Развод

Ида Хажилова
(Памяти мужа посвящаю)

...Инна лежала в постели с закрытыми глазами, укрытая пуховым одеялом, приласкавшись к любимой мягкой подушке. Тишина ночной комнаты гарантировала глубокий душевный покой. Плотные шторы на окне не давали проникнуть уличному свету фонаря в спальню.  Ночь купалась в осенней октябрьской прохладе.

Инна прислушивалась к шагам в корридоре и «гадала» кто из соседей возвращается со второй смены.  В этот вечер она не брала в руки книгу, желание что-то почитать на ночь – совершенно отсутствовало, и она решила; значить скоро наступит сон. Но сон не приходил. Он, словно безумный странник где-то плутал по улицам ему незнакомого восточного городка Германии и не находил дороги туда, где его очень ждут. Он, такой желанный не хотел идти к той, которой он очень нужен, которой жить без него уже становиться в тяжесть принимать ВСЕ дневные нагрузки семейной жизни.

Мысль, что муж уже 16 недель, совершенно безнадежный и обсолютно – недвижимый лежит в Университетской клинике не покидала ее. Эта мысль, словно скальпелем резала Инне мозги каждый день. Её привычка заедать неприятности шоколадом абсолютно не помогала.

В последнее время БЕЗЫСХОДНОСТЬ «похлопывала» Инну по плечу, а СМЕРТЬ  смеялась прямо в ГЛАЗА и указывала своим кривым пальцем на ее любимого мужа. За 16 недель прибывания мужа в больнице Инна часто не могла понять, ей ЭТОТ ВЕСЬ УЖАС СНИТЬСЯ, или это все происходит наяву. События в больнице разворачивались с большой скоростью в жестокий широкоформатный фильм.

Муж до 70 лет не брал не одной таблетки в рот. Только в приклонном возрасте выяснилось, что ему нужны таблетки от давления. Её муж никогда не болел, занимался спортом. Много путешествовал пешком. В первый год жизни в Германии, летом он прошел пешком 1350 километров. Его путешествие длилось 56 дней. В это время он спал, по привычке СТАРОГО ГЕОЛОГА в палатке, в лесу. Ну чего стоит РУССКОМУ ГЕОЛОГУ поспать в палатке в лесу? Это у немцев в Германии ВСЕ ДОЛЖНЫ спать в хоттели. И кому в России из геологов, или простых людей придет такая мысль – спать в хоттели во время путешествий? Инна вспоминает, что они не один раз ходили с мужем и школьниками в походы и никогда они не спали в хоттели в России. Какая может быть романтика в хоттели? Спать ночью в лесу, в степи, в сене – вот это романтика. И когда это еще повторится, если не в школьные годы, с замечательным учителем экологии?
 
Похоже, что только в Германии ПРИБЕГАЮТ С РУЖЬЕМ к тому, кто спит в лесу один в палатке, и держат НА ПРИЦЕЛЕ  до тех пор, пока не приедет полиция. А у кого нет ружья, а есть мобильный телефон, те   сразу вызывают полицию, чтобы выдворить начующего клиента с ПРИВАТНОЙ ПЛОЩАДИ. Благо, что в таких случаях ПОЛИЦИЯ проверяет документы и устраивает бедолагу-русского путешественика-дикаря на НОЧЛЕГ, или СОВЕТУЮТ, где ему лучше переночевать. А часто даже в походе  случалось так, что ее мужа кормили вкусной едой, или давали деньги на дальнейшее путешествие. В первые дни путешествий старого русского геолога эти деньги смущали, но через некоторое время – ему это стало НРАВИТЬСЯ, потому как его кроссовки были уже подвязаны шнурком к тому времени и угрожали СДАВАТЬСЯ. Муж Инны все это ей рассказывал.

Инна с трудом вспомнила, КОГДА НАЧАЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ У МУЖА. Она ВСПОМНИЛА, что весной, в 2016 году её муж потерял сознание и угодил в городскую больницу. После ВСЕХ обследований ему сделали ПОЛНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КРОВИ, и признали СТАРЧЕСКУЮ ЛЕЙКЕМИЮ. Но домашний врач заверил супругов, что с такой формой лейкемии можно жить ДОЛГО и спокойно. Их врач был авторитетным,  грамотным и надежным специалистом и они ему ПОВЕРИЛИ. Так они и жили ТРИ ГОДА – спокойно. Муж посещал очередные посещения врачей. ВСЕ было на границе дозволеной НОРМЫ болезни.

