Хороший удел или проект Счастье - часть 1

Ирина Владимировна Николаева
1.Введение

Уже несколько лет, размышляя о различных сферах жизнедеятельности людей, их благополучии в семье, отношении друг к другу в социуме, так или иначе, для меня всплывает тема «Счастья». Этим феноменом пронизана вся жизнь человека и любые её стороны. Конечно, причина таких рассуждений и восприятия действительности субъективна (как и само счастье). Источник моего мировоззрения - это постоянное ощущение состояния наибольшей внутренней удовлетворенности своего бытия, полноты и осмысленности жизни. Это очень важный момент в процессе познания и в системе взглядов и оценок, так как, чтобы о чем-то рассуждать, это нужно «пережить», самому опробовать и получить опыт. Нельзя рассуждать о счастье, не зная, что это или будучи несчастным.

Чтобы правильно изучить предмет, его нужно рассмотреть с разных сторон. Феномен счастья изучается физиологией, социологией, психологией, философией и религией. Мы начнем изучение «счастья» с лингвистики.
Эта работа не случайно называется «Хороший удел». Праславянское *sъ;;stь;je объясняют из *sъ - «хороший» и *;;stь «часть», то есть «хороший удел». Козьма Прутков говорил: «Зри в корень». В корнях слов, сложенных из слогов, скрыт первоначальный, сакральный смысл. Русский язык отличается от других языков своей образностью, заложенной в словах. Слово несёт в себе образ, передает действие. Поэтому наш язык трудно учить иностранцам, и нелегко переводить на другие языки, где нет такого количества смысловой нагрузки на одно слово, нет синонимов.

В разных языках слово "счастье" имеет совершенно иную семантику. Например, английское I am happy значит "я рад". И хотя на русский язык это строго переводится как "я счастлив", на самом деле английское слово happiness, предполагает совершенно иную степень этого состояния, нежели русское слово "счастье". По-французски, например, lebonheur - всего лишь благополучие, и не более того.

В нашей культуре слово «счастье» предполагает нечто возвышенное. Язык очень сильно определяет сознание. Все дело в том, что у нас язык очень сложный. В России счастье, скорее, понятие философское, а на Западе оно взято из реальной жизни, более материально. С характерным для русского человека идеализмом, счастье рассматривается как Абсолют.


2.Физиология человека

Что такое человек? Кто это? Человек – это совокупность поступков, желаний, мыслей и физиологических особенностей (в том числе, «гормонального фона»).

Если «сухо» описать физиологию счастья, как биохимического состояния организма, то этот механизм тесно связан с так называемыми «гормонами счастья» - эндорфином, серотонином и дофамином. Эндорфин влияет на кратковременные состояния эйфории и радости. Регулярная выработка серотонина и процессы захвата его в нейронах, в большей степени создают фон счастья и долговременной удовлетворенности. Другой гормон и нейромедиатор, тесно связанный с серотонином – дофамин. Он является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит частью «системы поощрения мозга».

Но в восприятии человеком счастья, помимо гормонов, огромное значение имеет первая реакция на мир существа, в нем рождающегося. Быть счастливым не столько психологическое свойство, сколько свойство метафизическое. Счастье должно быть в натуре, бессознательно в природе человека. Нужно, чтобы самого инстинктивно тянуло к счастью.

Все дети умеют радоваться, радуются мелочам. Постоянно идет процесс познания мира и реакция на него. Если ребенок перестает радоваться и удивляться, это значит, что родители «испортили» ребенка. В лекции о воспитании детей А.С. Макаренко говорит: «Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитывать его так, чтобы он был счастливым, можно». Главное в жизни человека – не переставать удивляться и радоваться простым вещам, тому, что тебя окружает. Ибо, человек сам создает свой мир и обстановку вокруг.

Про тех людей, что в пожилом (зрелом) возрасте, смотрясь в зеркало, видят ребенка или юношу, говорят, что они счастливые. Оставаясь в душе ребенком, человек сохраняет духовную чистоту и физиологическую естественность счастья, заложенную в нас природой.


3.История учений о счастье

О счастье говорят и пишут со времен Античности. Древнегреческая философская школа является базисом всех учений об этом феномене.

В античной этике проблема счастья являлась одной из центральных категорий. Первым её исследовал Аристотель, который определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели» (Никомахова этика). Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью.

