7. Живанши, Одри, Жерар Филип и Владимир С

Елена Вагнер Федосеева
"Тайны Парижа"
7. Живанши, Одри,Жерар Филип и Владимир С.

(Систематизация материала...Этот материал посвящен Парижу опосредованно, не напрямую...просто я собираю все мемуарности, связанные с Парижем... впоследствии я отберу нужное, удалю лишнее, добавлю воспоминаний...

СОЛО для ДВОИХ… «Одри и Живанши: платонический роман актрисы и кутюрье»
            

      «Нежность в ее взгляде, ее изысканные манеры с первого же         
        мгновения покорили меня»
                Юбер де Живанши

        «Корни его дружбы глубоки и мощны. Надежные ветви его
          чувств   укрывают всех тех, кого он любит…»
          из оды Одри Хепберн, посвященной вкладу               
          Живанщи во французскую моду
 
           Да, это была больше чем симпатия. По воспоминаниям очевидцев, между великой актрисой и великим кутюрье разыгрался своего рода платонический роман. Одри Хепберн стала музой-вдохновительницей дома моды Живанши, который создал ей образ, олицетворявший для миллионов поклонников молодость, элегантность изысканность и шик. Живанши был воспитан в духе протестантской этики. Любовь к упорному труду была свойственна ему с детства. Впрочем, Одри также относили к разряду трудоголиков. Это сближало их. Между ними возникли отношения более тесные, чем  обычно бывают   между кутюрье и его клиентом.  ( отрывок…продолжение ниже)


Предисловие.



Какие странные бывают дни.. просто хочется слушать самоё себя…открываю текст, читаю…наслаждаюсь теми чувствами и эмоциями, которые волновали тогда…в момент написания текста об Одри и Живанши… и… как ни странно, не могу привязать это ни к одному событию из своей жизни…почему Одри? Почему я написала этот текст?… и вынимаю из глубины души ответ – КРАСОТА… КРАСОТА… эта категория сознания была крупным «блоком ингридиентов» внесена в астрологическое тесто моего сознания   тогда, давно, в иных мирах в какой-то особой лаборатории, где «кроили» сценарий моего текущего воплощения…  Красота, Любовь, Гармония, Свет…

И вот now становится понятно, почему Одри Хепберн волновала моё воображения… сложно вспомнить, это был «заказ» от журнала или газеты, или это была моя инициатива в желании проникнуть в междустрочие ЕЁ жизни?…

А вспоминаются « Римские каникулы»…я ловила каждый нюанс её мимики, каждый жест, дышащий чистотой, искренностью ( насколько это возможно в условиях кинематографа…впрочем, вспоминаем Жана Габена – « Жить, а не играть перед камерой»)… и она жила…

С высоты «птичьего полета» над опытом прожитых лет, взираю на мои театральные этюды в школьном и детском театрах, в попытках самой организовать неоднократно театральные действа с моими подопечными студентами и подругами, «роковое» управленческое решение родителей, бабушек и дедушек при моих попытках сдвинуться в сторону кино-театральных профессий… Мудрые воздействия на мою детско-юношескую психику тонко рассчитанными фразами и аргументами и аккуратное «подправление» моего воображения в «нужную» для общества и практически-направленную сторону…

Будучи пятилетним длинноногим оленёнком я бредила балетом…естественно, отсматривала по ТВ все балетные постановки… « Лебединое» - просто ждала как « из печки пирога», все детские театральные спектакли и киношедевры посещала с завидным рвением… меня не надо было долго будить на утренние киносеансы, я просыпалась самостоятельно раньше времени и почетная обязанность моего любимого деда заключалась в почетном сопровождении любимой внучки на спектакли, киносеансы детских и юношеских фильмов, воскресные походы в парки и посещение парковых аттракционов, за исключением «парадных» семейных выходов в ресторан с обязательными поездками на такси и последующее посещение либо премьерных показов кинофильмов, либо новых представлений в цирках.