В феврале 2019 года погиб в автомобильной катастрофе ДОМАШНИЙ ВРАЧ. В это время Инна находилась в больнице на операции. На второй день ее прибывания в больнице она услышала звук приземляющего верталета в больницу. Выходя в корридор Инна заметила какую-то суету медсестер, они взволнованно говорили гуляющим пациентам в корридоре: «ЗАЙДИТЕ В КОМНАТУ, не выходите из КОМНАТ», чем крайне удивляли своих пациентов. А к вечеру все больные узнали, что их  ЗНАМЕНИТЫЙ ВРАЧ ГОРОДА погиб на месте происшествий, и его невозможно было спасти. Инна вспомнила, как ей было ЖАЛЬ этого хорошего человека, как она переживала за его взрослого сына, который вместе с ним был в машине. И как она радовалась, когда узнала, что сын врача снова пришел в сознание, поправляется, даже скоро выпишется из клиники. Вдруг ей стало страшно, на каком-то уровне своей интуиции Инна поняла, что смерть их домашнего врача может отразиться НЕБЛАГОПОЛУЧНО и на её семье. Этот врач, которому НЕ БЫЛО ЦЕНЫ в их городе, своими знаниями по КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ, всей своей душой и сердцем был со своими пациентами. Из своего окна Инна видела каждый день – как рано утром этот врач приходил и как поздно вечером он уходил с работы. И сколько пациентов сидело у него в приемной комнате.

По слЕду жизни Инна заметила, что не один ЗАКОН не работает так ЧЕТКО, как ЗАКОН ПОДЛОСТИ. Он ВСЕГДА срабатывает. Вот и сейчас, когда в жизни их семьи ВСЕ наладилось; дети выучились, стали сами работать и не тянут социальный карман семьи, казалось бы НАСТУПИЛА ПОРА ПУТЕШЕСТВИЙ и время понежить свое здоровье, муж заболел. В конце февраля муж простыл. Новый врач не смог УЗНАТЬ воспаление легких. И с этога времени проблемы мужа покатились снежным комом, как с вершины горы.

Употребление различных антибиотиков, для лечения его очередных болезней вызвали  в нем ПРОГРЕССИРОВАНИЕ ЛЕЙКОЦИТОВ, что с катострофической скоростью уничтожало иммунитет мужа. После воспаления легких ему пришлось бороться с рядом других болезней, головной болью. Тяжелая форма менингита привела его на операционный стол, и в это же время выяснилось множество других осложнений. Таким образом пришлось делать СРАЗУ несколько операций, которые угрожали ему жизнью. После операции муж проснулся на двинадцатый день. Все это время Инна дрожала от страха за его жизнь, и за то, что их дети  В ГЛУБОКОМ СТРЕССЕ. Динамика «процесса выздоровления» шла медленно, и возникли НОВЫЕ сложности, которые привели мужа к искусственому питанию, дыханию, и ВСЕМУ искусственному, что может получить тяжело больной человек.

