Наблюдения с конечной точки

Олег Калинка
Спектакль Артёма Тамилова "Конец Героя" Театр Поколений.
История обыкновенного человека, послужившая лейтмотивом спектакля «Конец Героя» явление очень интересна и довольно уникальна для современной театральной сцены. Если абстрагироваться от её сценического воплощения, то это довольно трагическая история имеет практически универсальный характер для нашей жизни. Такая история могла произойти с кем - ибо из людей из нашего окружения, в ней каждый из нас может легко хорошо заметить знакомые черты и детали и возможно многие из нас могли бы рассказать подобную историю из собственной жизни. В этих хорошо узнаваемых деталях есть то, что делают её абсолютно-универсальной историей обыкновенного человека – героя нашего времени, она (эта история) могла бы произойти в любом городе, в любое время (в обозримом прошлом), в любой точке безграничных просторов нашей страны. История этого человека раскрывается благодаря невероятно яркому языку абсурда, зритель познаёт её с изнаночной и наружной – лицевой стороны. Персонажи живут на сцене обыкновенной жизнь в её рутинном проявлении, их реальные мысли и видение её обычно скрытые за мишурой и оболочкой фальши (навязанной нормами морали и делового этикета) здесь они выведены на передний план. Они почти всегда контрастирует с тем, что они говорят по общественным нормам и этот контраст особенно раскрыт в диалогах и их поступках, они делают не по своей воле и желанию. Их речь рутины ежедневной жизни - это кокон фальши его и эта сахарная оболочка лжи в их словах выведена на второй план, они произносятся и звучат в другой тональности, этот контраст придает особый оттенок сказанному. Зритель видит доминирование норм поведения над их реальным миром и то, что они делают. Эти реплики выведены на второй план, этот контраст невероятно яркий создает образы этих людей в многомерной яркой проекции, в которой их фасад приличий не заслоняет их реальное видение и понимание всего происходящего. Рутину ежедневной жизни этого человека и людей окружающего его на работе и дома нарушает вынесенный ему смертельный диагноз, событие, которое заставляет его взглянуть на себя и собственную жизнь как на театральную постановку, где есть начало и финальный занавес. Театр абсурда ежедневной жизни в спектакле «Конец Героя» показан гротескно ярко и экспрессивно через видение человека обреченного умереть, это эффект абстрагированного переосмысления прошлого и наблюдения жизни вокруг в ожидании последней главы романа или финальной сцены его жизни в спектакле. Короткий промежуток жизни, где герой осознает о приближении конца его жизни и моментом когда признаётся ошибка в диагнозе выполнен в очень ярких гротескных тонах, этот период наполнен глубоко философским контекстом. Возвращение героя к реалиям ежедневной рутины в его жизни мог бы сыграть роль точки или черты, переступив которую нет возврата к прошлому и подобный сценарий развития событий можно легко найти в мировой классике, но «Конец Героя» - это театр абсурда нашей жизни и это главенство абсурда над здравым смыслом непоколебимо. Финал этой трагедии открыт, в нем нет ни торжества жизни и любования перерождением героя. Авторы-создатели спектакля в заключительных сценах спектакля подчеркивают доминирования абсурда в нашей жизни, герой и его окружения пережив невероятно трагический период, возвращаются (к привычному формату) жизни в сахарной оболочки кокона лжи и лицемерия. По этой причине спектакль «Конец Героя» - эта одна из немногочисленных возможностей для нас, всех взглянув на эти реалии, осмыслить и попытаться выбраться из кокона лжи и лицемерия для нашего же собственного блага.