О благе рынка и сути нынешней свободы

Эдуард Стеценко
               (Ответ зарубежному русскому другу)

.   -- Вот Вы, уважаемый оппонент,  против того, чтобы в нашу Думу прошли кандидаты, продвигаемые Навальным: «Что собирались делать в Думе эти люди? ...они бы стали изнутри БОРОТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ, не понимая, что это совершенно бесполезно, поскольку коррупция  -  это неотъемлемая часть свободного рынка: ведь взятка даёт преимущество в конкурентной борьбе».

     1. ИТАК, ВНАЧАЛЕ  -  О БЛАГЕ КОНКУРЕНЦИИ И КОРРУПЦИИ

     По Ваше логике  с ослаблением конкуренции экономика должна ослабевать, а средство усилить экономику (т. е. конкуренцию), это (деваться некуда)  -  коррупция?
   
     а)  О  КОРРУПЦИИ

     Когда-то я прочитал книжку (западного автора) «Промышленный шпионаж». Откуда взялся и не ослабевает этот промышленный шпионаж? А всё оттуда же, из страха и ненависти к твоим конкурентам. Повествование изобиловало фактами коррупции: вербовки осведомителей на предприятиях конкурентов и фактами прямых преступлений (краж, подкупа, вымогательств, шантажа, убийств и проч.) с целью непременно похитить технологический секрет и обойти конкурента в деле производства какого-нибудь изделия, прибора, товара. Да, безусловно, конкуренция  -  самый могучий двигатель экономики, лучшего и более сильного и надёжного двигателя нет. Именно из-за отсутствия этого могучего двигателя ослабела и рухнула экономика Советского Союза. А значит, если коррупция интенсифицирует эту конкуренцию, то коррупцию следует приветствовать!?
    
     Явление коррупции характеризуется как факт продажности государственного чиновника или руководителя производства. Это  -  факт предпочтения личной выгоды интересам государства или коллектива. По сути  -  это очевидное  тайное предательство. Сутью коррупции является обман, ложь, подлость по отношению к тем людям, которые верят тебе. Ведь они верят, что ты добросовестно исполняешь свой долг перед народом или перед коллективом, или зависящими от тебя людьми.
    
     Но в России непрерывно обнаруживаются факты: подтасовка выборов, подкуп госчиновников, превращение органов полиции в организованные преступные группировки («оборотни в погонах»), подкуп суда обвиняемым или подчинение судебной системы лицам из высшей власти, поборы с водителей автоинспекцией на дорогах, поборы при регистрации нового производства, допуск в продажу отравленных продуктов и поддельных лекарств, фальшивые «тендеры» на строительство, в которых победитель заранее известен, т. к. он подкупил распорядителя конкурса, потакание финансовым «пирамидам» и фирмам-однодневкам, собравшим деньги с «дольщиков» на строительство жилья и растворившимся в пространстве... Неужели эти явления должны способствовать конкуренции как залогу развития экономики?
    
     Неоднократно в обществе раздавались голоса о необходимости создать условия для возможности «честной конкуренции». Да, конкуренция ДОЛЖНА быть честной, только тогда у производителей исчезнет страх  друг перед другом, а значит, и побуждение к подкупу госчиновников и к «промышленному шпионажу». Но истина состоит в том, что конкуренция НЕ МОЖЕТ быть честной. Честный конкурент заведомо обречён на неудачу, а потому коррупция неискоренима. Может быть различным только уровень интенсивности этой коррупции в различных странах. Этот уровень зависит от уровня, или степени «усреднённой» нравственности, совестливости всего общества в целом.
      
      б)  О  РЫНОЧНОСТИ  И  ФЕНОМЕНЕ  «ДЕНЬГИ» 

