Интервью 2

Сафари
- Меня смущает, ваша категоричность в определении веры, в нашем мире жестокой конкуренции, такая безоговорочность и полное повиновение воле бога небезопасны для верующего.
- Возможно…, впрочем, если подумать и вспомнить закон о действии и противодействии, из школьного курса физики, положение тех, кто верит не так уж безнадежно, как кажется. Нельзя давить на то, что не сопротивляется, бороться с тем, кто не противиться.


- Идея непротивления? Красиво, но не практично!
- Лишь на первый взгляд, если задуматься это неплохой способ избежать неприятностей. Но есть небольшой, но существенный нюанс, как и вера, он категоричен, частично не работает, только полное непротивление.
- Но это невозможно, вероятность близка к нолю.
- Абсолютный ноль недостижим, но параметры близкие к нему уже начинают работать, так и с верой.


- И как, по-вашему, это работает?
- Представим себе человека с абсолютной верой, назовем его «Человек веры». Если он во всем полагается на бога, то не испытывает страха, так как уверен, что тот его защищает, верно? 
- Верно, но человек не испытывающий страха, будет подвергать себя опасности, именно  страх удерживает нас.
- Да, но по правилам, он не может подвергать себя опасности, это означало бы сомнение в боге, попытка проверить, способен ли он его защитить. От опасности его удерживает не страх, а вера.


При этом у него нет внутренних противоречий, соответственно он спокоен и уравновешен, от него не будет исходить никакой агрессии. Как бороться с тем, кто не представляет никакой опасности, нет мотивации, нет необходимых для борьбы раздражителей, происходит разрыв шаблона, и привычные алгоритмы не работают. Рядом  с ним агрессия ослабевает, не получая подпитки, наоборот с ним комфортно, можно расслабиться.
 - Я, кажется, понял вашу логику, любое неразумное поведение воспринимается им как сомнение в боге. То есть он поступает в соответствии со здравым смыслом и при этом сохраняет спокойствие и абсолютно не агрессивен.
 - Это естественно, ведь для него душа, совесть, разум от бога, его частица в нем. Следовать здравому смыслу, поступать по совести и не противоречить душе для него и есть исполнять волю бога.


- Но если с ним все-таки случается неприятность, что тогда? Ведь на самом деле он от них не застрахован.
- На то воля бога, может, этим он уберег его от большей неприятности, он примет это с благодарностью и будет действовать исходя из измененных богом реалий.
- Так он смирится с произошедшим или будет двигаться дальше своим путем? Если неприятность от бога, он должен смириться и отказаться от задуманного.


- Вы неверно понимаете его психологию, в его восприятии бог не запрещает, а наоборот, помогает ему найти верный путь к задуманному. Свершившееся, это новые вводные от бога, в задаче, которую он решает. Он смиряется с реальностью, и решает свою задачу исходя из нее, вполне здравое решение.
- Это называется позитивным мышлением.
- А теперь отвлечемся от божественного, проанализируем исходя из реалий, сравним нашего «Человека веры» с обычным человеком, у кого больше шансов спастись в сложной ситуации?
- Без сомнений, у первого!


- Скажу больше, у него больше шансов вообще не попадать в подобные ситуации.
- Мне нравится, давайте дальше рассматривать гипотетического «Человека веры». Если во всем полагаться на бога, можно вообще ничего не делать, сидеть и ждать милости.
- Если бы бог служил человеку, возможно человек так бы поступил, но все в точности наоборот, и раз бог дал тебе жизнь, ты должен как минимум ее сохранить, обеспечив себя всем необходимым для этого. Ты не можешь отказаться от его дара, ты ему для чего-то нужен, ему нужны твои мысли и дела. Вот примерно, на мой взгляд, образ мышления нашего человека.


- То есть для его образа мысли самоубийство неприемлемо?
- Не только самоубийство, но и бездействие могущее привести к смерти, ваш вариант ничего не делать, полагаясь во всем на бога, не подходит.
- А если он не может, нет больше сил, руки опускаются, что тогда?
- Бог дал тебе способность мыслить,  руки чтобы их воплощать, указывает путь, воспользуйся этим, ищи решения задач стоящих перед тобой. Он дал тебе все, остальное зависит только от тебя.


