История любви Врубеля и Натальи Забелы

Алина Алексеева-Маркезин
     В 1896 году вечный скиталец, неустроенный и бездомный живописец обретает свою пристань. Сбылась его мечта. Он полюбил. Надежда Ивановна Забела - известная певица внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести и душевный покой.
        Надежда училась в Киевском институте благородных девиц, где получила начальное музыкальное образование у Николая Лысенко.
Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию (1891), класс Натальи Ирецкой, училась также в Париже у Матильды Маркези.
          
      Дебютировала в 1893 году в Киеве,  пела в Тифлисе, в  в Санкт-Петербурге,  в Харькове.В 1897-1904 годах была первым сопрано в московской Частной опере Саввы Мамонтова, в 1904-1911 годах солистка Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

       Познакомилась с Врубелем на репетиции оперного спектакля Э. Хумпердинка «Гензель и Гретель» по одноимённой сказке братьев Гримм в Панаевском театре в самом конце декабря 1895 года (премьера оперы прошла 2 января 1896 года в Панаевском театре в Петербурге).
       «На одной из репетиций — вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился».
       Так состоялось их знакомство.Надежда Забела хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки» — так говорил о Надежде Забеле Гнесин.

     Бурный роман завязался очень быстро, намерения Врубеля были чрезвычайно серьезны, и скоро с его стороны последовало предложение руки и сердца. Надежда Забела ответила согласием, и в 1896 году состоялась свадьба.
Письмо Нади, первое после замужества, 30 июля (12 августа). "Вот уже четвертый день, что мы женаты, а мне уже кажется очень давно, мы как-то удивительно сошлись с Михаилом Александровичем, так что никакой g?ne не существует, и мне кажется, что мы давно муж и жена. Свадьба, хотя без приглашенных, была парадная... На другой день мы уехали в Люцерн, мама и Ольга нас провожали. здесь мы устроились в пансионе на возвышении с великолепным видом на озеро, рядом мы нашли на свое счастье atelier, так как М. А. сейчас должен исполнить еще один запоздавший заказ.
        В Мих. Ал. я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние. Деньги я у него все отбираю, так как он ими сорит. Конечно, бог знает, что будет, но начало хорошо, и я себя пока чувствую прекрасно."

      Он создает сюиту портретов своей супруги Н. И. Забелы-Врубель. Ее облик живет и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажей его картин, просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной музыкальной тональностью цветовой гаммы.
       
     Первые пять лет брака прошли почти безоблачно. Правда, Надежда писала сестре Кате, что сразу взяла управление семейным бюджетом в свои руки, потому что Михаил любил , по ее словам, сорить деньгами. Летом они часто подолгу жили в Талашкино — в имении известной меценатки Тенищевой. Любили Врубели гостить и на хуторе у Николая Ге.
    
     Тучи начали сгущаться над четой Врубелей в 1898 году. Надежда Забела пребывала в постоянном страхе — она была уверена, что ее любимый муж постепенно лишается рассудка. Оставалась надежда, что рождение ребенка успокоит измученного художника — в то время Забела была беременна.
 
     Однако этим чаяниям не суждено было сбыться. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен — лицо младенца было исковеркано «заячьей губой». Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. Художник впал в тяжелейшую депрессию, его не интересовало ничего, кроме его демона.В 1902 году, год спустя после рождения сына, Врубель завершил картину. «Демона» перевезли для выставки в Петербург.
        В том же году маленького Саввушку было решено перевезти в Рязань к родственникам, но в пути Врубелю стало совсем плохо, и его пришлось прямо с поезда отправить в психиатрическую клинику. Периоды относительного облегчения, когда он жил дома, сменялись все более тяжкими обострениями, и его вновь переводили в лечебницу.
       А в 1903 году семью постигла настоящая трагедия — Саввушка простудился и умер от крупозного воспаления легких.Смерть Саввушки окончательно подкосила рассудок Михаила Александровича.
    
     Все больше времени Врубель проводил в психиатрических клиниках. Чего стоило его хрупкой жене сохранять спокойствие – можно лишь догадываться. Зная, как муж любит, когда она поет, Надежда частенько привозила в больницу аккомпаниатора. И пела… Для мужа это было счастье, он любил повторять: «Все певицы поют как птицы, а Надя поет как человек».
      
     Жена и муза Врубеля не считалась с расходами, лишь бы муж ее продолжал рисовать. В эти, полные боли и страданий, годы художник написал множество ее портретов.
       Осенью, в один из мигов просветления он напишет жене, неожиданно назвав ее по имени-отчеству и на "Вы": "Позвольте, уважаемая Надежда Ивановна, перед предстоящей нам разлукой от всего сердца благодарить за ту ласку, которую я видел от Вас. Вы знаете, какой приговор должен состояться надо мной, с содроганием смотрю в свое будущее"

      Самое страшное, что иногда сознание полностью возвращалось к нему и он отчетливо и здраво понимал, что происходит. А Надежда Ивановна не оставляла его - самыми светлыми минутами своей угасающей жизни он был обязан ей - она приходила к нему, читала ему, пела. Ее голос был с ним до последних минут.
Неподвижный, измученный, лежа на матрасе, наполненном водой Врубель ждал смерти. За два дня до конца он пришел в себя, встал, привел себя в порядок, попрощался с женой и сестрой, целуя их руки.
       Ночью подозвал санитара и сказал: "Николай, довольно мне уже лежать здесь - поедем в Академию". Через сутки он уже лежал в гробу в зале Академии художеств. Хоронили Врубеля з апреля 1910 года.
 
         Всматриваясь в красивое спокойное лицо Надежды Забелы-Врубель, любуясь изящными позами и красивыми нарядами,нельзя даже представить,что её жизнь так кротка. Она держалась из последних сил, став настоящим ангелом-хранителем для больного мужа.
         Михаил Врубель умер в 1910, а Надежда – в 1913 году. Ему было 54 года ,а ей- 45 лет. Похоронены они в общей могиле под черной мраморной балюстрадой на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.