Ко ВСЕМ первоначальным проблемам мужа прибавилось еще и то, что с самого начала его прибываня в больнице, он заразился РЕЗИСТЕНТНЫМ ВИРУСОМ, который реагировал только на несколько ОЧЕНЬ редких и ДОРОГИХ АНТИБИОТИКОВ. И это катострофически усложняло выздоровление ОСНОВНОЙ БОЛЕЗНИ. В конце концов, в один солнечный день лета семье Инны объявили, что ее мужу надо удалить его единственный видящий глаз, и еще кое-что, ибо необратимое ВОСПАЛЕНИЕ глаза  может вскорости вызвать сепсис, и воспаление мозга. Сын Инны долго, и как мог мягко, объявил это отцу. Потому, как отец до последней минуты своей жизни был при здравом ясном уме, то необходимо было именно ЕГО решение. Операция не заставила себя ждать, на следующий день все было сделано вне очереди. Таким образом муж Инны остался совсем слепым. А слова мужа: «Я БУДУ БОРОТЬСЯ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ ДО ТЕХ ПОР ПОКА ОТ МЕНЯ НЕ ОТКАЖУТСЯ ВРАЧИ. УМЕРЕТЬ Я ВСЕГДА УСПЕЮ» услышали все; и врачи и его семья.
Такое решение отца вызвало у его детей позитивные эмоции. Но беспомощная ситуация мужа вызывала в Инне большое душевное беспокойство. Она никак не могла с этим ВСЕМ СОГЛАСИТЬСЯ, что и  вызвало  в ней бессоницу, которая постепенно и варварски превращалась в хроническую. Жизнь мужа качалась из стороны в сторону, и висела, что называется, НА ВОЛОСКЕ. В конце концов, главный врач реанимации, принял решение – ВЫДАТЬ ЛЕКАРСТВО ИЗ РЕЗЕРВОВ КЛИНИКИ, которое стоило очень, очень, очень дорого. Цену лекарства сыну Инны не сказали, чтобы его НЕ ПУГАТЬ. Сказали только, что к этому резерву клиники, за ВСЮ истории клиники они прикасаются третий раз. Первый раз – когда это коснулось болезни известного спортсмена олимпиады, второй раз – одного  человека из правительства, а третий раз – их папа. Это лекарство, по мнению врачей ДОЛЖНО ПОБЕДИТЬ РЕЗИСТЕНТНЫЙ ВИРУС. Консилиум врачей СОГЛАСИЛСЯ, так как Иннын муж очень дорого заплатил за СВОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЖИТЬ, потерял полностью зрение.

В своих аргументах на консилиуме врачей главный врач реанимации господин Мюллер, не однократно повторял фразу: «ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ЧУДО МЕДИЦИНЫ, он перенес такую ТЯЖЕЛУЮ форму менингита, которую ПЕРЕЖИЛИ ВСЕГО ДВА ЧЕЛОВЕКА В МОЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ. В моей ЖИЗНИ, а я как вы видете совсем не молодой, умирали от такого минингита двадцатилетние мальчишки, спортсмены, а этот восмидесятилетний старик – выжил. А это значить, что ЕСТЬ НАДЕЖДА, что он сможет снова ВСТАТЬ НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ НОГИ, СНОВА НАУЧИТЬСЯ ХОДИТЬ, НАУЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЫШАТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ГЛОТАТЬ, избавиться от ВСЕХ в него вставленных искусственых трубочек, и жить полноценной жизнью пожилого человека. Я умоляю вас всех ПОЗВОЛИТЬ дать еще один ШАНС этому человеку. Вспомните о СВОИХ СЕМЬЯХ и о том, как ПЕРЕЖИВАЛА БЫ ВАША СЕМЬЯ, если бы ВЫ были на его месте.»

Вскорости после этого, в один из приходов сына в больницу ему сказали, что его ПАПЕ СТАНОВИТСЯ ЛУЧШЕ, и что отца готовят для РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КЛИНИКИ в Дрезден. Это ПРИВАТНАЯ КЛИНИКА, ДОСТАТОЧНО ЗНАМЕНИТАЯ в Германии, и она ОЧЕНЬ ДОРОГАЯ. Такая НОВОСТЬ подарила НАДЕЖДУ ВСЕЙ СЕМЬЕ, и ВЕРА в выздоровления отца и мужа НАКОНЕЦ приобрела КРЫЛЬЯ.  Но бессоница не признавала эти КРЫЛЬЯ, и по-прежнему не спешила ублажать Инну, боясь ее не разнежить. В четыре часа утра Инна встала с кровати и выпила таблетку валерьянки в надежде, что это средство  наверняка поможет заснуть. И таблетка СРАБОТАЛА, Инна уснула и снится ей сон.
Она видит огороженный красивым деревянным забором какую-то дачу, но не их семейную. Участок земли пустой, земля на даче черная, совсем голая. Деревья, кусты, цветы, а так же другая растительность ОТСУТСВУЮТ. На этом участке она видит два человека; пожелого мужчину с лопатой в руках и женщину. Одеты они были очень скромно, по-дачному. Женщина нагнулась к земле, и на что-то там внимательно смотрит. Мужчина   пытается вроде бы копать, но переступает от одного места на другое. Словно ему не нравиться жесткость грунта, и он ищет другое место для копания.

