Терминатор 2 в человеческом измерении

Денис Маевский
"Терминатор 2" в человеческом измерении

Месяц назад опубликовал статью, в которой делился впечатлениями от просмотра нового фильма «Терминатор: Темные судьбы». Решил тогда написать и о фильме «Терминатор 2: Судный день» – самом знаменитом фильме франшизы, успех которого безрезультатно пытаются повторить почти три десятилетия. Почему «Терминатор 2» так «зашёл» трём поколениям, почему эта картина оказалась так близка зрителю, и почему её будут смотреть всегда? И в чем причина того, что все последующие части научно-фантастической киноэпопеи не дотягивают до уровня второй части?

На мой взгляд, дело не в поворотах сюжета и не в спецэффектах, уровень которых рос от фильма к фильму вместе с развитием кинотехнологий. Дело в «человеческой составляющей» – в психологической глубине эпохальной картины.

Самое главное: сюжет и герои фильма. Эмоциональный центр захватывающей эпопеи о роботах, опасностях технического прогресса и предотвращенном ядерном апокалипсисе – трагедия разделённой семьи – история, потрясающе сыгранная Линдой Хэмилтон и Эдвардом Фёрлонгом.

По сюжету картины на экране 1995 год. С момента событий первого «Терминатора» проходит одиннадцать лет. После неудачной попытки взорвать лабораторию компьютерной фирмы «Кибердайн системс» Сара Коннор находится в закрытой психиатрической клинике. Её сын Джон Коннор, лидер Сопротивления будущего – «трудный» подросток, игнорирующий опекунов и закон, промышляет взломом банкоматов на улицах Лос-Анджелеса. Футболка с названием известной группы "Public Enemy" ( "Враг общества"), афроамериканских революционеров и хип-хоперов, которую носит Джон, подчёркивает бунтарский характер подростка.

Сара и Джон – избранные и, в то же время, изгои того общества, которое должны спасти.

Неминуемая угроза из будущего, о которой ни на минуту не забывает Сара, воплощается в реальность с прибытием робота Т-1000, уникального и безжалостного «жидкого» кибернетического механизма, способного принимать форму любой материи, к которой он прикоснется. Актёр Роберт Патрик гениально сыграл Т-1000. Парадоксально, но Т-1000 абсолютно совершенен: он корректен, неумолим и сосредоточен – идеальное воплощение американского копа, да и всей системы правосудия США. Он внушает доверие, а вот мы ему нет.

В другом районе Лос-Анджелеса появляется робот Т-800, в роли которого Арнольд Шварценеггер. Зрителю неизвестно до момента столкновения двух роботов, о том, что этот робот «хороший» – защитник, посланный из будущего Джоном Коннором для спасения самого себя. Это был сильный ход, потому что до того момента терминатор-убийца это именно Шварценеггер – канонический терминатор из первой части фантастической саги. Для зрителя Т-800 – это прежде всего Шварценеггер, играющий робота, а не робот, которого играет Арнольд.

События фильма «Терминатор 2: Судный день», развиваются по классическим канонам триллера и боевика, но взаимоотношения трёх героев – Сары, Джона и робота Т-800 в исполнении Шварценеггера очень похожи на отношения в семье, с эмоциональными всплесками, проблемами и неурядицами. Два дня героям приходится сражаться за жизнь и исполнять своё предназначение, но эти дни становятся, вероятно, самыми счастливыми для Сары и Джона Конноров, которые обрели в Т-800 не только совершенного защитника, но и жизненную опору, перенеся на него образы мужа и отца.

Кульминация и финал фильма потрясают эмоционально, зрителю хочется видеть продолжение этих отношений, однако всё: «I`ll be back» и тонущий в огне сталелитейного котла оттопыренный палец Т-800.

Почему артистам так удались эти роли? Артисты играли самих себя. Шварценеггер – «интеллект и железо», человек-культ, создавший своё тело и свою карьеру. Арнольд изменил сценарий «Терминатора 2», отказавшись продолжать играть роль «плохого» робота-убийцы. Линда Хэмилтон – артистка со сложной судьбой, эмоциональная и ранимая, превратившаяся из беззащитной официантки в первом «Терминаторе» в женщину-воительницу, готовую на всё ради жизни своего ребёнка.

Эдвард Фёрлонг – простой американский школьник, случайно замеченный киноагентом и приглашённый на съемки фильма, как оказалось, был очень похож на своего персонажа Джона Коннора. Эдвард никогда не знал своего отца, по его словам, русского по национальности, имел проблемы в отношениях с матерью, и жил на тот момент с опекунами.

Увы, трио этих артистов распалось, начиная с появившейся в 2003 году третьей части саги – «Терминатор 3: Восстание машин». Эдвард Фёрлонг, отметившийся после «Судного дня» ещё несколькими значительными ролями в кино, имел на тот момент проблемы с алкоголем и наркотиками, и не смог принять участия в съемках. Сыгравший вместо него Джона Коннора актёр Ник Стал, не обладал необходимым для этой роли данными. Гуманистическая линия картины, как повествования о судьбе матери и сына, Сары и Джона Конноров была прервана. К сожалению, не удалось восстановить этот сюжет и в новом фильме 2019 года «Терминатор: Тёмные судьбы».

Иллюстрированная версия статьи на дзен-канале Volens Nollens