Динамика формирования нового социального фрактала

Антония Ильинская
Л. А. Кулак (псевдоним Антония Ильинская), инженер, доктор философии.
Член ОО МАИТ, основатель научного направления Фрактальный Синтез.
Авторская Лаборатория Образного Синтеза в составе МИГЭП (Международный Институт Гуманитарных и Экологических Проектов) при ОО МАИТ (Общественное Объединение Международная Академия Информационных технологий),
Минск, Беларусь – Торонто, Канада – Флорида, США
L.A. Kulak (pen name Antoniya Ilyinskaya), MD in engineering, PhD in philosophy.
Member of PA IAIT, founder of the scientific direction Fractal Synthesis.
Author's Laboratory of Imaginary Synthesis as a part of IIHEP (International Institute for Humanitarian and Environmental Projects) at PA IAIT (Public Association International Academy of Information Technologies).

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО СОЦМАЛЬНОГО ФРАКТАЛА - СИСТЕМОТИП ЛИЧНОСТИ.

1.ФРАКТАЛЬНОСТЬ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФРАКТАЛЫ.
2.НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФРАКТАЛ – СИСТЕМОТИП ЛИЧНОСТИ. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ.
3.СИСТЕМОТИПИЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ.
4.ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СИСТЕМОТИПИЧНОСТЬ.
5.ВЕДУЩАЯ РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМОТИПИЧНОГО МЫШЛЕНИЯ.
6.АКТУАЛЬНОСТЬ РОЛИ ИСКУССТВ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМОТИПА ЛИЧНОСТИ.
7.ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ. ТЕНДЕНЦИИ В СОЦИУМЕ.
8.ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО И СИСТЕМОТИПИЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ.


1.ФРАКТАЛЬНОСТЬ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФРАКТАЛЫ.

После открытия Бенуа Мандельбротом принципов фрактальной геометрии для формульного описания природных процессов фрактальность как основной принцип, заложенный в природопостроения, находится под пристальным вниманием научной мысли и продолжает своё развитие в различных областях научного познания.
Открытие принципов фрактальности имеет фундаментальное значение для понимания организации миропорядка. Это вносит весомый вклад в развитие всех фундаметальных наук, а также и в развитие философской мысли в каждой из них, поскольку принципы фрактальности присущи всем плоскостям бытийности и наглядно демонстрируют, каким образом в природе осуществлены построения от простого к сложному. Научный вывод, сделанный о фрактально-голографическом строении вселенского пространственно-временного континуума, подтверждает значимость открытия принципов фрактальной упорядоченности.
«Какой бы сферы мы ни коснулись и ни начали выстраивать логически верную цепочку рассуждений, мы непременно упрёмся в начальную точку, в Базовый Фрактал данной плоскости бытийности, от которого ветвится истинное положение вещей и от которого будет верным ход мыслей. В биологической Ткани базовым Фракталом является клетка, в растительном мире – это семя, в речи – это слово, в слове – буква, в числовой последовательности – единица, в социуме – индивидуум, в социальной структуре – семья, в мире элементов – атом, в мире атомарных соединений – молекула, в ДНК – ген, а в основе всего независимо от уровня – Исходная Субстанция».  [1]
Клетка, семя, слово, буква, единица, индивидуум, семья, атом, молекула, ген выступают в качестве базовых основ в конкретной системе их принадлежности. От этой основы алгоритмично будет происходить дальнейшее ветвление, иными словами, «изгибы» – самоподобные фракталы разного рода образований и формопостроений: биологического организма, растения, языка, числового ряда, социума, вещества и т.д. Эти основы можно назвать исходными фракталами обозначенных в примере систем.
«Применительно к социуму, состоящему из человеческих особей, имеющих некий социальный и юридический статус, будем понимать под фракталом цепочки, возникающие между членами социума в процессе человеческих отношений (имущественных, информационных, интеллектуальных, эмоциональных, физиологических и иных)». [2]

2.НОВЫЙ ФРАКТАЛ – СИСТЕМОТИП ЛИЧНОСТИ. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ.

