2020. 01. 17. Как мы вскочили на хвост птицы 2019

Ольга Немежикова
Конец 2019 года оказался с сюрпризом — нежданным, как ему и полагается. И случилось это благодаря автору сайта Птицы Сибири Марии Дёминой и лебедю-шипуну.

С Марией Дёминой мы познакомились года полтора назад на Красноярских Столбах: я сидела в придорожной канаве, фотографировала не то веронику дубравную, не то лютик едкий, а Мария не прошла мимо практикующего натуралиста. О снимках птиц мне и не мечталось — слишком подвижные и небольшие объекты, то ли дело растения, которые с любой стороны можно спокойно обойти, не опасаясь, что исчезнут.

Слово за слово, оказалось, Мария — опытный орнитолог-наблюдатель, от неё я узнала о замечательном сайте. Зашла и была поражена обилием крылатой красоты, а, главное, видов птиц в Сибири!

Однако наблюдение за птицами требует времени, весьма дополнительного, а потому ни о чём подобном не помышляла, разве что фотографировала подлетевших птичек наряду со зверьками, пейзажами и растениями, и писала на Прозу.ру заметки о встречах и радостях лесных прогулок.

И вот этой зимой мне удалось выбраться с Марией на первую в своей жизни «птичью» прогулку. Привела она меня на Центральную набережную… Боже мой! Там я впервые (!) увидела чечёток, щуров и того самого залётного белолобого гуся! Восторг вспыхнул, чтобы продолжиться: на следующий день мы отправились с Марией от Виноградовского моста до Октябрьского по острову Татышев. Там Мария показала мне шилохвость, морянок и гоголей, а также урагусов — этих жемчужно-розовых эльфов, о существовании которых я знала, но увидеть даже не чаяла, настолько они мне казались сказочными существами, являющимися, не иначе, как только во сне... Не меньшее впечатление произвела на меня встреча с резвой крохотулей пищухой, малым пёстрым дятлом (этого игрушечного дятла теперь повсюду встречаю) и краснозобым дроздом (с того момента дрозды для меня ощутимо «различились» по видам). Фейерверк лайферов: кто был — тот знает! И гибридная ворона в придачу!

Сколько местообитаний именно птиц было открыто в этот восторженный период непосредственно рядом с моим домом, в шаговой, 15-20 минутной доступности: остров Отдыха и берега, бурьяны котлована на Предмостной площади, яблочные аллеи близлежащих улиц! Выглянуло солнышко, и выходи, наблюдай, фотографируй, отдыхай от трудов и суеты! Словно попадаешь в другой мир, где время течёт иначе, да что там течёт — в вечность идёшь напрямую, настолько всё преходящее остаётся где-то там, за спиной.

Но продолжу эпопею вхождения. На третий день мы с Марией отправились к восточной окраине острова Татышев. И здесь имеет смысл рассказать чуть подробней, поскольку вот он, разлом «до и после».

Неспеша идём вдоль берега от дамбы, соединяющей острова Сапожок и Татышев, по направлению к Советскому району, и вдруг Мария в бинокль что-то невероятное видит на синих водах Енисея. А день выдался тёплый и какой-то разудало солнечный: цвет голубого неба в реке усилился до неонового, и среди этой сказочно-синей стихии пронзительно белеет одинокая точка, которую и заметила Мария. Точка эта, однако, по всем прикидкам была подозрительно крупнее самого крупного гуся. Лебедь?! Здесь, у нас?!

Как мы бежали к нему по фьордам! «Клюв, мне надо увидеть его клюв!» — отдышавшись, сказала Мария. Какой там клюв, подумала я, птица находится так далеко, что без бинокля даже шея не различима! На каждом изгибе острова (именно в этом месте берег словно петли нанизывает) мы ненадолго останавливались и фотографировали, что видим. Но птица мирно кормилась на удобном ей рукаве, то опуская голову ко дну, то вынимая её из воды и величаво оглядывалась.

Добежали! И не просто добежали, а добрались до кратчайшего расстояния, позволившего сделать вполне приличные фотографии на память о столь редкой встрече с лебедем-шипуном, клюв которого Мария, таки, разглядела.

Александр, мой муж, был потрясён «уловом», который я принесла. Он пейзажист, миниатюрист, и птиц специально тоже никогда не снимал. Конечно, он с интересом отредактировал фотографию лебедя, на которую мы вместе любовались, ибо достойное дело своих рук, согласитесь, обладает чарующей привлекательностью для самого творца в первую очередь.

И тут я решилась, несмотря на невозможную занятость, конца которой, конечно, не чаю (и оно хорошо), зарегистрироваться на сайте Птицы Сибири. Рискнуть! Вдруг получится стать бёрдвотчером?! Тем более невозможно редкий у нас лебедь-шипун был «на руках» — так хотелось его портрет ещё кому-то показать, да не просто кому-то, а кто оценит, поймёт, почувствует и откликнется сути красоты изображённой. И зарегистрировалась 2 декабря 2019 года.
Время показало, что время на птиц нашлось: душа раздвигается, когда корабль из дока выходит в открытое море. В ближайшие выходные мы с Александром отправились на то же место — он сам, конечно, хотел заснять самую белоснежную птицу. Но лебедь уже улетел, однако Александра крылом «обмахнул» тоже: теперь по выходным мы вместе идём наблюдать птиц и, конечно, снимать. У него в руках фотоаппарат, а мне купили бинокль — вещь, сколь доступная, столь и необходимая для данного увлечения, да и позволяет чувствовать себя во время фотосессии тоже при деле.

Нам интересно в процессе наблюдения за птицами создать художественные изображения птиц в среде обитания. Изображения, наряду с заметками о наблюдениях, придают форму такому интересному содержанию, как бёрдинг. Создание формы — уже творчество, которым можно делиться, и это вдохновляет, придаёт жизни вкус и питает желание жить, которое в современном мире хронически в дефиците. Тот случай, когда мир, если что и спасёт, то это будут, конечно же, птицы!

Вот такая история о начинающих бёрдвотчерах.

*Среди такой умиротворяющей красоты лебедь набирался сил.
Автор иллюстрации Александр Немежиков