- Необычный образ верующего, мне он представлялся  молящимся и прославляющим бога, смирено ждущим милостей от него.
- Богу не нужны молитвы и прославления людей, ему не нужна их вера, вера нужна человеку, это и есть его помощь и защита. С точки зрения «Человека веры» мы, неспособные верить, просто глупцы, отказывающиеся от бесценного дара, несчастные, вынужденные бороться за ненужное. Собаки, грызущиеся из-за кости, вместо того чтобы есть мясо со стола.


- А как на счет науки отрицающей бога, ее достижения, идеи, технические новинки, как наш человек может к ним относиться?
- Вера предполагает, что все от бога, все происходит по его замыслу, в том числе и  отрицание бога. Соответственно он принимает все и берет оттуда то, что ему нужно.
- Но ведь мир многообразен и противоречив, есть вещи диаметрально противоположные, невозможно принять все.
- Принять не означает использовать! Бог дает выбор, взять то, что тебе нужно в данный момент, опираясь на ощущения того божественного, что в тебе есть. Вера не предлагает брать все что, дают, она не позволяет отвергать остальное созданное богом, бороться с ним.


- А как же добро и зло, и то и другое от бога. Не надо бороться со злом?
- Не существует добра и зла самих по себе, возьмем топор, им можно и дом построить и убить, все зависит от того, как им пользоваться. Или солнце, оно кого-то согревает, а кого-то испепеляет жарой, стоит ли его винить и бороться с ним? Разумнее: когда холодно греться под ним, а когда жарко прятаться в тени. Все зависит от поведения человека, он сам творит и добро и зло.


- Как вы думаете, наш человек будет рассказывать о вере, убеждать других в ее преимуществах? Ведь это поможет другим поверить, принять бога.
- Вряд ли, ведь он знает, что бог предоставляет всем такую возможность, воспользоваться или нет ею, каждый должен решать сам. Вера не нуждается в доказательствах, необходимость доказательств разрушает ее. Каждый должен прийти к ней самостоятельно, это процесс сугубо личный, я бы сказал интимный, есть сокровенное, о чем человек не может говорить ни с кем, кроме бога, поскольку, тот знает о нем априори. Вера это доверительное общение человека с богом.


- А как же чудеса, творимые богом?
- Давайте рассуждать логически, предположим, что бог есть. Исходя из этого, моделируем ситуацию. Определим для себя кто такой или что такое бог, концептуально, максимум, что мы можем о нем представить. Он по определению вечен, разумен, всезнающий и всемогущий, он явно не материален, ведь нас с ним связывает не наше материальное тело, а нечто эфемерное, нематериальное в нас, которому мы никак не можем дать точное определение. Он находится вне времени и пространства, я даже не говорю, существует, потому что не знаю, кто он или что, и знать не могу. Он создает время и пространство, задает закономерности, по которым они функционируют, а наше мышление не может выйти за рамки времени и пространства. Если рассуждать здраво, зачем ему нас в чем-то убеждать, творя чудеса, зачем ему вообще наша вера?


- Может, хочет помочь, подсказать, направить на путь истинный.
- Неужели вы думаете, что он, создавая наш мир, создавал каждую песчинку, каждого человека и так далее. Здраво рассуждая, если он и создал этот мир, то он лишь создал среду, запустил в ней процесс, определил его параметры и задал закономерности. Поэтому он и знает, что происходило, происходит, и будет происходить в любое время в любом месте, зачем ему вмешиваться в процесс, причем на таком ничтожном уровне, если все идет так, как он задумал?

 
- Скажем что-то подправить, внести корректировки.
- Если бы он был человеком, так оно и было, но бог по определению не может ошибаться, следовательно, и корректировать нет необходимости, все идет так, как он хочет. Люди, рассуждая о боге, пытаясь понять его, допускают элементарную ошибку, по привычке, ставят себя на его место, забывая, что бог не человек. Отсюда у бога появляются знакомые до боли качества человека, его мотивы и страсти. Неужели можно всерьез рассуждать, что бог может кого-то карать, гневаться на кого-то или награждать?!


