Бабулино такси

Вадим Егоров
               
Грейте люди друг другу души…
Чем сумеете: словом, поступком, добром, приветом, сладким чаем…


    Ну вот, я снова побывал в Германии. Захотелось  прочувствовать, ощутить атмосферу Рождественского праздника. Немцы придают ему особое значение.Обычно я останавливаюсь в гостинице, но тут меня приютила  Лиля, бесконечной доброты женщина, дочь моего московского приятеля. Так получилось, что дважды отмечал Рождество и Новый год. Сначала 25 декабря с родительницей, мамой двоих взрослых дочерей ездили к ним, а на следующий день они с семьёй приезжали к нам.  31 декабря в 22 часа слушали обращение и поздравление нашего президента, а в 24 часа телеведущая главного немецкого канала поздравляла немецкий народ – 2 – х часовая временная разница.


    Зачем я езжу в эту страну? Во – первых пытаюсь понять, за счёт чего немцы быстро оправились от страшной катастрофы, да, именно исторического для них потрясения. А во - вторых, за душевным теплом. Оно, вот как нужно при моих - то годах – уверенно идёт девятый десяток. А откуда получаю так необходимую каждому жизненную энергию? От окружающей обстановки: на улице, в публичных местах; от событий, обстоятельств,  наконец, людей. Создающих или напряжение, нервотрёпку, или душевное равновесие, спокойствие.

    Предвижу возражение, даже возмущение читателя: «Вот, выдумал, г–н Егоров, куда ехать! Так мы же, россияне – самые честные, добрые, отзывчивые – ведь с этим же связано душевное тепло! А ТАМ, за рубежом – наоборот!»

    Да, такими мы себя позиционировали 70 лет, а какие сегодня, покажу на примере. Нравственные качества личности за одно поколение коренным образом не изменяются.    А в другой части этого повествования приведу зарисовку там.


    Прилетев из Штутгарта, пройдя паспортный контроль и получив багаж, я вышел в зал прилёта. Там уже встречали мужчины частного извоза, некоторые с табличками «Такси» и предлагали довезти. Кто они и можно ли им доверять – большой вопрос. Но выбора не было, и я не раз с недоверием садился в машину. Особенно  неприятно, даже боязно после ночного прилёта.


     Прохожу мимо них  в конец зала до  «Макдональдса» выпись чашечку капучино. Так делаю всегда после благополучного приземления. А мысль: «Вернуться к бомбилам ещё успею», - держу в голове.

    Выполнив приятный кофейный ритуал, стал раздумывать: « А не подойти ли к стенду «Яндекс такси»? Уж очень привлекала   вывеска над конторкой, за которой сидел внушающий доверие молодой человек. Немного настораживало отсутствие желающих воспользоваться услугой. Однако, недолго размышляя, я подошел к, вероятно, диспетчеру.  Он сразу спросил куда ехать и назвал стоимость. Приятная неожиданность: значительно ниже цены, что  привык платить частному извозу! Молодой человек быстро, как будто боясь, что раздумаю, произнёс: « Выходите на 3-ю линию и ждите. Вам придет на мобильный СМС с номером машины. Через 2-3 минуты она подъедет».


    Спрашиваю: « А как мне обратиться к водителю, пожалуйста, хотя бы имя и кто Вы, Ваша фирма, дайте Ваши реквизиты; ведь для пассажира нужна обратная связь, подтверждающая достоверность, надёжность, что водитель не бандит. Это же – не частный извоз» Пока шел обмен мнениями, а он убеждал, что я - единственный Фома неверующий, появилась на телефоне обещанная СМС. И я с тростью – стал брать с собой на большие расстояния, нагруженный сумками , выхожу на так называемую третью линию.

    Вокруг непрерывно мелькают люди и быстро перемещаются машины. Ощущение напряжения пронизывает насквозь….  Про себя твержу : «ХУ 265, ХУ 265… (до сих пор помню номер ), лихорадочно встречая и провожая взглядом машины, заходящие то спереди, то сзади. Стал накрапывать дождик, а нужной   всё нет. Авто очень быстро подвозят пассажиров и отъезжают. Иначе – большой штраф. Проходит 7,10 мин, меня начинает трясти нервной дрожью. Что делать? Возвращаться назад к тем мужикам в зале прилёта? И тут натыкаюсь на плачущую, с растерянным лицом бабулю. В другой ситуации обязательно остановился бы и помог. А тут - сам в таком же положении.

    И вдруг…Спасение приходит с неожиданной стороны. Рядом останавливается машина, открывается окно и водитель отрывисто спрашивает: «Куда?» Тут же отвечаю и сам задаю вопрос: «Сколько?». Он озвучивает сумму, к которой привык – деньги  приготовлены еще дома перед отъездом. Разумеется, цена выше яндексовой. Тут же быстро загружаемся и…прочь от страшного  места. Первый важнейший шаг системы психологической защиты – покинуть место стрессовой ситуации, успешно выполнен.