Естественно, такие парадные выходы сопровождались тщательной подготовкой. Укладка волос, завязывание бантов, надевание милых ободочков на кудрявые волосы, туфельки, гольфики, браслетики, маникюрчик с использованием маминого набора лаков и маникюрных принадлежностей… Особый ритуал подготовки платья, его надевания…и как завершающий штрих – если мама позволяла, надевание её моднейших кошачьих темных очков… при этом маман всегда охала и ахала, преувеличенно досадливо причитала – « Ну и модница», а дед добавлял при этом «сакральное» «сковородница»… любование всех членов семьи было искреннее, но в нежелании «испортить» ребенка слегка завуалированное какими-либо воспитательными премудростями…

И кто бы сомневался, что зеркало-трюмо, наряду с любимыми куклами, фортепиано, коньками, шахматами и шашками – было основной любимой игрушкой в моей жизни… вот с зеркалом можно было играть до бесконечности…ведь оно отражала самое любимое существо в моей жизни – МЕНЯ…

Кино…театр…музыка…балет… да-да…когда настало время и я стала страстно просить отвести меня в музыкальную школу… уговаривали и отвлекали моё воображение всей семьей с привлечением маминых подруг и друзей семьи…НО…у мамы была любимая приятельница… аллилуйя…мне повезло… Антонина Михайловна, а для меня просто тетя Тоня была преподавателем…я не помню, что она преподавала, но…именно она уговорила маму отвести меня на прослушивание…пять лет…но я умела считать и читать, насколько это было доступно в таком возрасте… Я помню ощущения и запахи… как пахнут старые рояли… насколько волшебно прикосновение пальчиков к клавишам…кстати, у тети Тони было пианино…и когда я была у неё в гостях, мне позволяли импровизировать настолько долго, насколько хватало терпения выслушивать мои музыкальные упражнения… Боже…волшебно-чудесное времяпровождение…каждый звук отдавался где-то там…внутри…и растекался по всему телу небывалым блаженством… музыкальный руководитель в саду была для меня просто Богиней…

На моё прослушивание в музыкальной школе пришла довольно милая женщина… она попросила меня что-то спеть…проверила голос, брала аккорды и просила определить сколько звуков я слышала одновременно… спросила сколько лет…и вот тут был вынесен «приговор»…  на отделение фортепиано мне предложили поступать чуть позже, когда подрасту и повзрослею, но учитывая конструкцию и параметры тела, мне предложили балетную студию…я краснела и бледнела…я хотела немедленно, сейчас, фортепиано, но балетный станок меня ворожил…меня отвели в балетный класс, показали студию, станок, зеркала…в аудитории «пахло» избранностью и красотой… мне предложили принести легкое платье и танцевальные тапочки для занятий… дома я выбрала красивое платьицес милыми бантиками, которое примерялось неоднократно перед огромным зеркалом…уже отрабатывались некоторые положения рук и ног, благо, что по ТВ почти каждый вечер демонстрировали фрагменты из балетных постановок…я была почти согласна…
Но…
 родители…бабушки и дедушки срочно устроили совещание…решающим голосом пропела моя любимая бабушка…в се испугались, что ребенок сломает драгоценные ручки и ножки, устанет, начнутся травмы и пр. проблемы…и аккуратно процесс похода в балетную студию стал отодвигаться на будущее в надежде, что я «остыну»… но позже, бальные танцы – были, фигурное катание и детская спортивная школа – были, всё это совмещалось с учебой в музыкальной школе на двух инструментах – аккордеоне и фортепиано…и, конечно, общеобразовательная нагрузка, где нужно было держать в руках и в интеллекте «флаг» первой, единственной и неповторимой, нести общественную нагрузку и пр. и пр.   так что балерины из меня, как и фигуристки, как и танцовщицы бальных танцев, к сожалению, не вышло… объять необъятное было невозможно в силу ограниченности времени в сутках и физических сил, пришлось выбирать…и выбор пал на музыкальное и общее образование…