С точки зрения фрактальных построений могут рассматриваться феномены жизни отдельного человека как индивидуума, а также и общества в целом. При этом от индивидуума либо общества в целом могут происходить алгоритмичные ветвления цепочек по различным направлениям, но по итогу все они, делясь на ответвления, интегрируются вновь в единый, но уже иной по качеству и содержанию блок (новое семя), иными словами  исходный фрактал порождения, но уже на новом витке спирали в эволюционном процессе. Этот процесс дробления (ветвления, дифференциации, разворачивания или эволюции) с последующим интегрированием (синтезом в одно), но уже на ругом витке происходит также постоянно, ритмично и циклично согласно действия Универсальных Законов и во всех сферах бытийности.
В сферах социума постоянно формируются фрактальные цепочки, которые своими изгибами создают серии социальных сообществ, соединённых между собой взаимосвязями, формирующимися на основе взамодействия членов социума в различных областях. Эти взаимосвязи также имеют свой ритм и цикличность, они возникают и распадаются.
Данная работа посвящена вопросу динамики формирования нового социального фрактала – системотип личности, предпосылкам и. Для  понимания нововведённого понятия «системотип» используется фрактальная цепочка Архетип – Генотип – Фенотип – Системотип, предложенная автором Кулак Л.А. (литературный псевдоним Антония Ильинская) в авторских работах [2], [3], где подробно рассмотрены новые понятия.
Данная работа предлагает дальнейшее рассмотрение фрактала «системотип» в контексте обозначенной темы.
Формирование любой фрактальной цепочки определяется дальнейшей тенденцией развития социума и его членов и диктуется прежде всего жизненной необходимостью, а также творческой активностью членов человеческого сообщества. Актуализация проявления следующего блока в цепи фрактальных наращиваний определяется прежде всего основой и последующими алгоритмичными закладками.
Базой для формирования системотипичности послужили уже известные науке архетип, генотип и фенотип, включённые в приведенную выше фрактальную последовательность, а актуализизующим фактором является тенденция мирового сообщества людей к интеграции, универсуализации и унификации.
Виртуальное интегрирование происходит в информационной сфере через интернет и мобильную связь. Территориальное интегрирование людей из разных наций и этнических групп происходит повсеместно за счёт волн иммиграций. Языковое унифицирование происходит за счёт использования в средствах передачи информации через компьютерную технику и во всех международных контактах терминологии английского языка. Эти тенденции способствую универсуализациии фенотипичности, а быстрые контакты через интернет и сокращение информационных расстояний способствуют быстрому копированию социальных паттернов независимо от территории проживания.
 Предпосылкой для формирования системотипичности служит также
изменение качества жизни, которое прямым образом влияет на изменение качества личности. Человечество уже достигло определённой зоны комфортной жизни, снизив процент тяжёлого физического труда, создав жилищные условия, обеспеченные средствами для поддержания температурного режима, хранения продуктов питания и облегчения труда в быту. Технический уровень развития с введением ИКТ (информационно-коммуникационных технологий – электронное правительство, криптовалюта, беспилотный транспорт, искусственный интеллект) предлагает дальнейшие услуги по улучшению качества жизни. ИКТ расширяют возможности развития международного сотрудничества, формируют глобальное информационное и киберпространство. Это должно иметь цель дальнейшего развития творческого потенциала и способностей, совершенствование межгосударственных связей, сохранение экологии и ведение здорового образа жизни, что в свою очередь повлияет на качественые изменения личности и сообщества людей в целом.
«Формирование нового качества личности с планетарным мышлением будет являтся основой для качественных изменений сообщества людей в целом и образования иных подходов к межгосударственным контактам. Качественное изменение группы людей ведёт к формированию в ней лидера с новыми качествами, лидеры с новыми качествами формируют межгосударственные связи на качественно новой основе. Интеграция может произойти только на качественно новой основе личностных и межгосударственных отношений». [6] Личность – группа – сообщество является также фрактальной цепочкой, которая генерируется социумом и которая также выявляется в динамике его развития.
Время выдвигает и новые требования для мышления: удлиннение вектора, расширение масштаба, сквозное видение, способность находить взаимосвязи,  интегрировать.
Происходит переход от типа личности, у которой доминируют подсознательные инстинкты, к типу личности с доминирующими осознанными духовными инстинктами, которые становятся определющими и позволяют вписываться в интегративную глобальную ментальную сеть. «Системотип – это интегрированная духовная структура. Она формируется в эволюционном процессе через осознание на базе подсознательного архетипа, имеющего духовные корни, методом прорабатывания через генотип и фенотип.
«Понятийная структура «системотип» рассматривается наряду с архетипом, генотипом и фенотипом и предназначена для обозначения осознанно-информативной характеристики индивидуума в его эволюционном движении наряду с его наследственной основой, архетипом и генотипом, и индивидуальным развитием как продукта окружающей среды, фенотипом». [2]


3.СИСТЕМОТИПИЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ.