Коким-то чутьем Инна чувствует, что где-то ПОБЛИЗОСТИ НАХОДИТСЯ ЕЁ МУЖ, но почему-то он не выходит ее встречать, как всегда. Ведь, как всегда, она еще за забором ДАЧИ кричит ему: «Витя, дорогой, я уже иду к тебе.» И, как всегда, ее муж спешит к калитке и ее открывает. Но сегодня, во сне, он почему-то прячется. Инна поспешила к терассе дачного домика, и там она подошла к столу, на котором лежала множество скомканных бумаг. И только несколько сложенных листочков лежало аккуратно в стороне, на краю стола. По террассе гулял легкий ветерок, и Инне показалось, что листочки вот-вот разлетятся. Она поспешила взять эти листы в свои руки. И вдруг, она увидела, что перед ее глазами, в ее руках ДОКУМЕНТ НА РАЗВОД С МУЖЕМ, а в конце документа ее  ПОДПИСЬ. Она внимательно хочет присмотреться к документу, чтобы убедиться в его оригинале, но почему-то НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. Она смотрит на свою подпись и не может понять, КАК ЕЁ ПОДПИСЬ ПОПАЛА НА ЭТОТ ДОКУМЕНТ? Она никак не может вспомнить, когда она его подписывала. Она вообще не помнит, чтобы она подписывала какие-либо бумаги в последнии дни.

И каким-то непонятным чутьем она стала понимать, что эти два человека на даче – причастны к этим документам, ведь ОНИ похожи на  родителей мужа, которые давно умерли. Она стала предпологать, что только они могли принести ей документы для развода с мужем.

Ничего никому не говоря, Инна взяла свои бумаги и покинула дачу. В надежде на то, что ей надо ПОСПЕШИТЬ В ПОЛИЦИЮ, чтобы полиция нашла мужа, потому как его куда-то спрятали от нее. А может быть, он сам СПРЯТАЛСЯ? У Инны возникли вопросы: «Как же он может ТАК поступать с ней, ведь они прожили вместе 35 лет супружеской жизни? И всегда находили общее решение. Почему же он честно не мог сказать, ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ОН С НЕЙ РАЗВОДИТСЯ, и не хочет С НЕЙ ЖИТЬ дальше?

Немного постояв за забором участка Инна задумалась. И в какой то момент Инна пришла к выводу, что ей НЕ СТОИТ СООБЩАТЬ В ПОЛИЦИЮ И НЕ НАДО ИСКАТЬ МУЖА, раз он решил  больше с ней вместе не жить, и спрятался от нее ничего не оъяснив. 

Проснувшись утром Инна снова подумала о муже, и его бесконечном  прибывания в реабилитационном центре. И как связан сон с событиями мужа в клинике? Но мысль, что она скоро увидет мужа и ВСЕ узнает  её успокоило, но ненадолго... 

  ...Инна с сыном встали со своих мест, когда главный врач реанимации зашел в комнату больного. Потирая свои руки он сказал: «Я извиняюсь, что должен сообщить вам печальную весть. Настало время вам попращаться с больным. Если вы хотите еще ему что-то сказать, скажите, только ОЧЕНЬ СПОКОЙНО, чтобы он не волновался.» Инна со слезами на глазах молча и испуганно смотрела на мужа и сына, который заботливо обнимал своего отца, а сам думал УСПЕЕТ ЛИ ЕЩЕ СЕСТРА ПРИЕХАТЬ И ПОПРАЩАТЬСЯ С ОТЦОМ? К счастью дочери транспорт в Германии ходит днем и ночью по расписанию, безотказно и не зависимо от погоды. Сестра появилась поздно вечером, она нежно прикоснулас в голове отца и сказала: «Папа, я тут, я с тобой. Ты меня слышешь?» Любящий отец ели ели приоткрыл свой слепой глаз и тут же его закрыл, а через 10 минут перестал дышать.

Память о муже и отце всегда останется в сердцах его близких людей, а картинка с ОБЛЕТАЮЩИМ ОДУВАНЧИКОМ на его двери больницы еще долго будет «жить» в их подсознании.   

P.S Мы благодарим ВСЕХ, кто прислал нам соболезнования и ВСЕХ тех, в чьих сердцах Виктор Александрович Хажилов останется СВЕТЛОЙ ПАМЯТЬЮ.

С душевным теплом, наша семья-Хажиловы