Рецензия на книгу Серотонин Мишеля Уэльбека

Юлия Силич
Не стоит ТАК убиваться! Вы ТАК не убьётесь!

У меня возникли временные трудности с оценкой книги. По-видимому, не у меня одной:) Мучительно долго зрела и рождалась рецензия. Однозначно, неоднозначное произведение:)

Роман «Серотонин» - настоящий перформанс, со всеми присущими и вытекающими, он непростой, многослойный, замысловато-аляповатый... "Смешались в кучу кони, люди"… и получился настоящий суп из страстей человеческих, приправленный тоской и беспомощностью, развязностью и пороками, социально-политическими повестками и индивидуальными страданиями. А не перемудрил ли автор с литературными аллюзиями?

Мишель Уэльбек – «шалунишка» ещё тот, которому не откажешь в отчаянной провокационности, циничной откровенности и наличии ума. Другое дело, что его печали и страдания на данном жизненном этапе мне не совсем близки и не до конца понятны. Также меня преследовало стойкое ощущение, что автор «Серотонина» в некоторой степени подражает Ремарку: его герои - тоже своеобразное "потерянное поколение" в современных реалиях, да и Кальвадос изрядно примелькался:)

Невзирая на довольно минорный настрой основного сюжета: обреченность, одиночество, отчаяние, старость, пропащая жизнь «тупиковый путь, а в конце его суицид», я изрядно веселилась благодаря навязчивым, крайне циничным и вместе с тем искренним вкраплениям авторской оды «О, бедной пипиське замолвите слово», кружевной лентой мелькающей на протяжении всего романа.

Безусловно, мне пришлись ко двору и по сердцу: авторские честность, точность и наблюдательность, магическое жонглирование образами, здоровый цинизм и обилие прекрасных цитат. Зацепили: история Эмерика, описание птицефабрики, авторские ремарки в подражание Марселю Прусту и дельные наблюдения в отношении старушки Европы.

Концовка изрядно озадачила и показалась совершенно чужеродной!!! Ну, да ладно!

С одной стороны, не могу не восхищаться этим писателем, который подобно волшебнику изумрудного города искусно манипулирует общественным сознанием на фоне экзистенциальной тоски главного героя по утраченным иллюзиям (эрекции) в жестоком, свирепом и безжалостном Евросоюзе, наполненном тоской, одиночеством (недоступными влажными …….) Видимо, не зря, скучающая публика с радостью нарекла автора «последним романтиком», наградив за творчество орденом Почетного легиона.

А с другой – была бы в большей степени признательна, если бы Уэльбек всё-таки избавил меня от некоторых подробностей «обмена жидкостями» и «трущихся слизистых». И не потому, что они вызывали омерзение, а потому, что это – дешёвый маркетинговый триггер, нежели высокая литература. Зачем опускаться до примитивизма обычной физиологии, если ты мастерски владеешь иными, более тонкими и искусными инструментами?!! Возможно, чтобы быть ближе к читателю, посредством откровенности на грани фола. Как говорится: «О, времена! О нравы!»

Внимание! Несколько утрированный и довольно циничный Спойлер

Итак, что мы имеем ГГ – Флоран-Клод Лабруст, который «ничего не добился», "плыл себе по воле волн, расписавшись в полной неспособности стать хозяином своей судьбы», был всегда «жалким рохлей и, дожив до сорока шести лет, так и не научился держать под контролем свою собственную жизнь», хотя его прекрасные родители которого «сделали всё возможное, чтобы полностью вооружить его для борьбы за существование». Началом «удручающего стечения обстоятельств» для Флорана стала случайная встреча на юге Испании с прекрасными «свежими, экологически чистыми» 20-летними девушками, после чего его «постигла эрекция», он «справился с ней привычным образом».

Поистине, неисповедимы Пути Господни! Никогда не предугадаешь, что станет началом конца. Хотя бы началом конца привычного образа жизни:)

Жил был мудак обыкновенный (далее – МО), особо не рефлексировал, моралью и порядочностью обременен не был, имел регулярно и с удовольствием всё, что мимо проходило и под руку (точнее под 21 палец) попадалось. Жил, особо не тужил… Вдруг опамятовался и заметил: "Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза» …
И понеслось…

Пришла беда – отворяй ворота : попутно выясняется, что Юдзу, молодая японка-сожительница, помимо «смычка» Флорана, с одинаковым усердием нимфоманки, регулярно и мастерски использует все прочие фаллосы, существующие во вселенной (не брезгуя собачьими) и оскорбился до глубины души:"я был задет изменами (мягко говоря) Юдзу, они нанесли удар моему мужскому тщеславию, а главное, я заподозрил, что она любила все прочие х.. так же, как и мой"

Юдзу поступила ровно таким же образом, как привык действовать главный герой, по отношению ко всем предыдущим пассиям, но «не вынесла душа поэта» вероломства возлюбленной и траченый молью идальго расстроился не на шутку. А ведь мать Флорана пожертвовала своей жизнью во имя великого чувства к смертельно больному отцу, почему же Юдзу, которая должна чтить традиции, не предложила совместное аутодафе посредством харакири из-за "меланхоличного малыша"???