Я помню, как с музыкальной папкой, фигурными коньками и формой наперевес я в дождь пробиралась после занятий в общеобразовательной школе и музыкалке к спортивной арене ( у нас был искусственный лед и заниматься на катке можно было круглогодично, как, впрочем, и сейчас) голодная, промокшая при косом дожде с ветром, потом переодевание  в неуютной раздевалке…почему-то всегда был сквозняк… потом занятия… возвращение домой поздним вечером, горячий ужин, ласковые бабушкины руки, теплая ванна, выполнение домашних заданий уже около полуночи…мягкая постель..и ты проваливаешься в чудесное царство, которое называют «сон»… затем ранний подъем утром… и всё начиналось сначала… ангины и ОРЗ воспринимались как праздник, поскольку можно было элементарно отоспаться… зачем? Зачем такое напряжение? Тренинг, чтобы стать цивилизованным «членом»? Конечно, интересно…всё опыт…разнообразный опыт жизни здесь…на земле…

Сегодня состоялся интересный разговор с одной дамой…у неё внук – индиго и проявленный аспект Крайона…да-да…такие дети приходят на землю…особая ответственность, особая нагрузка по воспитанию и сохранению этой утонченной души… но современная цивилизация предъявляет слишком высокие требования для «шпунтиков», чтобы они вписались в «гонку за выживание в условиях техногенной и технотроной цивилизации», в условиях почти тотальной чипизации общества и тотального контроля за тело и мысле-движением… Странно, но неделю назад, получила увещевание от админов Фейсбука, что давно не обновляла страничку со своей лирикой и рекомендации по продвижению поэтической странички в И-нете… сколько их, этих страничек и групп…и что? Всем давать такие рекомендации? Секрет прост – контроль…контроль за деловой и интеллектуальной активностью…

И всё же… огромную роль в воспитании играет искусство…все виды искусства..  с точными знаниями понятно…без них – не выжить…впрочем, моя сегодняшняя собеседница рассказала о невербальном передаче знаний и опыта жизни…механические конструкции необходимы в условиях неразвитых сверх способностей… Заратустра был описан ещё Ницше…но большинство воспринимает этот текст , как впрочем и я, как вымысел…

Я была в Рёккене ( Германия), где родился Ф. Ницше, посещала дом, где прошло его детство и юность, ощутила запах пыли и солнца этого дома…скрип деревянных половиц… у гида я купила уникальную книгу первых широко неизвестных философских трактатов молодого Ницше… от него же я узнала и о нетрадиционной ориентации философа, о его первых неудачных опытах общения с женщинами, что, собственно, и определило обращение его внимания к себе подобным… я размышляла на эту тему позже, когда исследовала каменные стены и изваяния Наумбургского кафедрального Собора и слушала серебряные звуки уникального органа, на котором играл сам Бах, созерцала своды этого собора в попытке найти ответы на внутренние вопросы… Позже читала философский опус Ницше о его дружбе с Рихардом Вагнером « Казус Вагнер»… а дружба была необычной..во всех отношениях…*

Круги потихоньку замыкаются…восстанавливаются некогда нарушенные течения энергии… Вагнер, Ницше, Людвиг Баварский, Елизавета Австрийская… но это более поздние увлечения… А проблематика сверхчеловека и его реализации в современном мире актуальна как никогда…конечно, это требует осмысления и отнюдь не ординарного подхода с учетом личного опыта… осмысления тех событий, которые происходят последние пять лет…

Почему-то память вновь возвращает в детские годы…процесс воспитания личности во многом зависит и от культурной и информационной среды… конечно, Анджелина Джоли, Мишель Пфайффер, Моника Белуччи, Мишель Мерсье, Кристен Стюарт, Эмма Уотсон… ловлю себя на мысли, что не могу определиться с кинокумиршей… Но такие иконы, как Грейс Келли и Одри Хепберн, Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Роми Шнайдер, Грета Гарбо не появляются… Скарлет Йохансон? да…благодаря Вуди Алену…

Боже, как зависимы артистические профессии…как зависимы все более-менее талантливые люди от продюсеров их собственной судьбы… стала бы Алентова или Гвоздикова востребованныим с такой фактурой и внешностью, если бы не их мужья… нет-нет…ни в коем случае, не хочу умалять таланта… не претендую на разбор полетов…просто соображения, не глубокие, сиюминутные о том, как важно найти личный «двигатель»…нет предела совершенству, но вот возможность совершенствоваться и развивать свой талант зависит от патронажа, от её величества «фортуны» и его величества случая встретить в одном месте в одно время СВОЕГО человека, полюбить друг друга той вневечной любовью, чтобы творить новые миры…

