутку в сотый раз?
Много ещё можно написать об этих удивительных отношениях покупателя и продавца.
Чтобы не утомлять вас скажу главное.
В последнее время мы часто слышим, что торгаши такие-сякие, обманывают, манипулируют и т.д. Но редко, почти никогда - о том, что нужно уважать ближнего и его профессию. Никому не легко. А легче, когда человеческое лицо и человеческие глаза видишь, а не жадные, беспощадные глаза охотника за халявой.