ГГ, взвалив на плечи, всю тщету и несправедливость бытия, помноженную на мировую скорбь, прозревает и осознает, что одинок, несчастен и карта бита, плюс ко всему фасад изрядно обветшал… Судьба-злодейка!
Флоран не знает, где преклонить свой утомленный организм и успокоить раненое, тревожное сердце. Нести своё горе с достоинством (отцвели хризантемы в саду), не достаёт ни мужества, ни сил. В отчаянии, заламывая руки, МО ничего не остаётся, как основательно подсесть на «маленькие белые таблетки овальной формы с насечкой посередине». Страсти Господни, и только!

Тут наступает то самое время, час Х, когда МО необходимо прошерстить былое и вспомнить о любви. Авось, кто-то из прежних возлюбленных вернёт его из сексуального небытия. Замечено, что Флоран питает особую необъяснимую страсть и нежность к женщинам с именами на букву «К»: Кейт, Клер, Камилла…

Однако «жизнь невозможно повернуть назад и время ни на миг не остановишь»: одна– Клер, жирная, дрябло-отвратная алкоголичка (Клер); другая – страдает «биполярным расстройством или шизофренией» (Мари-Элен); третья – ещё не утратила былого очарования и вполне адекватна (Камилла), но у неё есть четырехлетний ребенок. Мальчик – прямая угроза, конкурент, материнская любовь к которому не позволит последней, (согласно измышлениям МО) в полной мере подарить сердце Флорану (самозабвенно любить, предаваясь всем видам плотских утех). Мир никогда уже не будет прежним... Трагическая пауза:)
А вдруг, надежда ещё есть? А что, если избавиться от конкурента, застрелив мальчонку?
Как я уже упоминала выше, в сухом остатке читатель имеет дело с МО, который слаб, труслив и малодушен…
Вот такая пронзительная история получается в общих чертах.

«Ты выглядишь так несовременно рядом со мной», – мог бы спеть мне автор «Серотонина» голосом Виктора Цоя. И ничуть не ошибся, потому что для меня Человеческий Дух не может и не должен приравниваться к либидо!
Нет, надуманные, а потому чрезмерные, страдания старого слюнтяя меня особо не растрогали и не впечатлили, в отличие от непростой судьбы французских фермеров в лице Эмерика. Тем более, когда и поныне существуют войны, геноцид, голод, нищета, детская смертность, огромный процент онкологических заболеваний и многое другое. Детей не нажил, так хоть бы кота завел, что ли. Абсолютный эгоцентризм и паразитирующий образ жизни никого до добра не доводит!
«Сказка – быль, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
свернуть

Подводя итоги:

Потеряла бы я что-либо, если бы это пронзительная история обошла меня стороной?
Пожалуй, нет.

Жаль ли мне потраченного времени?
Отнюдь! В каких-то моментах было весьма любопытно, да и читается книга довольно быстро.

Жаль ли мне 15 $, потраченных на бумажный вариант?
В какой-то степени да, но не так, чтобы очень.

Стану ли я подобно главному герою так же убиваться, когда мои попытки мастурбации будут оканчиваться полным фиаско?
Надеюсь, что нет:)

Р.S: не могу с полной уверенностью исключать, то обстоятельство, что возможно я не до конца расслышала, поняла, а главное – приняла близко к сердцу эту «скорбную музыку» потеряно-растерянного, одинокого, неспособного на поступок, никчёмного и глубоко несчастного человека. Чёрт побери, что со мной не так?!
Галину Юзефович "цепляет": «Лучшая работа автора за последние двадцать лет». Отчего же меня не слишком трогает данная история?! Взять хотя бы авторский дар предтечи: «В этом романе, грустном и волнующем, Уэльбек предугадал бунт «желтых жилетов»?! Должно быть, я попросту фригидна к высокому искусству в виде камерного романа. К сожалению, так случается.
Прошу о снисхождении: понять и простить!

Р.Р.S: весьма любопытно, что же думает о романе «Серотонин» обычный человек?
Какие чувства и эмоции одолевали вас во время чтения?

За сим, пожалуй, всё! Откланиваюсь:)
Благодарю за внимание, понимание и терпение!!!