Искусство кинематографа… оно приходит в наш дом, берет «за руку воображения» и уводит с собой… Будучи исполнительным директором Гильдии fashon-журналистики и работая на различные СМИ я по-честному посещала различные массовые форумы по выражению общественного и профессионального мнения по различным аспектам жизнедеятельности общества, в т.ч. и в области информации… Выступления руководителей в области печати и массовым коммуникациям анализировалось мною довольно критично…передача СМИ в частные руки и передел информационного поля чревато потерей управления общественным мнением…да, конечно, я за демократию, но…подводные камни очевидны…и это элемент свободы…свободы выбора… но…несомненно, психика молодых людей и детей в первую очередь нуждается в защите… образы мультиков крепко врезаются в подкорку головного мозга и формируют сознание… удивляюсь тем, кто имея своих детей, создают «шедевры» инакомыслия…

В Париже у меня есть знакомый русский, который занимается переводами пьес с французского на русский и последующей их продажей русским театрам… желая, вероятно, заработать, он берет самые скандальные «опусы» западных авторов , переводит и продает российским режиссерам…я не стану скрывать, что нетрадиционная ориентация в этих художественных произведениях выпирает «крупным планом»… Переводы он продает ведущим театрам страны… У него есть дочка, которую он любит и воспитывает во Франции…

Мы сидели с ним на веранде ресторана в саду Аквариум чудным сентябрьским днем в окружении желтых листьев под ностальгичными лучами осеннего солнца… он видел во мне богатую спонсоршу его проектов… не знаю, что во мне такого, что многие желают подобраться к моему банковскому счету…и кто им сказал, что он у меня есть? Владимир приехал в Москву с характерным средиземноморским загаром, отдохнувший, во французских тряпочках, которые хотя и отличались относительной скромностью, но всё же заставляли выделять его из толпы… Он рассказывал мне о своих работах и проектах… Я давно уже усвоила один поведенческий «пассаж» и честно говорила об этом студентам – « не важно, что вам говорят, не важно, о чем вам говорят, речь всегда идет о деньгах…» ну или о различных видах энергии, которые нужны людям…

Деньги, как известно, не что иное , как вид энергии… Он упомянул о своем переводе пьесы «Голубятня»…тематика очевидна…я спросила его « А вы хотели бы, чтобы ваша дочь испытала все прелести брака с геем?» Он замахал на меня руками, закричал : « Да Боже упаси! Она хорошая чудная девочка… она не так воспитана, чтобы увлечься подобным «чмо», у неё прекрасное образование, она достойна лучшей участи!»…

Я промолчала…кажется…я не стала накалять ситуацию и создавать напряженку, но… собственный папа чудесной девочки формирует культурное пространство, в котором его собственной дочери предстоит жить… конечно, великая толерантность, свобода демократии….свобода выбора… и каждый имеет право…право его личного выбора… принимаю… но где альтернатива в условиях отсутствия чистоты жанра?…жанра жизни…

И вот тут всплывает образ Одри Хепберн… я не забочусь о лаконичности, витееватости фраз…я не забочусь о логичности изложения… я просто достаю свои мысли и  перевожу их в форму слов…

Сегодня я нашла материал о способах растормошить «нашу» креативность…под номером 1 идет т.н. « фрирайтинг»…просто сесть за компьютером…и просто начать писать…. Получилось следующее:

Я положила чистый лист сознанья
Перед глазами на алтарь мечты…
Не описать обычными словами,
Как восстают во мне эфирные миры…

Я слушаю…я слушаю…внимаю
Я не желаю подчиняться разуму во всем…
Он напрягает, мыслит штампами…я знаю
Всевышний в этом абсолютно ни при чем…

Чего хочу? Сама себя я спрашиваю тихо…
Чего желаешь ты, моя прелестная душа…
Принцесса помолчала… слушаю в «пол уха»
Тишайшие шептания лишь мозга-палача…