     И вот здесь прогнозы по поводу общественной нравственности - самые печальные. Степень совестливости ЛЮБОГО рыночного общества может только снижаться, а потому коррупция  -  только возрастать. Причина такого  абсолютно однонаправленного снижения степени человеческой совести заключена именно в РЫНОЧНОСТИ экономики. Рыночность означает право присвоения прибыли от торговли своим товаром, поэтому рыночность означает господство денег как «всеобщего эквивалента». Но в силу этого рыночность также, как коррозия, исподволь, неощутимо разделяет людей. Она противопоставляет продавца и покупателя как людей, стремящихся к противоположным целям, и потому они враждебны друг другу: продавец желает продать подороже, а покупатель  -  купить подешевле. Тенденция рыночного общества  -  ВСЁ измерять в деньгах. А сам феномен денег постепенно лишает человека его совести, потому что воздействует на человеческое сознание следующим образом: практически всё, любой товар, который производит человек, он производит не для себя, а  -  на продажу. (Этот феномен назван Марксом «отчуждением»). Поэтому подлинная цель производителя  -  совсем НЕ ЭТОТ ЕГО ТОВАР, а деньги, получаемые от продажи товара. Иначе говоря, в деятельность человека подмешаны спектакль, притворство, обман, ложь: цель деятельности человека  -  не товар, а деньги. Поэтому человеку безразлично, что производить, ему важно то, какие ДЕНЬГИ принесёт ему его деятельность. И если поддельный товар приносит деньги  -  такое производство имеет смысл, потому что подделка и доброкачественный товар уравнены результатом  -  деньгами. Любая деятельность безразлична, если она приносит деньги. А поскольку весь труд сегодня  -  наёмный, то сегодняшний человек в значительной, всё возрастающей степени  -  человек ПРОДАЖНЫЙ. Так, неприметно, эволюционно, скудеет человеческая совесть, и сознание человека входит в то состояние, когда и воровство, и подкуп, и другое (всё более серьёзное) преступление уже не имеет в нём нравственной преграды, поскольку для «рыночного человека» важен не поступок, а его результат  -  деньги. Правдивость вытесняется лживостью, благородство  -  подлостью. Человек постепенно утрачивает способность к стыду. И нет для него очевидности, что он деградирует, потому что в обществе, в котором господствуют и дают средства жить ТОЛЬКО деньги, так поступают все. Принципиальное отличие  сегодняшней преступности, вдохновляемой деньгами, от человеческой преступности прошлых, «богобоязненных» времён, в том, что сегодняшняя преступность, вдохновляемая деньгами, имманентна нынешнему человеку как «биологическому виду», она даже и не преступность вовсе, а просто «сравнительно честный отъём денег» людьми друг у друга. Без денег  -  не прожить. А соблазн отнять деньги неимоверно велик, потому что отнять деньги (т. е. цифры, «пустоту») несравненно легче, чем какой-либо материальный объект. 

     В целом же деньги можно получить, продав свой товар. Если конкурент сделает мой товар непокупаемым, вытесним конкурента подкупом госчиновника, не выйдет  -  подожжём его предприятие, не выйдет  -  убьём. Стремление к личному выживанию ведёт человека по этому пути. Власть денег (рыночность) вводит общество в состояние молекулярной гражданской войны, в которой нет друзей, все  -  враги друг для друга, и в атмосфере царит дух предательства. Этот дух, и связанный с ним неопределённый страх медленно, эволюционным путём искореняет из человека его совесть. (Именно под разлагающим совесть воздействием денег и от инспирированного ими предательства и разрушился Советский Союз).
    
     И многое из того, что когда-то считалось «грехом» или пороком, ныне таковым не является.  В Китае за определённый масштаб коррупции сегодня ещё расстреливают даже членов правительства. При Хрущёве расстреляли директора Елисеевского гастронома (спекулировал продуктами) и двух жалких фарцовщиков, увеличивавших свои доходы обменом валют. При Брежневе  -  женщину(!), организовавшую в Ставрополе грандиозную спекуляцию в системе ресторанов. В «богобоязненные» Средние века в Европе спекуляция и ростовщичество были запрещены церковью, поскольку спекуляция рассматривалась как «делание денег из воздуха», т. е. не трудом, а вымогательством. Но с наступлением «перестройки» и «рынка» спекуляция стала нормальным занятием. Законным миллионером стал член КПСС Артём Тарасов, уплативший в качестве партвзносов 3 миллиона рублей. Свои миллионы он заработал ранее запрещённой в СССР спекуляцией  -  перепродажей компьютеров. А затем спекуляция стала средством выживания громадной массы городской интеллигенции, потерявшей работу и ставшей «челноками»…
    
