Баба Настя

Людмила Филатова 2
Бабу Настю односельчане любили и вместе с тем побаивались. Резка она была часто на слово, резала правду матку в лицо, а кто же, ее, эту правду любит?

Если слышала, что за глаза кто-то обсуждает другого, тут же резко обрывала, да так, что и охотка пропадала у сплетницы.

Жизнь тяжела была, в свое время муж бросил ее с шестью малыми детьми. Ездил косить сено колхозу, бригадирствовал, да нашел себе молодку, на постое у нее находился. Влюбился так, что ничего не мог поделать с собой.

Баба Настя, тогда молодая женщина, все поняла, несмотря на то, что шестеро детей школьников, почти погодок, собрала мужу вещи и сказала, чтобы ее не мучил и сам не мучился. Если поможет вытянуть детей – будет рада, нет – осуждать не будет.

Бросился муж ей в ноги, а она сердце в кулак зажала, слезинки не проронила, не просила остаться.

Старший сын умер в возрасте двадцати пяти лет по болезни, второй сын утонул в речке, спасая друга, еще школьником, одна дочь умерла от инсульта, не дожив до пятидесяти лет, еще один сын погиб во время прохождения воинской службы на Балтике.

Один из младших сыновей умер на почве пьянства в сорок четыре года. Осталась младшая дочь, которая связалась с никчемным мужиком и бросила бабе Насте свою малолетнюю девочку.

Воспитала баба Настя внучку сама, хорошая выросла девочка, хозяйственная, шустрая, умница. Хоть какая-то радость в жизни была, помощница на старость лет.

Дочка долго не появлялась, а потом баба Настя узнала, что спилась со своим мужиком, жила где-то в глухом селе.

После школы внучка поступила в медицинское училище. Каждое утро бежала на раннюю электричку, возвращалась поздно. И случилось однажды несчастье. Девочка опоздала на последнюю электричку, взяла такси. А таксист по дороге ее изнасиловал, довез до села, высадил и уехал. Она даже номера не запомнила.

Пришла домой в слезах, вся оборванная. Было уже темно, никто не видел. Баба Настя от горя чуть не умерла, винила себя, что не уберегла внучку. Девушка замкнулась, боялась выйти из дома, бросила училище.

Сказала бабе Насте, чтобы та не думала поднимать шум, потом позора не оберешься. А там оказалось, что она беременна. Они обе не знали, что делать, как жить с этим, как односельчанам объяснить сей факт.

Внучка настаивала на аборте, но баба Настя сказала, что на такой шаг согласия не дает. Ни перед кем они объясняться не будут, это их личное дело. Ребенка поднимут с Божьей помощью.

И вот уже у внучки большой срок, народ стал шептаться, баба Настя ни на кого внимания не обращала.

- Настя, каким же это ветром надуло твою внучку? Ты такая вся правильная, всех учишь, а под носом и не увидела, как твоя кралечка залетела, чай от городского какого? – спросила в магазине одна из баб.

- А не твоего ума это дело, за своими смотри, а у нас дитя Божье, поняла?

- Да что уже не понять, еще как понять! – улыбалась баба вслед женщине.

Доходили слухи и до внучки, о чем судачат в селе.

Баба Настя работала на огороде, когда пришло время рожать внучке. Что-то стало ей не спокойно, сердце защемило, решила пойти отдохнуть.

Заходит в сени, а внучка тужится над ведром с помоями. Схватила ее баба Настя, поволокла в дом.

- Что ты творишь, безумная, это же живая душа, дуреха ты, а..? Это же преступление против Бога!

- Не нужен мне этот ребенок, ненавижу его, пусть он умрет и не мучит меня.

- Что ты, что ты, успокойся, ну, деточка моя. Сейчас вызовем скорую помощь, сейчас…, - баба Настя прибежала ко мне

- Милая, а ну позвони, куда там нужно, внучка рожает у меня, а я побегу, чтобы там не удумала чего.

Я вызвала скорую помощь, девочку забрали в больницу, родила она сына. Баба Настя долго сидела у меня и поведала историю с беременностью. Сказала, что дитя же не виновато, что оно таким вот образом пришло в это мир, значит, так было угодно Богу. Значит, это испытание.

Забирали мы внучку бабы Насти из роддома вместе, муж на машине помог привезти их домой.

Девушка кормила сына, но относилась к нему холодно, поэтому возилась с ним в основном бабушка. По мере того, как рос мальчик, мама все больше к нему проникалась, пока сердце ее не растаяло.

А потом к нам в гости приехал однокурсник моего сына. Он со двора наблюдал за девушкой с ребенком. Спросил, чего папаши не видно, на заработках или как. Уж больно хороша барышня для села, хорошенькая очень.

Так в один день я увидела, как он разговаривал с ней возле калитки. А потом уже во дворе играл с малышом на крылечке. Гостил он у нас всего неделю, когда уезжал, сказал: » Все, женюсь. Как же хороша, а малец просто чудо. Мне такая жена как раз нужна».

- А она тебе что, дала согласие? – спросила я

- Даст, непременно даст, я видел, что понравился ей. Сейчас уеду, пусть поскучает за мной, я женскую психологию знаю. Не буду ей докучать.

Приехал опять он через два месяца, сразу пошел к бабе Насте. Та прибежала ко мне, запыхавшись, выпалила:

- Замуж зовет, а моя, дуреха, еще кочевряжится. Оставила их двоих, пусть поговорят. Парень, вижу, хороший, самостоятельный и ребенок ему не помеха.

Через время сыграли свадьбу. Девушка сказала, что от бабушки никуда не уедет. Парень согласился, но сказал, чтобы не было обидно, будут жить на два дома. Так первые полгода жили они с бабой Настей. Ездил он на учебу в город, нашел где-то подработку, родители помогали.

А следующие полгода жили у него, но часто приезжали к бабе Насте, чтобы не тосковала. Усыновил он ребенка, а там уже и свой ребенок вскоре появился. Баба Настя купила козочку, чтобы деток поить молочком.

- Теперь уже и умирать не страшно, - сказала мне старушка, - внучка пристроена, муж не обижает, золотой парень. Вот, я же говорила, что Богу было угодно, чтобы она прошла испытание, он ее и наградил.

- Да что вы, куда умирать, вам еще жить и жить. Правнуков поднимать, молодым работать нужно.

- Стара я, нет ни здоровья, ни сил. Пора мне уже, наверное, - перекрестилась баба Настя, - дети меня там заждались, - кивнула она на небо. Обычно не склонная к сентиментальности, она пустила две скупые слезы.

«Сколько же она пережила за свою жизнь, - подумалось мне. Хотелось сделать для старушки что-то доброе, я готова была заботиться о ней, помогать во всем. Вечером пришла к ней, чтобы предложить свою помощь.

- Еще чего, - вспыхнула баба Настя, - я еще в силах себя обслуживать, подумаешь, слезу пустила, слабину свою показала. Иди, нужно будет чего, сама приду.

За двором просигналила машина.

- Ой, батюшки, мои приехали, - спохватилась баба Настя, иди, открой им ворота, а я буду на стол собирать, - захлопотала она, подвязывая чистый передник со счастливым лицом. Она порозовела, даже помолодела от счастья. И тут уже плакать от радости захотелось мне.