Для системотипичного мышления, способного охватить широкий диапазон тенденций и фактов, характерно прежде всего НЕ количественная характеристика в накоплении знаний, иными словами эрудиция, а количество взаимосвязей, которые такой тип мышления может провести и создать фрактальные цепочки не только на одном уровне и в одной плоскости бытийности, но и увидеть их аналоги и параллели в других плоскостях, на других уровнях и в разных сферах. Именно такой тип мышления и называется системотипичным. Он обладает сквозным многоаспектным видением и способностью видеть через слои и масштабы, широко охватить научные аспекты из разных областей знаний, найти взаимосвязи и провести параллели и интегрирование. Иными словами из деталей сделать синтез.
«Характерно и то, что в своей эволюции человечество становится более свободным от бессознательных мотивов. Растёт процент людей в сообществе, обладающих характерными системотипичными чертами, когда в одном индивидууме объединяются как в едином целом ряд характеристик и свойств, которые ранее были присущи только отдельным редким личностям, которые намного опережали средний уровень развития общей массы населения. Эта тенденция схожа с пришедшим в своё время обязательным уровнем среднего образования.
Растёт тенденция, при которой системотипичность постепенно становится доминирующей над гено- и фено-типичностью и вскоре будет обязательной в системе формирования личности для выживания на планете Земля». [2]

«Системотип – это характеристика индивидуума, совокупность свойств его ума, разума, интеллекта и его осознанности, которые формируются в результате взаимодействия его архетипа, генотипа и фенотипа с информацией, пропускаемой через его сознание. Поэтому термин системотип принадлежит в большей степени области сознания и включает в себя такую характеристику, как осознанность.
Осознанность себя не только как продукта и результата спонтанного взаимодествия подсознательных архе- и гено-типических шаблонов (patterns) и фенотипических социальных моделей, но и как совокупности свойств влияющего сознания в его творческой активности. В этом аспекте осознанность включает в себя такие понятия, как миро-воззрение, миро-понимание, миро-ощущение, миро-воспиятие, но уже не на уровне бессознательного и обусловленного, а на уровне осознанности.
Характеристика системотипа в аспекте осознанности отражает духовный вибрационный уровень личности, т.е. насколько высок и многомерен уровень вибрации его сознания. Линза внимания современного системотипа личности должна быть по сути бифокальной в плане умения менять фокус зрения с углублённого взора в детали на интегрированный фокус зрения из отдалёной точки со способностью охватить взором широкий диапазон частей Единого Целого». [2]
Учитывая отмеченные предпосылки, к факторам, влияющим на динамичное формирование системотипичности, можно отнести следующие: -- изменение качества жизни,
- уровень образованности и практическая деятельность,
- раскрытие творческого потенциала,
- удлиннение радиуса мышления от эгоистичного до глобального,
- увеличение скорости межличностныхи межгосударственных контактов,
- доступность информации,
- сокращение информационных расстояний,
- изучение взаимосвязей и взаимозависимостей,
-
-

4.ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СИСТЕМОТИПИЧНОСТЬ.

Актуальность личностного переструктурирования и творческого развития определяется тем, что информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательную информатизацию любой сферы деятельности, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру людей.
Информационная культура предусматривает информированность в различных сферах и способность соединять информационные потоки, быстро ориентироваться в них, гибко объединять их составные части «по роду и племени» в рамках глобального мышления, точно оценивать ситуации выбора и принимать решения, прогнозируя возможные последствия.
Обществу необходимы современно образованные, нестандартно мыслящие, предприимчивые люди, обладающие чувством ответственности не только за судьбу отдельной страны, но и планеты в целом. Способность нестандартно подойти к выполнению любого задания, оригинальность его выполнения позволяют не только научить общество чему-либо, сформировать не только навыки работы, но и развивают креативность и вариативность мышления, позволяют разнообразить деятельность.
Творческую личность выделяет особое сочетание личностно-деловых качеств, таких, как:
1) Фатазийность, развитое воображение;
2) Тонкость восприятия, чувствительность;
3) Активность, неравнодушие;
4) Оригинальность, спонтанность;
5) Соморазвиваемость, эвристичность;
6) Чёткость, выразительность;
7) Концентрированность, вдумчивость;
8) Возвышенность и приземлённость;
9) Желание исследовать и изобретать;

Эти качества составляют природную базовую основу для проявления системотипичного мышления. Необходима почва и условия для их развития.
Продукт мыслительной деятельности должен обладать новизной и ценностью. Преобразование и новизна – это основные части творческого процесса.