Но вот случилось таинство… «Послушай,
Мне шепчет так тихонечко душа,
Давай с тобою полетаем… и супругу
Не надо говорить, о чем поёт мечта…

Желаю где-то там… у моря, океана
Очиститься и с ветром в прятки поиграть,
Хочу летать, хочу вздымать над облаками,
Ведь рыбе птицу абсолютно не понять…

Желаю слушать крики чаек одиноких…
А помнишь, милая, просторы? над скалой
Летали альбатросы…и бомонд убогий
Нас абсолютно не тревожил…успокой

Свой разум… мечется бедняжка…
Не знает, как ему в миру фантазий жить…
Вот сочиняет сказки…а на сердце-то рубашка
Непроницаема для фальши, лжи, тоски…

25 12 13

Оооо….ритмы меня утомили…и захотелось просто вспоминать…просто забраться в подсознание и что-то там найти…и находятся прозаические факты, многоточия, а между ними чувства, эмоции и мысли рождаются так… сами собой, не претендую на отточенность выражения сути…

Итак, образ Одри… когда он пленил моё воображение? Конечно, в глубоком детстве…и всплывает фильм «Римские каникулы»… пожалуй, любимый с её участием… любимый… конечно, не дышала… конечно, смотрела на экран не отрываясь… конечно, тончайше переживала все нюансы испытываемых героями чувств…. Но ведь запредельно нравился…и нравится Грегори Пек… ах, как ностальгично, романтично и наивно…но я обожала Вячеслава Тихонова ( Штирлиц понятно, Но « Дело было в Пенькове»…о… накал чувств! запредел!), Жерара Филиппа ( О, Пармская обитель, О, « Фанафан-тюльпан»,.. о, « Красное и черное»… О,»Тайны Версаля»)…я смотрела старые фильмы и впитывала дух романтизма… Забавный случай произошел со мной в Париже…я гуляла по набережной Сены…в зеленых бутках продаются всякие музыкальные и печатные « вкусности»… я приобрела у лоточника за 5 евро диск Жерара Филиппа, а Элвиса Пресли мне «дали в нагрузку» за «красивые глазки»…просто так…подарок…по моему выбору…а было это примерно так…

Среди плебеев, быдла и людской  толпы
Я встретила волшебника…о,  свет! О,  чудо!
Небесные глаза и сердце редкой чистоты….
На набережной Сены он торгует музыкой…богата

Его душа сверх меры дивной добротой….
Характер легкий, мягкий, добрый и волнистый….
Он обладает внутреннею редкой красотой,
Хотя вот внешне…право…. неказистый…

Жерар Филипп духовные миры объединил…
Одобрил выбор мой торговец чудесами….
«Имею ль бэби? …просто так спросил…
Диагноз мне поставил «редкой и красивой дамы»…

Сказал, что бэби будет крепко спать,
Услышав шепот милый чудного Жерара…
А Элвис Пресли – мне в подарок и летать
Так хочется от взгляда толь  волшебника,
                а толь клошара….

23.06 12, Париж, набережная Сены возле Нотр Дама.
http://www.stihi.ru/2012/07/02/9283

Ну кто ещё из мужских романтических образов?… пожалуй, немного Олег Видов…красавец… сам образ….чист… А.Абдулов…пока не встретилась с ним лично…царствие небесное…душе его… Лановой…пожалуй, запредельная красота, но в сравнении с образом Андрея Болконского ( Тихонов) конечно проигрывал… но это «взрослое» кинодетство…потом «пошёл» реал…и киногерои меня интересовали только как литературные образы не более того… а вот с героинь, конечно, я брала пример… не подражала, но заглядывалась…и, конечно, и « Римские каникулы», и « Моя прекрасная леди», и « Забавная мордашка», и  « Как украсть миллион» с Одри волновали…

