Почему я ушел из школы

Роман Рябинин
В последнее время тема образования в нашей стране стала очень обсуждаемой. Особенно много говорят и пишут о проблемах средней школы. Пожалуй, на первое место выходит вопрос о кадрах. Общественное мнение склоняется к тому, что скоро в школах некому будет работать, так как работа учителя стала непрестижной и малооплачиваемой.

Как человек, проработавший в системе образования немногим больше шести лет, я могу сказать, что имею некоторое представление о нюансах этой работы и вправе выразить свое мнение о происходящем в школе.

Для начала — о себе. Будучи преподавателем русского языка и литературы, работал в одной из сельских школ на так называемой периферии в небольшом хуторе. Нагрузка была небольшая — полставки.Мне, если честно, больше и не надо было, так как на ту зарплату в триста рублей за два дня работы (это было в 1999 году) особо не разживешься. К тому же были другие источники дохода, а школа так, для поддержки штанов. Ездил на работу на рейсовом автобусе, проезд оплачивал отдел образования.

В принципе, все было нормально, пока не приехала комиссия из районо. Представьте себе ситуацию: две замечательных женщины- методиста, ни дня не проработавших в школе, рассказывают мне, что у них к моей работе очень много замечаний. Я им говорю:—"Милые мои, за эту зарплату я на этой прекрасной работе могу только курить"—. На что в ответ услышал буквально следующее: —"Не нравится, увольняйтесь."—



Ах, как же я расстроился. Мне же без этой зарплаты жизнь не мила и чем же я семью кормить-то буду и т.д. и т. п. Поверили? Правильно, что нет. Написал заявление и перекрестился левой пяткой. Потом на мое место еле-еле нашли женщину, тоже из райцентра, как и я, которая стала ездить в эту школу на том же рейсовом автобусе. Через некоторое время я узнаю, что отдел образования перестал оплачивать проезд, а она все равно ездит, оплачивая дорогу из своей скудной зарплаты. Как-то встретил ее и спрашиваю, почему так. Она произнесла фразу, которую я часто потом слышал от других преподавателей: —"А что делать? Надо же как-то жить."—

Не помню, кто сказал, что выбирающий между войной и унижением последнее в итоге получает и то и другое. Ну ладно, эта женщина честно призналась в своей беспомощности. Но как часто мне приходилось и приходится слышать от жалующихся преподавателей фразу: кто-то же должен учить детей. Прошу прощения, если кого-то обижу, но, по моему мнению, это просто плохо замаскированное признание в собственной несостоятельности. Здесь надо сделать оговорку: я сейчас говорю о тех преподавателях, которые недовольны. Если кого-то все устраивает, что ж, замечательно. В то же время многие высококвалифицированные педагоги нашли себя вне школы, в том числе, и в репетиторстве. Значит, жалуются или предпенсионеры и пенсионеры, которым поздно что -то менять, или люди, не уверенные в том, что они смогут заработать где-то, кроме школы. До поры до времени именно на этих людях школа и держалась. Но ничто не вечно под луной, особенно пенсионеры -преподаватели.

Ау, ребята (это я сейчас всем тем, кто по своей должностной обязанности сокрушается о катастрофической ситуации со школьными кадрами). Вы что, еще лет двадцать назад не могли спрогнозировать, к чему приведет вся эта хамская, не побоюсь этого слова, политика по отношению к одному из столпов общества — учителю? Или вы думали, что очередь из желающих работать в школе в нынешних издевательских условиях будет бесконечной? Зачем, скажите мне, идти на школьную голгофу, если рядовому продавцу в любом магазине платят больше без всякой бумажной волокиты; где нет обнаглевших учеников и выгораживающих их родителей; где человеку не твердят с утра до вечера о священном долге, при этом делая все для того, чтобы это стало пустыми словами.

Мне еще нет пятидесяти, но я не рассматриваю возвращение в школу при сохранении нынешних условий, потому что честен по отношению к самому себе: простите, но я не готов унижаться.