5.ВЕДУЩАЯ РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМОТИПИЧНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Формирование нового качества личности и её воспитание происходит в институтах семьи и образовательной системы. Поэтому прежде всего для качественного изменения в личности необходимо качественно поднять статус семьи, генерирующей потомство, и образовательный статус личности.
В семье ребёнок нуждается в необходимой доле родительской любви и внимания до достижения им полноты взросления. У родителей должно высвободится время для полноценного общения с ребёнком.
В образовательном статусе личности в текущий период доминирует обеспечение необходимыми знаниями в фундаментальных науках, что питает прежде всего умственную сферу. При этом сфера питания души значительно отстаёт и соответственно система прививок жизненных и нравственных ценностей и расстановка в них приоритетов подчинена принципам наращивания денежной массы и не занимает доминирующей позиции в распределении потоков движения накопленных средств. Образовательные институты и институт семьи призваны обеспечить прежде всего знаниями в воспитании чувств и решении жизенных проблем. Остальное приложится к этому естественным путём и будет иметь свой вес и место в процессе глобальной интеграции.
В образовательной системе наряду с предметностью, дающей знания в сферах наук, необходимо подключать предметность, помогающую формированию системы ценностей и нравственных ориентиров, умению расставлять в них приоритеты, воспитывать нравственную устойчивость, умеренность во всём, уважительное отношение и любовь, прививать принцип – «не навреди», позитивно-ориентированную духовную реакцию на события, изменения обстоятельств, возрастных потребностей, формирование критериев в выборе жизненного партнёра, профессионального навыка и социального участия, а также предметность, развивающую образное голографическое творческое мышление и многоаспектное видение, переходя от линейности представления к многомерности, предметность, позволяющую овладеть знанием Универсальных Законов, развивающую способность улавливания фрактальных цепочек схожестей и идентичностей, параллелей и аналогов на всех уровнях бытийности, формируя в совокупности умение видеть общую картину и обладать чертами системотипичности. В каждой предметности формировать любовь к размышлению (философию) и нахождению ценного философского аспекта как внутри предметости, так и в её взаимосвязях с другими предметами.
Осмысление текущих тенденций в человеческом сообществе и своевременные межгосударственные акции по изменениям в системах воспитания и образования нового поколения с внесением соответствующих изменений в образовательные институты и социальные структуры может коренным образом повлиять на квантовую суперпозицию эволюционого развития землян. Если мы осознанно начнём формировать новую фрактальную структуру общества землян с качественно «нового фрактала социума – нового системотипа личности, в которой соединится в одну ипостась и учёный, и делец, и святой, и творец» [4], а также с фрактала «планетарный гражданин»[7], структурированного на общечеловеческие ценности, то тем самым «мы сможем обезопасить информационую и другие сферы от нападения со стороны или изнутри и сэкономить огромные средства, перенаправив их на другие нужды общества». [6]
Эта проблема носит глобальный характер и необходимо решать её на этом уровне сообща и через те возможности, которые уже предоставляет жизнь. «Следует отметить, что человечество пока ещё не достигло необходимого понимания законов эволюции миропорядка в целом. Процесс активной интеграции знаний, полученных при изучении различных сторон бытийности, только начал набирать силу. И в текущий период человеческое сообщество нуждается в формировании и подготовке новых специалистов, способных к более широкому охвату научных аспектов из разных областей знаний и их интеграции. Движение сквозь различные масштабы, иными словами, сквозное многоаспектное видение позволяет понять принцип построения всего миропорядка как фрактальной структуры и увидеть простое в сложном, закономерное в хаотичном, однообразное в разнообразном».[5]
«Наряду с природным присутствием творческих качеств в личности, необходимо создание условий для их проявления. Наряду с природными задатками необходима творческая активность и развитие творческого потенциала и мышления, поскольку творческий потенциал влияет на систему ценностей и выборы приоритетов. Это и есть задача образовательных школ и институтов».[4]

6.АКТУАЛЬНОСТЬ РОЛИ ИСКУССТВ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМОТИПА ЛИЧНОСТИ.

