История декабристов в фильме Союз спасения

Денис Маевский
История декабристов в фильме «Союз спасения»: нет Пушкина, но есть Наполеон

Посмотрел в кинотеатре фильм «Союз спасения». Разочарования не было, потому что ждал ровно то, что и увидел на экране. Масштабный костюмированный исторический фильм, который оценят любители эпохальных драм и дворцово-мундирной эстетики той поры. Что понравилось? Почти портретное сходство артистов, игравших царей. Во всяком случае, сходство с портретами кисти придворного живописца российских царей Джорджа Доу. Да и вообще в плане деталей, костюмов и антуража фильм проработан здорово. Однако на этом достоинства фильма заканчиваются, исторической достоверности в нём нет. Фильм получился в целом, как обещал Константин Эрнст, «ни нашим, ни вашим», хотя, всё-таки больше «нашим», которые за «царя-батюшку» и против смутьянов там всяких.

Позиция ясная и понятная, здесь либо соглашаешься, либо нет, но всё-таки, есть моменты, с которыми нельзя соглашаться категорически.

Первый момент. Так называемая «семёновская история» – волнения в лейб-гвардии Семёновском полку, произошедшие в 1820-ом году из-за несправедливых телесных наказаний, примененных полковником Шварцем в отношении георгиевских кавалеров. Как показано в фильме, эти события закончились расформированием полка, ссылкой солдат и офицеров и смертным приговором Шварцу, который в последний момент был отменен. За кадром осталось то, что Шварц был наказан вовсе не за жестокость, а за неумение управлять полком, вследствие чего и произошли волнения. Впоследствии Шварц – протеже Аракчеева и патологический садист, был оправдан. Служил в армии, дослужился до генерала и был всё-таки уволен со службы (не казнён и не заключен в тюрму) аж в 1850 году за истязания нижних чинов.

В истории Шварца – вся суть александровско-николаевской России, где за внешней красотой плац-парадов, скрывались кантонистские школы и аракчеевские военные поселения, с двадцатипятилетней службой, с бессмысленной муштрой и наказаниями шпицрутенами, которые исчислялись тысячами ударов и часто заканчивались смертельным исходом. Смертная казнь, отсутствие приговоров к которой при Николае Первом, выдаётся за гуманизм царя, не нужна была при этом совершенно.

Второе, с чем нельзя согласиться. В фильме присутствует Наполеон, который хвалит юного лицеиста Сергея Муравьева-Апостола, будущего декабриста, говоря, что тот похож на него. Имя Наполеона произносится в фильме ещё не раз и создаётся впечатление, что для декабристов поверженный французский император является кумиром. Это совершенная неправда. Для революционеров той поры Наполеон не мог быть кумиром в принципе, потому что был "узурпатором и тираном", поправшим идеи Французской революции. Бонапарт, стремившийся породниться с абсолютными монархиями Европы, был для левых оппозиционеров той поры, от либеральных прогрессистов до карбонариев, от умеренных парламентаристов до декабристов таким же идейным врагом, как и русские цари.

И третье. А где же Пушкин? В сюжете есть Наполеон, но где еще один великий современник декабристов, Александр наш Сергеевич? Почему великого поэта в фильме нет? Почему были проигнорированы создателями фильма хрестоматийные факты о том, что Пушкин лично знал многих декабристов, был однокашником и другом Кюхельбекера и переписывался с Рылеевым? Два поэта являлись активными участниками заговора и восстания, один из них был казнён, другой отправлен на каторгу. Сам Пушкин признавался царю Николаю Первому, что, скорее всего, был бы в тот день вместе с восставшими и это тоже факт, который можно было обыграть в фильме.

Стоило ли ждать от фильма, заявленного в жанровой категории «драма/боевик» абсолютной исторической правды? Если драма ещё должна соответствовать критериям правдоподобности, то «боевик» совершенно нет – это развлекательный, как известно, жанр. Фильм «Союз Спасения» не выходит за рамки игрового кино, он не отражает в должной мере реалии страны абсолютизма и крепостничества, неприятие которых и привело богатых и образованных людей России к восстанию на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Поэтому рекомендовать к просмотру этот фильм в качестве пособия для изучения эпохи не стоит.

Иллюстрированная версия статьи на дзен-канале Volens Nollens