 Если вчитаться в тексты, рассказывающие о боге, размышления людей о нем, видно как люди вольно или невольно представляют его как человека, приписывая ему свои мотивы и качества. Пытаясь понять бога, человек опускает его до своего, понятного ему уровня, воспринимая как некоего супермена, поскольку подняться до уровня бога он не в состоянии.
- Но ведь и вы, рассуждая о боге, ставите себя на его место, разве не так. 


- Вы правы, так устроено наше мышление, но это лишь мое представление о боге, каков он, если есть. Я не претендую на истину, я стараюсь, оставаясь в рамках разумного, понять лишь механизмы и принципы создания и функционирования нашего мира, если он был создан богом. Но я даже не пытаюсь понять мотивы и логику бога, если они есть у него в нашем понимании, скорее он использует нечто кардинально иное, недоступное нам. Мы зачастую не в состоянии понять даже свои мотивы.


- По-вашему ни библия, ни слова пророков не являются посланием бога, а лишь представлением человека о боге и его творении?
- Бог знает, что человек не в состоянии его понять, и пытаться донести до него что-то бесполезно. Представьте человека от одиночества разговаривающего со своей собакой, делящегося своими мыслями и переживаниями, что способна понять она?


Максимум, смотреть на него преданными, понимающими глазами и вилять хвостом, она может чувствовать настроение хозяина, но не в состоянии понять его мысли. А ведь человек и собака на девяносто девять процентов одинаковы, схожие органы чувств, физиология, инстинкты. А между нами и богом непреодолимая пропасть, если нас что-то и связывает, то лишь нечто эфемерное и непостижимое. Как мы можем понять его? Только вера.


- Выходит, ни библия, ни слова пророков к богу не имеют никакого отношения?
- Непосредственного - нет, но раз они появились, значит так было задумано и все-таки отношение к нему имеют, как и все остальное. Человек должен был когда-то прийти к пониманию, что мир един и взаимосвязан, есть нечто, что объединяет его, а каким словами он это опишет, не имеет значения. Бог от нас ничего не скрывает, ни истины, ни знаний, все лежит в открытом доступе, это мы, способны воспринимать их, лишь в меру своего разумения.


- Но бог может наделить нас такой способностью.
- Представьте, что будет, если наделить современного человека, знаниями доступными богу? То-то же, бог знает, что до некоторых вещей надо дойти самому, чтобы правильно ими пользоваться, ему незачем что-то нам давать, все им заложено изначально, всему свое время и место. Мы можем прийти к разумности, способности понимать суть вещей лишь в процессе развития. Если конечно это заложено богом. А вера, скорее альтернативный, более короткий  путь к богу. Как с той собакой, чувствует, но не понимает, впрочем, понимание вере и не нужно.


 Если резюмировать: вера дает человеку приоритет сознания и разума (пусть внешнего) над его животными инстинктами, как минимум равновесие.
- Боюсь спросить что, по-вашему, тогда церковь?
- От веры она отдалилась, когда ее члены впервые попытались понять бога, толковать его замыслы, а с появлением понятия ересь, когда одна часть набралась наглости утверждать, что понимает лучше других замыслы и намерения бога, свернула с пути к нему.
- Выходит, церковь бесполезна для веры, зачем она нужна богу?


- У бога ничего не бывает бесполезным, из церкви выросла современная политика, государственное устройство, она объединяет людей желающих верить, а вера может прийти независимо от политики церкви. Зачем богу все это? Не знаю, лишь для нас все это нечто значимое, а для бога всего детали его замысла, масштабы которого для нас непостижимы. У бога нет лимита времени, процесс может длиться вечно, он никуда не  спешит.


- А как, по-вашему, относится наш «Человек веры» ко всему этому?
- Думаю, как ко всему, что создано богом, принимает, ничего не отвергая, берет все, что по душе, что не противно совести. Он способен наполнять содержанием любые пустые формы.
- Выглядит логично, только с верой не все ясно, настолько просто, что кажется невозможным.
- Никто не обещал, что верить легко, и доступно каждому.