Польская литература - 20 век

Валерий Орлов-Корф
В польской литературе двадцатого века основным направлением был реализм, но рядом с ним продолжали свою самостоятельную жизнь модернистские течения - импрессионизм, символизм, неоромантизм, которые появились еще в конце 19 века. Эти течения были неоднородны, но имели одно общее название - "Молодая Польша". Теоретиками модернизма выступили - З. Пшесмыцкий и С. Пшибышевский. В поэзии преобладали символические и импрессионистские тенденции. Основными жанрами являлись - философская, любовная, пейзажная лирика. Яркими представителями модернистской поэзии ("настроения") были: К. Тетмайер, Я. Каспрович, Б. Островская. Реалистических позиций придерживались М. Конопницкая, Ф. Новицкий. К поэзии классицистического направления примыкал лирик Л. Стаффа.
К истории польского народа, восстановление относятся романы С. Жеромского - "Пепел" и "Верная река" (1912). После 1905 года этот автор в символической драме "Роза" рисует пути переустройства общества. Писатель В. Серошевский, отбывший ссылку в Сибири, затем путешествовавший по Китаю, Японии, Индии представлял читателям экзотические повести и приключенческие произведения. Для творчества В. Берента характерно смешение реалистических и символистских элементов (романы "Озимь", "Живые камни", 1918).
Выдающимся драматургом был С. Выспяньский. Его драматургия стремилась к метафорическим, монументальным обобщениям ("Болеслав Смелый",1900; "Ноябрьская ночь",1904;"Возвращение Одиссея", 1907; и др.)
Реалистическая и натуралистическая драматургия представлена "траги-фарсами" Г. Запольской ("Мораль пани Дульской"), социально-бытовыми комедиями Я. Киселевского, психологическими драмами Т. Ритнера, аллегорическими притчами на исторические темы К. Ростворовского ("Иуда из Кариота",1913; "Кай Цезарь Калигула", 1917).
Для поэзии 20-х гг. характерен расцвет художественного эксперимента: В. Лесьмян разбивал традиции и структуру поэзии; Л. Стафф явился сторонником классической линии поэзии; поэты группы "Скамандриты" (Ю. Тувим, А. Слонимский) выступили под лозунгом "поэзии повседневности".
Группе "Скамандра" противостояло объединение футуристов (1917-23). Группа "краковских авангардистов провозглашала лозунг "город - масса-машина", творила с отказом от "стихийности" лирики в пользу рационалистической конструкции стихотворения (Ю. Пшибось, Т. Пейпер).
В социальном романе судьба отдельного героя тесно переплетена с конфликтной стороной послевоенной действительности - З. Налковская "Роман Терезы Геннерт"(1923); А. Струг "Поколение Марека Швиды"(1925); С. Жеромский "Канун весны" (1924).
Представители "малого" реализма - П. Гоявичинскаяя ("Девочки с Новолипок", 1935); Я. Виктор ("Вербы над Сеной", 1933) старались предвидеть будущее и отказывались от синтетического изображения действительности. Писатели группы "Предместье" ставили своей задачей показать действительность как фактический материал (Х. Богушевская, В. Ковальский). Изолированное положение личности в обществе представили читателям - А. Рудницкий (повесть "Солдаты", 1933); Я. Ивашкевич (рассказы, 1936). Универсальные обобщения действительности читатели видят в творчестве В. Гомбровича ("Фердидурка", 1938).
В драматургии в это время особым явлением были гротескные драмы С. Витковича, которые были близкие авангардистской драме С. Беккета. Видным представителем психологической драмы считался Е. Шанянский.
Культурная жизнь Польши была на пять лет подавлена гитлеровской аккупацией. В эмиграции на Западе публиковали свои произведения Броневский. Слонимский; в Советском Союзе - Шенвальд, Л. Пастернак. Характерная черта поэзии военных лет - высокий романтический пафос, который выражал драматические переживания народа.
В первые послевоенные года ведущая роль принадлежит реалистической прозе, посвященной войне и оккупации. В своих произведениях писатели стремились раскрыть причины катастрофы Польши в сентябре 1939: Т. Бреза ("Стены Иерихона", 1946); Налковская ("Узлы жизни", 1948); Е. Путрамент ("Действительность", 1947). Е. Анджеевский ("Пепел и алмаз", 1948) отразил в этом произведении острые конфликты.
Большую популярность получили исторические романы: Т. Голуй ("Королевство без земли", 1956).
В начале 60-х гг. в польской литературе появляется интерес к вопросам этики и политики, борьба с канонами и стереотипами мышления. Все это вызывает расцвет жанра эссе: К. Брандыс ("Письма к пани Зет. Воспоминания о современности",1961); Т. Бреза ("Бронзовые врата", 1960); А. Рудницкий ("Голубые странички", 1968).
Заметно усилилась интеллектуализация художественной прозы. Читатели это отмечали в произведениях Т. Брезы, К. Брандыса. В книгах Я. Ивашкевича ("Честь и слава",1962) решались морально-философские вопросы. Продолжали писатели работать и над темами "2-ой мировой войны", "Подполье в годы оккупации" - Р. Братный, Я. Герхард, Б. Чешко.
В поэзии после 50-х гг. были известны имена Броневского, Галчинского, Т. Ружевича, С. Гроховяк, произведения которых отмечены глубоким жизненным содержанием, для них характерно тяготение к морально-философским проблемам современности. Были и поэты, в творчестве которых преобладает словесное экспериментаторство (Е. Харасимович).
 В послевоенной реалистической драме большая роль принадлежит Л. Кручковскому ("Первый день свободы", 1960; " Смерть губернатора", 1961). Наряду с реалистической драмой получила развитие "метафорическая драма", которая стремилась к многозначным символическим обобщениям (Т. Ружевич).
Отрывок из романа Витольда Гомбровича «Космос»:
«…Он слегка углубился в кусты, где взгляду открылись закутки и ложбинки, притаенные в тени сосновых ветвей, оплетенных орешником. Я вгляделся в хаос листьев, веток, световых пятен, уплотнений, просветов, выпуклостей, уклонов, изгибов, округлостей, черт те чего, в изменчивое пространство светотени, которое подступало и откатывалось, замирало, набухало и, что еще там, поддавалось, размыкалось… растерявшийся, весь в поту, я ощущал снизу землю, черную и голую. А там, в зарослях, что-то виднелось – что-то выделялось, инородное и специфичное, хотя и неопределенное… мой спутник тоже к этому присматривался…»
 
С. Лем «Солярис» Лист 1
 
С. Лем «Солярис» Лист 2
 
С. Лем «Солярис» Лист 3
 
С. Лем «Солярис» Лист 4