Заключительные кадры « Римских каникул» я смотрела и пересматривала… вот эта киношная жизнь, а не игра…этот «натурал»-эффект пробирал до глубины… что-то «чесалось в носу»…мурашки и мороз по коже…это неявное томление и завороженность красотой пленили и погружали… вот этот «всепоглощающий обман» и стал в определенном смысле основой платформы представлений о взрослой жизни и красоте чувств…я сознательно не упоминаю об эротике…киношной эротике…но это отдельный разговор… детские «подвиги» «самовольного» и самостоятельного ухода в кино на сэкономленные на мороженом деньги в возрасте 6 лет со взрослыми подружками, бабушкины причитания по этому поводу, просмотры одного и того же фильма во время дневных сеансов и почти опоздания из-за этого в школу ( если вторая смена), индийские мелодрамы с головокружением и слезами от созерцания роковой любви… О, Боже   и ведь это всё были реально испытываемые чувства…

Только что посмотрела « Ромео и Джульетту» - 2013 с запредельно красивыми мальчиками, слабым по эстетическому ряду женским составом и толстой Джульеттой в Риа-новости…конечно, автоматом сравниваешь с вариантом 1968 г. Франко Дзеффирелли, где в роли Ромео — умопомрачительный Леонард Уайтинг,а в роли  Джульетты — несравненная Оливия Хасси… драматургия 2013 года -слабовата, но съемка и видео-ряд запредельной красоты… буквально позавчера добралась до «Паганини. Скрипач дьявола»… ну и что? Или моя искушенность…или посредственность киноработ…хотя…удовольствие всё равно некоторое получаешь… очарованность… при искушенности можно очароваться только истинностью органично помноженной на природную чистоту и непосредственность…

Ловлю себя на мысли, что «озорнушка» Одри Хепберн меня волновала, пожалуй, больше…да, в творческом тандеме с Живанши и моя любовь-симпатия к миру моды и красоты…
ИТАК,






22 03 2000
Материал опубликован в газете « Тверская , 13»и вариант в журнале «Планета Красота»


              ЕЛЕНА ВАГНЕР ФЕДОСЕЕВА

    СОЛО для ДВОИХ… «Одри и Живанши: платонический роман актрисы и кутюрье»
            

      «Нежность в ее взгляде, ее изысканные манеры с первого же         
        мгновения покорили меня»
                Юбер де Живанши

        «Корни его дружбы глубоки и мощны. Надежные ветви его
          чувств   укрывают всех тех, кого он любит…»
          из оды Одри Хепберн, посвященной вкладу                Живанщи во французскую моду
 