      2.  О  ПРОИСХОЖДЕНИИ  И  СУТИ  СВОБОДЫ

      И вот здесь мы, наконец, прозреваем происхождение современной «свободы» и вкладываемый в это понятие смысл.  Именно в рыночном обществе человек обретает индивидуальную свободу, то есть свободу от обязывающих его связей с другими людьми. В рыночном обществе человек по необходимости  - «человек продажный», и поэтому отношения и связи между людьми становятся товарно-денежными, механическими, «мёртвыми» или даже враждебными. Как указывалось ранее, человек на рынке противостоит человеку как продавец и покупатель или как конкурент. Чувства, двигающие товарообмен, вытесняют из души человека мешающие его успеху такие чувства, как симпатию, дружбу, любовь, чувство долга, благодарность, сострадание, милосердие и т. п. Поэтому человек, успешный на рынке  -  это человек, свободный от чувств, связывающих индивида с другими людьми связями духовными. Но духовные связи  -  это связи, оформившиеся с течением времени в то, что именуется «моралью», нравственностью, совестью. Многотысячелетняя «до-рыночная» практика человеческого общества по сохранению своей устойчивости выработала правила человеческого поведения, и за многотысячелетний срок эти правила вошли внутрь человеческого естества, стали неотъемлемой частью его психики. Более того, «для подстраховки» они были оформлены в виде религиозного учения, иначе говоря, они были освящены «божественным авторитетом», они стали беспрекословными, абсолютными. Комплекс этих правил стал называться моралью. Но стремление человека к успеху на рынке и сковывающая его действия  мораль  -  эти стремление и мораль противостоят друг другу. И жажда успеха, и необходимость выживания на рынке сталкиваются с моралью как с враждебным барьером, который, чтобы выжить, нужно преодолеть. И в безрелигиозном обществе уже не существует последнего внутреннего, сверх-личного (духовного, «божественного») препятствия, способного остановить человека перед таким барьером, как «мораль» (нравственность, совесть). Конечно, имеется внешний барьер, затрудняющий деградацию человеческой совести  -  это государственные законы и обеспечивающая их действие система охраны правопорядка. Но в этой системе работают такие же люди, как и те, против которых они защищают закон. И поэтому у них, как и у всех прочих, «внутри» нет никакого сверх-личного барьера, предотвращающего нарушение ими самими же того закона, который они призваны защищать. Более того, государственные законы, действующие в демократическом обществе,  -  это отнюдь не незыблемые, «священные» законы, данные человеку навечно Господом Богом. Это «светские» законы, принятые по воле «большинства» общества, и если это «большинство» с течением времени передумает и найдёт эти законы неудобными в данной ситуации, то на месте старых законов появятся новые, более устраивающие «большинство». Так, на основе «власти народа», законы эволюционируют от строгих к менее строгим, отменяя одно «священное табу» за другим. Закон  -  это не то «священное», чему мы ДОЛЖНЫ подчиняться, а то «светское», чему мы ХОТИМ подчиняться.   

     И поскольку в рыночном обществе господствует конкуренция и «тлеющее» противостояние человека человеку в виде продавца и покупателя, и в виде конкуренции, то эволюционно, медленно и неприметно, нарастает духовное отторжение человека от человека. Стремление человека к свободе по своей сути оказывается стремлением человека к полной независимости от другого человека. Для человека постепенно и неощутимо, но в конце концов явственно формируется его одиночество, именуемое научным термином «индивидуализм». Это одиночество, этот индивидуализм, эта полная независимость от других  воспринимается человеком как естественное состояние, и оно побуждает его защищать свой индивидуализм от  требований морали  -  жертвовать личными интересами во имя интересов коллективных, общественных, государственных.  Свобода для человека рыночного общества есть свобода индивидуальная, это  -  свобода от коллектива, от других людей, это  -  свобода использовать других людей в качестве товара. В своих подлинных глубинах это  -  свобода от государства. Такая социальная раздроблённость именуется в науке «атомизацией» общества, а причиной этой атомизации является  эгоизм. Атмосфера, в которой утверждается такая свобода,  -  это бездуховность. В этой атмосфере постепенно исчезают все нравственные и моральные запреты, тысячелетние «табу», которые препятствуют превращению в товар и деньги всего, что только возможно. Законы рынка двигают эволюцию общества в направлении установления для себя социальных законов, наиболее благоприятствующих функционированию рынка, поэтому законопослушный человек – это и есть человек, социально свободный. Почему? Потому что его внутренние законы совпадают с законами, правящими рынком. Он не встречает в этих рыночных законах препятствий для своих устремлений.   Но поскольку законы рынка изгоняют духовность из души человека, то, следовательно, в отдалённой, временнОй перспективе, «в идеале», человек свободный есть человек бездуховный, духовно «мёртвый».
    