   Мой телефон в кармане гудит и вибрирует – идут непрерывные вызовы. Тот водитель разыскивает меня. Но я уже далеко. Мой успевает проскочить контрольный пункт, и мы выскакиваем на ленинградское шоссе. Дорогу к моему жилищу.
    Каково моё самочувствие после перенесенного стресса, думаю, читатель догадывается. Кричать хотелось от  негодования. Пожалел, что не научился ругаться матом. Ох, как бы пригодился!

    Возвращаюсь мыслями к той растерянной бабуле на третье линии. Наверняка ей дала деньги внучка или дочь и сказала: «Всё просто, ты идёшь к «Яндексу» – солидной фирме, специально созданной для порядка в аэропорту, и та организует твою поездку».


   Да, сегодня в России –  мучительно - тяжелейший этап перехода   к другой жизни. С принципиально ДРУГИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. Непонятными, как нам кажется, несправедливыми, даже чуждыми. Чего стоит принятие душой, разумом понятия частной собственности. Когда она 70 лет (4 поколения!) напрочь отрицалась. А ведь это и есть ответственность. Я имею  то, за что лично отвечаю. В первую очередь – нравственно. Сам  организую свою жизнь, самостоятельно продумываю программу (что делать) и методику (как делать) жизненно важных вопросов: трудоустройства, создания домашнего очага, наконец, оздоровления.  И всё это в условиях наличия и, главное, выбора разных программ и методик. В зависимости от потребностей, черт характера.  Да ещё и при наличии конкурса! Разумеется, на первых порах, овладевает растерянность.


      У сильного духом, телом, нравственно воспитанного, ведущего здоровый образ жизни,  тут же всплывают разумные мысли: надо быстрее изучить новые требования, научиться, приобрести навык жить в новых условиях. Так живут  все народы мира. Свобода даёт развитие, совершенствование!


     У другого  просыпаются низменные инстинкты вседозволенности, вампиризма: отнять; быстро взять то, что плохо лежит. Твердящего: « Деньги решают всё». При этом сам готовый  за деньги идти на всё. Даже на преступление. Будет он подчиняться законам? Нет и тысячу раз нет.


    Уверен, что не раз поднимался в мэрии Москвы  важнейший вопрос о порядке в аэропорту и создан ни один документ, регламентирующий действия. Однако, каков механизм  реализации  и кто будет его выполнять и контролировать?

    Поэтому хаос, неразбериха, а отсюда и нервотрёпка подпитываются изнутри людьми, бессовестными и безответственными. Таких пока большинство. И они – по всем направлениям жизнеобеспечения и на всех ступенях иерархической лестницы. Помните сколько денег было отпущено на строительство важнейшего государственного объекта космодрома «Восточный» и сколько дошло до места назначения? Так вот, на каждом этапе сверху вниз  «отпиливался» от триллионов руб один нолик. И отвечающий в правительстве России за это направление Д. О. Рагозин не смог исправить ситуацию. Да и никто бы не  остановил стихийный процесс воровства.

    Когда же хаос закончится, спросит читатель? Не скоро – человеческий фактор, изменение менталитета, формирование нравственной ответственности, дисциплины всегда был  длительным процессом. Сначала идут внешние изменения - человек должен почувствовать ради чего идёт на трудности, за ними – внутренние. И никак наоборот.

     Сегодня начинают иметь место серьёзные  подвижки. Например, на ж/д транспорте. В Подмосковье резко снизилось число, так называемых, «зайцев». Появились ограждения и турникеты. Одновременно  приучают к цивилизации, культуре. Старые электрички, вагоны заменяются новыми с комфортными условиями. В поезде есть туалеты, приспособленные даже для людей с ограниченными возможностями. Я например, живущий в часе езды от Москвы, с удовольствием стал ездить на работу. Плавно, не трясёт, мягкое (не изрезанное!)сиденье, откидывающийся столик (как в самолёте).Но, опять повторюсь, да простит меня молодой читатель (пожилой – поймёт) – есть туалет!!! И, наконец, микроклимат в салоне – кондиционер. Тело и душа поют!!!
   
              -----------+----------

    Ну, а теперь хочу поведать о своих чувствах, испытываемым ТАМ, «за бугром». На эпизоде с такси не буду останавливаться. Всё предельно просто. Внучка бабули заказывает такси – телефон есть у каждого. Та садится и перед ней высвечивается табличка с информацией о водителе, стоимости проезда. О безопасности можно не беспокоиться.