Демокрит понимал счастье как состояние Эвтю;мии (др.-греч. ;;;;;;; — хорошее настроение, довольство, радость), характеризуемое благодушием, хорошим настроением, уравновешенностью, всем, достигнутым в результате правильно организованной жизни в противопоставлении богатству и социальному статусу. Благодушный человек, согласно учению об эвтюмии, не завидует чужому богатству и славе, но стремится к совершению честных добрых поступков, от чего он счастлив и здоров.

В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием в философии эпикуреизма. Древнегреческое слово счастье — «эвдемония» (eudaimonia, ;; — добро, ;;;;;; — божество) — дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов.
Эвдемони;зм (др.-греч. ;;;;;;;;;; — процветание, блаженство, счастье) — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Наивысшим благом для человека является счастье. Гедонистические направления в эвдемонизме отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Высшим родом удовольствий являются не низменные физические, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии.

Атара;ксия (др.-греч. ;;;;;;;; — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») — душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность. Аристотель использовал это слово в этике для определения таких добродетелей, как сдержанность и мужество. Атараксия тесно связана с термином «эпохе» (греч. ;;;;;), то есть с воздержанием от суждений. Атараксия у скептиков описывает состояние разума, а не чувств: скептик воздерживается от суждений о том, хорошо это или плохо.

У Эпикура атараксия связана не с воздержанием от суждения, а с удовольствием. Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии. В современной практической психологии — состояние полного отсутствия страха (как правило, после пережитого эмоционального стресса).

Восточная философия, провозглашая недостижимость счастья в материальном мире, в своем биологическом, физиологическом, социальном, экономическом и логическом аспектах учит практическому пути достижения индивидуальной счастливой жизни.

Фома Аквинский утверждал, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни.

И. Кант создал деонтологическую этику, согласно которой, морально достойный человек – это тот, кто достоин быть счастливым. Он утверждал, что естественным и самым надежным источником счастья является добродетель, понимаемая как способность в соответствии с моральными принципами преодолеть склонность к злу. Кант различает принципы счастья и принципы нравственности (долженствования), но допускает, что это различие не должно восприниматься как их противопоставление, устанавливая необходимость человека отказаться от притязаний на счастье, если дело касается нравственного долга, выполнение которого и должно делать личность подлинно счастливой, уточняя, что одной лишь нравственностью человек быть счастлив не может.

Английский мыслитель и экономист Дж. С. Милль выдвигал идею о неравноценных образах жизни, утверждая, что человеку, одаренному большими способностями, требуется больше для переживания ощущения счастья, так как он более подвержен страданиям, которые разнообразнее, чем у «среднего обывателя». Для одаренной личности счастье заключается в особенных физических и чувственных удовольствиях. Это, в свою очередь, требует отказа от традиционной морали и принятия свободы поступать как угодно, если это никому не вредит.

Л. А. Фейербах отождествляет всякое желание с желанием быть счастливым, утверждая при этом, что такое чувство невозможно испытывать в одиночестве. Для достижения счастья индивиду необходимо консолидироваться с другими людьми, приумножая общее счастье.

В отечественной интеллектуальной традиции представления о счастье также имеют древнегреческие истоки и впоследствии базируются на православной этике. Воспринявшая учение о счастье через призму православия русская философия, несмотря на активное взаимодействие с западной мыслью, разработала своё понимание этой категории, расценивая покорность и смирение как особенно значимые добродетели. Следует понимать, что русская философия появилась значительно позже западной. Несмотря на то, что в истории русской философии размышления о счастье не выделялись в отдельное направление, эти вопросы всегда занимали значимые позиции.

Очень важное понятие в учениях о счастье – Катарсис (др.-греч. ;;;;;;;; — «возвышение, очищение, оздоровление») — нравственное очищение, возвышение души через искусство, возникающее в процессе сопереживания и сострадания. Сегодня невозможно представить счастливого человека, который бы был равнодушен к музыке, искусству, театру, культурной жизни общества.

Начиная со времени формирования философии как науки, мыслителей интересовал вопрос понимания счастья, хотя каждый из великих философов понимал его по-своему. Его объявляли и главной целью, и смыслом существования, и вредной иллюзией, мешающей человеку приблизиться к истине. Все философы отводили разные места понятиям долга и свободы в своих концепциях о счастье, основываясь на необходимости нахождения правильного баланса между ними, который и позволяет ощутить внутреннюю гармонию.

К учениям о счастье можно добавить две политические идеологии, которые изменили историю человечества. Эти идеологии в начале ХХ века предложили людям «новое счастье», борьба за которое стало не только политической идеей, но и новой религией.