           Да, это была больше чем симпатия. По воспоминаниям очевидцев, между великой актрисой и великим кутюрье разыгрался своего рода платонический роман. Одри Хепберн стала музой-вдохновительницей дома моды Живанши, который создал ей образ, олицетворявший для миллионов поклонников молодость, элегантность изысканность и шик. Живанши был воспитан в духе протестантской этики. Любовь к упорному труду была свойственна ему с детства. Впрочем, Одри также относили к разряду трудоголиков. Это сближало их. Между ними возникли отношения более тесные, чем  обычно бывают   между кутюрье и его клиентом.
            Первая встреча Живанши  с Одри Хепберн произошла в его авторском салоне на улице Альфреда де Виньи, 8 в Париже. Живанши было тогда двадцать шесть лет.  Мастер женской  красоты и элегантности ожидал, что придет Кэтрин Хепберн. Он прекрасно помнил о свойственном этой актрисе беспорядке в одежде и  удивился, когда увидел  очаровательную девушку с «лицом эльфа и глазами олененка». Она была в клетчатых брюках и белой футболке. Ее фигура была великолепна, словно специально создана природой для демонстрации его  моделей. « Я всегда старался делать вещи чистыми и простыми. Форма и силуэт должны подчеркивать достоинства тела. Модельер не может противостоять природе женщины»,- говорил Живанши. Органичная взаимосвязь формы и силуэта костюма и предпочтительного типа внешней красоты для художника – безусловна. Его модели инспирированы именно свойствами личности, для которой он их создавал. Особая элегантность, обусловленная  благородством души, глубиной чувств, терпением, силой, жертвенностью и излучаемое обаяние Одри Хепберн  освещали все творчества гениального Мастера. Именно она стала прообразом всех его моделей. Первое знакомство двух великих людей переросло в нежную дружбу.
              Живанши создал для Одри имидж, неподвластный времени. Его своеобразный и  узнаваемый стиль  был классически прост, не стеснял движений. Туалеты Одри  были удобными, вызывающими ощущение комфорта. Мастер часто повторял: «Женщина не просто носит платье, она живет в нем». В честь Одри Живанши изобрел духи «Запрет», назвал одну из тканей «Сабрина» и даже принял на работу манекенщицу по имени Джекки потому, что она была похожа  на нее.
            В свою очередь Одри Хепберн позаимствовала от великого кутюрье космополитичность, которая отличала ее от молодых звезд той поры. Когда Одри пришла в салон Живанши, она еще  не сформировалась как актриса.  Ее экранное «Я» находилось в процессе становления и было далеко от совершенства. Кутюрье, образно говоря, дал ей зеркало и показал  женщину, которой она может стать. Подобно ему, она  на удивление упорно занималась созданием своего образа. Одри всегда вспоминала о туалетах, которые Живанши создал для «Сабрины»: « Одно из них было классическим, почти строгим вечерним платьем с нахальным маленьким бантиком на одном плече, что придавало ему легкость и ироничность, которые мне так нравились».  Великолепный туалет из белой органди с черной отделкой, который запечатлен на фотографии, также был создан великим кутюрье для фильма «Сабрина».
            Одри посещала все демонстрации моделей великого кутюрье. Она фотографировалась в туалетах  из его коллекций. В пятидесятые годы звезды кино и эстрады  одевались довольно экстравагантно. Их считали людьми особого сорта, у которых и одежда должна быть неповторимой. Однако гардероб Одри отличался простотой, в нем  не было вульгарности, присущей дорогостоящей экстравагантности. Можно лишь догадываться какова цена этой простоты. Ведь создателем ее гардероба был Живанши. Его чистые «линии», стали зримым символом личности Одри Хепберн. А прическа «под  мальчика»  долго ассоциировалась с образом Одри и после того, как она от нее отказалась. Этот стиль продолжает жить и после ее кончины. В 90-е годы  многие эстрадные певицы и супермодели мирового подиума на глянцевых обложках  модных журналов – Линда Евангелиста, Люси де ля Фалез, Кейт Мосс, казались воскресшей Хепберн.
            Конечно, в отношениях Кутюрье и его музы не все было так гладко и безоблачно. Достаточно вспомнить факт, что знаменитый дизайнер отказал великой актрисе в удовольствии воплотить на экране один из самых пленительных образов мировой классической литературы – Наташи Ростовой в туалетах своей работы. Он полагал, что работа над «историческими» костюмами подорвет его авторитет лидера в современной моде. Однако, чувствуя свою вину, он несколько раз прилетал в Рим, чтобы оценить выбор тканей и цветов для туалетов Одри в «Войне и мире».  Ее менеджер по связям с прессой и общественностью Генри Роджерс вспоминает, что Одри никогда не получала денег за  рекламу моделей Живанши. Ей даже приходилось  покупать посвященные ей духи за собственные деньги.  Но эти факты ничуть не омрачали отношения самой Одри к «ваятелю ее стиля». Актриса была убеждена, что близкие, дружеские отношения не должны превращаться в финансовую сделку.