В настоящий момент продуктом сложившейся общественной системы и системы образования является человек с недостаточно развитым творческим мышлением, который в дальнейшем испытывает трудости в восприятии сознанием постоянно усложняющегося мира, в принятии решений в нестандартных ситуациях, неспособный улавливать связи между непривычными ситуациями и явлениями.
Учёные, занимающиеся этой проблемой приходят к выводу, что творческая активность – это один из высших уровней образовательного процесса и необходимое условие всесторонего развития личности. Поэтому развитие творческой активности в текущий период необходимо ставить во главу угла в образовательной системе и в воспитательном процессе, предусматривать и использовать хорошо знакомые и новые средства и методики.
Во все времена приобщение к искусствам служило основной базой для творческого развития личности. Художественные образы искусства всегда предваряли новую волну технического прогресса, внедряя образы будущих конструкций в творческий процесс мышления, создавая тем самым своеобразный художественный фантом будущего материального воплощения в виде образной голограммы.
Развитие общества всегда шло ступенями от всплеска в искусствах до конкретных научных изобретений. Далеко за примерами ходить не надо – подводная лодка капитана Немо и полеты на Луну в произведениях Жюля Верна, гиперболоид инженера Гарина Алексея Толстого – это художественные образы будущих реальных аналогов. Не говоря о том, что древние сказочные ковры-самолёты уже давно проложили трассы между континентами. А Серебряный век поэзии и тот период, когда Пушкин и Байрон одновременно писали свои знаменитые романы независимо друг от друга в России и Италии, предварил грандиозный скачок в научных открытиях, буквально за одно столетие изменив нашу систему жизни.
Одна из строф Пушкинского романа «Евгений Онегин» описывает образ будущего строительства метро (ХХХIII).

7.ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ. ТЕНДЕНЦИИ В СОЦИУМЕ.

В наступившей эпохе информационной революции можно выделить следующие основные особенности и тенденции современного этапа развития человеческого сообщества:
- Расширяющееся нарастание объёма информационных потоков и скорости обмена информацией в научных, общественных кругах и на бытовом уровне;
- Ориентация на визуализацию как невидимого мира, так и на визуализацию информационную, переросла сегодня в доминирование именно визуального восприятия, подчинившего себе остальное. Появились новые синтетические визуальные формы: телевидение, реклама, интернет, компьютерные игры, иные технологии;
- Состав прежних учебных программ в системе образования, как школьной, так и последущих уровней, а также методики обучения не пробуждают интереса учащегося ни к процессу обучения, ни к составу предметов, ни к личности преподающего. Наблюдается потеря контакта между обучающим и обучаемым и нежелание последнего питаться предлагаемыми знаниями.

Эти тенденции могут иметь свои последствия:
- Переизбыток информации может привести к нездоровым изменениям в психике;
- Ориентация на визуализацию – к росту манипулирования человеческим сознанием;
- Потеря интереса к учебному процессу – к депрессии, отсутствию своего личного ориентира в жизни общества и потере смысла жизни.
Наряду с этим существует и тенденция в развитии противоположной стороны процесса информационного нарастания:
- повышение степени развитости интеллекта;
- развитие интуитивного познания;
- более высокая степень информативного структурирования личности;
- возрастание степени интеграции знаний;
- формирование системотипичного мышления.
- возрастающая потребность в новых личностных качествах: быстрота, гибкость, оригинальность, точность, креативность, глобальность мышления.
Самый важным фактором в развитии наблюдаемых вышеуказанных тенденций в обществе является их гармоничность и сбалансированность, отсутствие усугубляющих перекосов. В этом аспекте одним из основных балансирующих факторов является приобщение к искусствам, роль которых заключается в развитии чувственной сферы в противовес умственной.
Самой  важной задачей искусства является пробудить чувство любви и научить любить: себя как индивидуальное и неповторимое творение, своё окружение – родных и близких людей, свой дом, улицу, город, страну, планету, и проникнуться чувством любви ко всему живому, существующему рядом и в отдалённости.
Любовь – это тот животворный источник, который мощно питает  психоэмоциональное, душевное состояние, даёт прилив вдохновения и жизненные силы во всех жизненных обстоятельствах.
Поэтому задачей образовательных институтов прежде всего является подготовить маленького гражданина к жизни, научить понимать себя, регулировать свою чувственную сферу, управлять подсознательными инстинктами и направлять их в конструктивное русло, развивать реакции духовных чувств и развивать осознанность. Обучение предметам фундаментальных наук касается кругозора, овладения знанием, эрудиции, приобретения профессиональных навыков для полноценного участия в жизни социума. Но прежде всего член социума в процессе обучения должен получить статус личности, обладающей развитым интуитивным чутьём, развитым понимаем нравственных принципов и жизненных ценностей, развивая в себе меру, ощущение достаточности, уважение к окружающему миру, понимание святынь, почитание окружающей среды и её ресурсов, бережного к ним отношения и заботы об экологии слова, мысли, воздушного и водного пространства, земного братства людей.