     Конечно, выражение «духовно «мёртвый»» здесь означает отсутствие у человека чувств, связывающих его с другими людьми узами любви, дружбы, сострадания и т. п. Но именно в связи с этим у такого человека начинают преобладать чувства отрицательные, агрессивные, принимающие форму протеста против чего бы то ни было, причина неважна, важен повод и возможность дать выход своим эмоциям. А причин более чем достаточно поскольку во всех органах власти и охраны правопорядка функционируют такие же «свободолюбивые» индивидуалисты, злоупотребляющие своей властью и исподтишка нарушающие законы о «честной конкуренции». Поэтому в таком «рыночном» обществе устойчивого, социального мира быть не может, имеет место непрерывная борьба за свободу от государства, борьба одних лиц против других, одних социальных групп против других социальных групп, одних партий против других партий, одних преступных группировок против других преступных группировок… И общество пребывает в состоянии молекулярной гражданской войны и духовной энтропии. Однако, на удивление, это общество не разваливается и не превращается в груду агонизирующих обломков, а в какой-то мере по-прежнему относительно  целостно.
 
      Секрет этой неустойчивой, но, всё-таки, долговременной целостности заключён в том, что все члены общества сплочены механически тем же властным фактором, который разъединил их духовно. Этот фактор  -  деньги. Деньги же  -  это «движущая субстанция» товарно-денежных отношений. Прочность этих товарно-денежных отношений и является гарантией прочности «механических» человеческих взаимоотношений.

     Прежде человек был несвободен и в своих поступках зависел от голоса своей совести и от добрых чувств, связывавших его с другими людьми. Это не была нежеланная, а, напротив, желанная несвобода, то есть, по существу, это и была подлинная свобода как внутреннее чувство. Ныне же человек несвободен, поскольку в своих поступках он зависит от того количества денег, которые дают ему шансы жить дальше. Эти деньги (т. е. его свобода) пребывают не как чувство (внутри него), а как объект, т. е. вне человека. Его свобода теперь  -  вне его! Её следует купить, продав себя, или отнять, совершив преступление. Не надежда на солидарность, дружбу, сострадание, а надежда на единственный источник спасения  -  деньги  -  движет теперь «свободным» человеком. И его «свобода» теперь  -  это полная зависимость, но уже не от внутреннего, живого голоса своей совести, а от внешнего себе, «мёртвого», абстрактного феномена  -  денег. И поскольку этот феномен посредством «рыночных механизмов» уравновешивает товарно-денежные взаимоотношения между людьми, то, вследствие этого, «рыночное» общество не разваливается, а функционирует, подчиняясь уже не «живым» морали и нравственности, а неживым механизмам товарно-денежного обращения.
   
     Итак, суть, смысл и содержание свободы, обретаемой человеком в «рыночном» обществе  -  это бездуховность. Человек свободный и человек бездуховный  -  это одно и то же. В силу этой бездуховности человек стремится к свободе от других людей, от государства и от морали, стремится к материальному достатку и не осознаёт, что он находится в тисках новой, бесчеловечной несвободы  -  зависимости от нового, «мёртвого» божества  -  денег. Таков конечный результат воздействия на человека отношений, составляющих суть «рыночного» общества. «Живой Бог» религии оказался вытесненным «мёртвым богом», именуемым «деньги». Ныне в основе всех основных устремлений человека лежит желание обеспечить себе свободу, которую могут дать только деньги. А эта свобода пребывает вне человека и имеет вид или пачки денег или материального комфорта. Отсюда непрерывно растущее, чрезмерное материальное изобилие современного общества. Свобода членов такого общества проявляется во всё возрастающем материальном потреблении всё новых и новых товаров, продуктов и услуг. В общем и целом «живой» человеческий дух, скудея, превращается в «мёртвую» материю. Это  -  та цена, которую  платит человек, возжелавший рыночного общества.

                Стеценко Эдуард Васильевич
                Екатеринбург    19.01.2020 г.
                e-stetsenko@list.ru