Суд чести. Из серии Невыдуманные истории из армейс

Борис-Бенцион Лемстер
  Помещение клуба управления нашей бригады заполнено до отказа. На сцене начальник разведки бригады, седой уважаемый  офицер, он же, как оказалось неожиданно для меня и для большинства других офицеров, председатель суда офицерской чести. Я знал из литературы и по рассказам более опытных офицеров, что такие суды существуют. Но есть ли он у нас, кто в него входит и чем реально он занимается представления не имел. Как правило, предметом разбирательства. таких судов являлись пьяные дебоши в общественных местах или в семье. Интрига заключалась в том, что кроме командования никто не знал, кого и за что собираются судить. Это и обеспечило массовую явку офицеров.
  - Товарищи офицеры! Произошёл позорный случай, бросающий тень на весь офицерский состав нашей бригады. Мы должны осудить его и наказать виновных, - начал судья.
  Зал затих в ожидании.
  - Лейтенанты Стоян и Курбатов, пройдите сюда (показывает место). Расскажите, что вы совершили вчера на главной площади? Давайте, Курбатов, рассказывайте.
  Поднимается молодой рослый лейтенант,  явно не привыкший выступать перед большим скоплением людей, смущённо мнётся.
- Да ничего мы не совершали. Просто гуляли, - говорит он.
- А вы, Стоян, что можете добавить?
- Ничего. Слава, извините, Курбатов правду сказал – гуляли.
Здесь требуется пояснение. Описываемые события происходили в городе Северодвинске на первомайские праздники и накануне на площади проводились массовые гуляния с песнями, оркестрами и танцами.
- Товарищи, - снова заговорил судья. – От коменданта города поступило сообщение, что обвиняемые были пьяны, сорвали с флагштока флаг и, размахивая им, ходили с песнями по городу, за что и были задержаны патрулём. Мы должны доложить о принятых мерах.
  Зал на мгновение затих, а затем взорвался хохотом и криками поддержки обвиняемых. Были и горячие выступления, смысл которых сводился к одному: ребята ходили во время международного праздника солидар;ости тр;дящихся с красным флагом и пели революционные песни, что достойно не наказания, а похвалы. Они не хулиганили и не безобразничали. ОПРАВДАТЬ.
Насколько я помню, суд закончился тем, что судья зачитал постановление с вынесением общественного порицания, за которое никто не стал голосовать. После этого все довольные разошлись.
  Суды чести офицеров существовали в царской России. В то время и в тех условиях это был необходимый и весьма действенный инструмент, влияющий на качество командного состава армии. В СССР такие суды были восстановлены в 1947 году с началом холодной войны. За 25 лет офицерской службы описанный выше фарс – это единственный прецедент, когда я столкнулся с попыткой его реанимировать. Не знаю, есть ли сейчас в российской армии такие суды, но в наше время командование частей в них явно не нуждалось.. Для них это было как странная игрушка, доставшаяся в наследство от предков: красивая, а как с ней играть, непонятно. 
  А вот об офицерской чести поговорить стоит. Но это разговор большой и очень серьёзный. Если удастся, я к нему ещё вернусь.