8.ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО И СИСТЕМОТИПИЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

«Поэтическое мышление – это одновременный чувственный охват всей информации». С. Лазарев.

Творческий процесс начинается с идеи, которая структурируется с помощью СЛОВА, в каком бы виде оно не было выражено. Каждое из искусств имеет свой инструмент отображения изначальной идеи, своё СЛОВО (КОД), каждое искусство имеет свой характер воздействия на сознание, психику и тело.
Но именно поэтическая строка включает в себя все составляющие воздействия исскусств: она воздействует ритмом и образностью на эмоции, является словесной пищей для ума, передаёт вибрации ритма и рифмы телу, а самое главное её свойство заключается в том, что воспринимающий может создать на основе переданного ритмичного словесно-образного послания свой собственный волнующий и доходчивый для своей души образ, проявив свой творческий потенциал.
«Индивидуальный подход Поэзии к человеческой душе через сугубо личный творческий процесс восприятия поэтического произведения, выраженного через стихосложение, и создания своего собственного ОБРАЗА в отсутствии готовой визуальной конструкции, но через описание, структурированное ритмом, рифмой и образностью, выделяет ПОЭЗИЮ из всех видов искусств и отдаёт ей главенствующую роль в комплексном воздействии на ментальное, эмоциональное и духовное тела человеческой сути».[4]
Поэтому стихи – это уникальная возможность развить фантазию и абстрактное мышление, через них индивидуально для себя узнать о том, что увидеть порою невозможно, и запечатлеть это своим внутренним взором, самостоятельно создав индивидуальную мыслительную голограмму образа.
 Это в высшей степени сильное воздействие, определяющее духовное развитие личности.
Это та исключительная значимость Поэтического Слова, которая и определяет приоритет этого вида искусств над всеми остальными. Поэтическое слово актуализирует процессы в умственной, чувственной и духовной сферах одновременно, а главное – соответственно уровню индивидуального развития.
Поэзия воспитывает умственную сферу, которая в процессе образования получает через язык и речь информацию и знания, питающие ум, и связывает со сферой Мироощущений и Мировосприятия, питающие душу.
Поэтическое Слово возвышает и возвеличивает мысль. Эта сбалансированность необходима для гармоничного развития личности, для отсутствия перекосов в её общем энергополе. Отсутствие перекосов и гармоничное развитие в свою очередь обеспечивают внутренний личностный баланс. Поэзия эмоционально обогащает человека, воспитывает духовный мир, влияет на выбор нравственных ориентиров. «Постоянное чтение, заучивание наизусть ритмичных строк, а тем более создание поэтических произведений на своём и чужом языке, обостряет интуицию. Развитие своей собственной интуиции играет главенствующую роль в самопознании и саморазвитии».
Динамика формирования нового системотипа личности и системотипичного мышления будет определяться дальнейшей интеграцией человеческого сообщества, раскрытием творческого потенциала личности и общества в целом, чему будут способствовать изменения в системе образования и в характере межличностных, межгрупповых отношений и межгосударственных.


1. Л.А. Кулак (псевдоним Антония Ильинская). «Фрактальность в динамике развития социума». Сборник РИВШ (Республиканский Институт Высшей Школы), Минск, Беларусь, 2019 г.
2. Л.А. Кулак (псевдоним Антония Ильинская) «Системотип личности и системотипичное мышление». Сборник научных трудов Международного Научного Общественного Объединения «МНОО МАИТ», выпуск 29, Минск, 2019 г.
3. Л.А. Кулак (псевдоним Антония Ильинская) «Новый социальный фрактал – системотип личности».
4. Л.А. Кулак (псевдоним Антония Ильинская)
«Особенности и тенденции современного этапа развития творческого потенциала личности и актуальность Поэтического Слова». www.proza.ru , Ильинская Антония, философия, «Актуальность Поэтического Слова».
5. В.В. Скопцов «Социальный фрактал как фактор минимизации уровня неопределённости в социуме». https://psyfactor.org/lib/sf.htm
6. В.А. Артамонов, Е.В.Артамонова, Л.А.Кулак «Безопасность информационно-коммуникационных технологий в условиях устойчивого развития социума».
7. Л.А. Кулак (литературный псевдоним Антония Ильинская)
«Я – Гражданини планеты Земля», гуманитарный экологический Проект.