    Хорошо, а как с другими услугами в  Германии? Как живут люди с ограниченными возможностями, как они интегрированы в обществе здоровых? Могут ли чувствовать себя не изгоями, ощущать душевную теплоту? А по отношению к больным, инвалидам, пожилым судят об уровне цивилизации.

    Впервые попав в эту страну был удивлён, ошарашен.Что скрывать, даже появилось некое напряжение. Создавалось впечатление, что сюда специально съехались инвалиды. Из разных стран. И по  лицам их и сопровождающих не создавалось ощущения, что они в чужой стране, не дома. Они везде: на улице, в магазине, на стадионе (за воротами созданы места для размещения), в театре.

    Не буду заострять внимание читателя на внешних показателях удобств, безопасности – их реализовать несложно. Они и  у нас  начинают появляться. Хочу остановиться, на мой взгляд, на главном. Отношении к таким людям общества. Пандусы, лифты – хорошо, а как быть с проявлением заботы, чуткости, душевного тепла у нас, людей с НЕОГРАНИЧЕННЫМИ возможностями?

     Специально выделил это слово – уж очень много сегодня в России плачущих, что работы нет (увеличились в разы виды деятельности), пенсии маленькие (а работоспособных полно), нет здоровья ( едят всё подряд без разбора и надеются на врача).

    Итак, я в самом крупном универсаме «Кауфланд» (страна покупок) в Нюртингене, небольшом городке в пригороде Штутгарта, столицы Швабии. На нескольких этажах здания - сотни стендов, шкафов, ёмкостей разных форм и объёмов с продуктами, разными изделиями на любой вкус и…кошелёк. Ну, нас в Москве, да и живущих неподалеку, этим не удивишь. Мало того, о чём хочу поведать ниже.

    Я, как  говорят, отоварился и усталый – непросто разобраться в таком обилии товаров, стал оглядываться: нет ли поблизости кафе, где можно  спокойно посидеть, выпить чашечку кофе. О, удача, за прозрачной стеной  - небольшой зал со столиками, заполненными посетителями. Тут же - дети с колясками и без них. Рядом витрины с традиционной немецкой выпечкой, холодными и  горячими напитками. И, разумеется, к моей радости, ароматным кофе. Взял творожное пирожное  ( Кaesekochen) и капучино. Затем прошел вглубь зала и выбрал свободный столик под люстрой, от которой удивительным образом исходили лучи света. Они падали на панно, расположенное на большой стене. На нём - поле с завораживающими глаза васильками. Оторвать взгляд от такой красоты было невозможно.

    Удобно устроившись, вдруг слышу непонятные звуки: то ли кряхтенье, стабый стон  или сдавленный кашель. Оглядываюсь: за столом напротив пожилой мужчина на инвалидной коляске с раскрытым в напряжении ртом и рядом  -  женщина. Она подносит ему небольшие кусочки еды, а тот пытается их проглотить. При этом издаёт тяжелые звуки. Лицо, вытянутое с бессмысленным выражением, производит тягостное впечатление.

    Осторожно оглядываю сидящих рядом. Посетители спокойно вполголоса беседуют, никто не обращает внимания, не высказывает недовольства.

- Ну и что?, - скажет читатель, - обычное дело.
 
- Да, - отвечу, но не у нас, в России. Здесь - да, процветает терпимость, забота об инвалидах, больных. В Германии любят порядок, чистоту. А тот, кто ценит, любит внешнюю чистоту, тот и чист душой, обладает чуткостью, заботой. Способен  сопереживать. И сдержанно, с сочувствием его выражать.

    Недавно опубликованы результаты социологического опроса в России. Респондентам было предложено  поговорить об инвалидах с резко ограниченными возможностями. Треть высказалась: « Инвалиды с выраженными внешне признаками не должны в местах общего пользования находиться рядом с обычными гражданами».
 
    Вспоминается, как в том же Нюртингене, проходя мимо расположенного, не где – то на задворках с оградой, как у нас, а в центре  города на  « Europastrasse», дома с пожилыми, инвалидами,  удивлялся увиденному. Было утро, время завтрака и через широкие окна первого этажа открывался вид на столовую, где за столиками располагались в колясках хорошо одетые, аккуратно причесанные, «в годах» дамы и пожилые господа. Они могли при этом наблюдать за проходящими по улице горожанами.Рядом находился и вестибюль,через который можно  свободно выйти из здания.Соответствующее название этого заведения: «Haus der Sinioren» (дом для синьоров) тоже о многом говорит.

    И в заключение хочется обратиться в Новом году к читателю,  коллегам - "прозорянам": «Дарите тепло. Цените жизнь, берегите близких, каждый день делайте что – то хорошее для этого мира и дарите чуточку тепла окружающим вас людям».

Январь 2020г, г.Москва