            Один из самых впечатляющих эпизодов в «Смешной мордашке» увековечивает Одри в качестве эффектной модели Живанши. Актриса показывает коллекцию моделей «от кутюр» на фоне парижского вокзала, цветочного рынка, Лувра, а ее партнер по фильму Фред Астер имитирует работу фотографа журнала мод. Стоп-кадры с Одри –  волшебные мгновения, схваченные на лету. Появляясь  из-за статуи крылатой богини Ники, она  бежит вниз по ступенькам большой лестницы Лувра с красной вуалью, развевающейся подобно ее собственным, но незримым для публики, крыльям «богини экрана». Реальный Париж, кинофантазия и упоительная гармония красоты слились для нас воедино в этом фильме. «Я ужасно боялась упасть с  лестницы, - вспоминала она позже, - высокие каблуки, все эти ступеньки, длинное платье Живанши…».
             Годами позже Живанши предстояло создать новый образ Одри Хепберн, учитывая взгляды и вкусы молодого поколения. В фильме «Как украсть миллион», снятого на «Studio de Boulogne» в Париже, Одри была  «женщиной нового стиля». Ее привычная элегантность осталась при ней, но Живанши придал ей вид «стиляги». На ней было трико с модным рисунком «ромбиками», волосы подстрижены по-новому, юбка укорочена, каблуки стали пониже. Живанши одел ее в костюм  из ткани «в елочку» и блейзер «в рубчик» с плоскими медными пуговицами.  Одна из ее шляпок напоминала белый мотоциклетный шлем, а большие выпуклые солнечные очки делали Одри похожей на инопланетянку. В ее облике чувствовался легкий поклон Мастера в сторону «Битлз». По возрасту Одри относилась уже к «старшему поколению», которое все же могло претендовать на некоторое влияние и связь с молодежью при условии соответствующей внутренней и внешней перестройки. Фильм «Как украсть миллион» доказал, что Одри благодаря усилиям Живанши и своей собственной работе способна завладеть сердцами и воображением молодого поколения, стать в очередной раз кумиром и объектом для подражания.
            Юбер де Живанши лепил свою Музу с любовью. Предела для совершенства, как известно, нет. И свое жизненное кредо – защиту  Красоты, Добра и Истины от разрушителей Гармонии в любви, жизни и искусстве он воплощал в своих творениях, которые Одри считала защищающими от зла. И правда, понятие Гармонии в искусстве создавать одежду заключается в соразмерности, пропорциональности и, как ни странно, - в единстве многообразия. Одри умела ценить его всегда узнаваемый стиль, который проявлялся в утонченной женственности и восхитительной простоте, именно в том, что присуще истинному аристократизму.  На протяжении всей его жизни, даже после ее кончины, образ Одри  продолжал вдохновлять  художника и освещать его творчество.   Он говорил: « Я не могу отделить себя от нее.  Я чувствую ее постоянно. В каждой коллекции мое сердце, все, от эскиза до модели связано с Одри… Она всегда рядом со мной».  В 1993 году, когда Одри не стало, он оказался в числе  самых близких мужчин, которые несли ее гроб из светлого дуба к небольшой сельской церкви в Толоншеназе недалеко от Лозанны, где друзья отдали последнюю дань Великой актрисе,  преждевременный конец которой  заставил содрогнуться весь мир.
              Она обладала редчайшим даром скромно носить очень дорогие костюмы и «дорого» выглядеть в простой одежде. Одри Хепберн и понятие «шик» в творчестве Живанши – нераздельны. Он творил для женщин, которые умели так же, как она, ценить изощренную простоту его моделей, обладали редким природным вкусом, достоинствами душевного мира, наконец, определенным состоянием ума и шиком, поскольку природа и корни его, конечно же, во все тех же свойствах личности. Платонический роман Художника и его Музы преобразил весь мир. Да, любовь помогает не только в искусстве…
Прим. *8 ноября 1868 года Ницше познакомился с Рихардом Вагнером. Он резко отличался от привычной и уже тяготившей Ницше филологической среды и произвёл на философа чрезвычайно сильное впечатление. Их объединяло духовное единство: от обоюдного увлечения искусством древних греков и любви к творчеству Шопенгауэра до чаяний переустройства мира и возрождения духа нации. В мае 1869 года он посетил Вагнера в Трибшене, став для того практически членом семьи. Однако их дружба длилась недолго: всего около трёх лет до 1872 года, когда Вагнер переехал в Байройт, и их отношения стали охлаждаться. Ницше не смог принять возникших в нём перемен, выразившихся, по его мнению, в измене их общим идеалам, потаканию интересам публики, в конце концов, в принятии христианства. Окончательный разрыв был ознаменован публичным расцениванием со стороны Вагнера книги Ницше «Человеческое, слишком человеческое» как «печального свидетельства болезни» её автора[2].
Перемена отношения Ницше к Вагнеру была ознаменована книгой "Казус Вагнера" (Der Fall Wagner), 1888, где автор выражает свою симпатию к творчеству Бизе.