Последняя сессия или без происшествий никак

Ада Бабич
               
     Приехав в Ленинград,я сразу направилась в институт, чтобы дали направление в общежитие на улице Яблочной. Общежитие оказалось закрытым на ремонт и нам, студентам-заочникам, дали несколько адресов частных квартир.
Для меня город с самого начала был родным, хотя из-за нехватки времени мало чего пришлось увидеть, на экскурсии я не записывалась, потому что с деньгами всегда было туго. В то время (семидесятые) я могла тратить в день всего один рубль пятьдесят копеек. Ела два раза в день. Утром – кружку кипятка. Обед состоял из стакана куриного бульона и блинчика, приобретённого в кафе, или супа с вермишелью и кусочка хлеба. В институтской столовой покупала порцию винегрета с чаем, а хлеб и горчица с солью всегда свободно стояли на столах. На проезд в метро и трамваях уходило до пятидесяти копеек.
     Моя однокурсница (москвичка) Зоя предложила мне с ней вместе поселиться в квартире в новом микрорайоне Ленинграда, за Чёрной речкой. Она писала дипломный проект. Я же отказалась от проекта. Всё равно сдавать четыре экзамена, а потом ещё защищать дипломный проект. Мне проще сдать все пять экзаменов.
К нам приезжали наши сокурсницы, мы вместе готовились, писали шпаргалки. Зоя часто уезжала в Москву. Там её муж помогал Зое чертить таблицы, наглядные пособия к дипломному проекту.
Наступила пора сдачи государственных экзаменов.  Запомнились три дня.

                День  сдачи первого экзамена

     Раннее утро, я одна в квартире. Времени до экзамена – три часа. Решила прибраться и выкинуть пакет с кухонными отходами в мусоропровод. Не переодеваясь, в домашнем халатике и тапочках, выскакиваю на лестничную площадку, оставив дверь открытой.  Не успеваю подойти к двери, как она перед моим носом захлопывается на английский замок.
  «Вот те здрасте!»
Жили мы тихо, с  соседями не знакомились. В подъезде тишина. Все на работе, я же стою перед закрытой дверью. Звоню в дверь к соседям. Долго-долго никто не отзывается. Нервы на пределе. В голове стучит: «Что же делать, что делать? Куда, к кому обратиться? По улице в халате не побежишь».
Наконец слышу слабенький старушечий голосок:
– Кто там? Мне не велено никому открывать.
Я взмолилась:
– У меня дверь захлопнулась, а ключи в замке остались. Я мусор выбрасывала. Вы дверь не открывайте. Прошу вас, на время нож дайте. Цепочку с двери не снимайте. Ради Бога – помогите!
Долго ждала, пока она дала ножик.  Я стала пытаться просунуть его в узенькую щель между замком и косяком,  пытаясь отодвинуть собачку замка. Как ни старалась, замок не сдавался. Охвативший меня ужас заставил разбежаться, благо коридор широкий. Удар плечом, усиленный моим отчаянием, раскрыл дверь.
  Влетаю и боюсь глянуть на злополучный замок, страшась увидеть его вылетевшим вместе с шурупами.
Замок не пострадал и нож не пригодился. Молчаливую, древнюю, наблюдавшую за мной из своей квартиры бабушку поблагодарила, вернув ей «инструмент».
Стремительно переоделась и помчалась на троллейбус.
   Сдав экзамен на пятёрку, расслабилась и только тут ощутила невыносимую боль в левом плече. Отделалась громадным кровоподтёком....

                День второй.
 
   Готовимся к следующему экзамену. Зоя принесла такие вкусные, оранжевые апельсины с наклеечками на каждом, что они из Марокко. Сидим, готовимся к  экзамену и уплетаем апельсины. А их было целых три килограмма!  Часа не прошло, как Зоя, взглянув на меня, удивлённо спросила:
– Что это с тобой?
Я подошла к зеркалу и : "Мама, родная!" Я вся покрылась красной сыпью, которая начинает чесаться:
– Что делать, ведь завтра экзамен?!
Зоя успокаивает:
– Давай, выпьешь таблеточку демидрола? Он успокаивает.
 Выпила таблеточку. Она очень быстро так успокоила, что я еле доползла до дивана.  Наши сокурсницы вовсю читают учебники, пишут шпаргалки, а я сладкие сны вижу. Хорошо выспалась перед экзаменом!
Утром сыпь стала менее заметной. Зато дрожат  коленки от того, что не сумела подготовиться к предмету.
Повезло – билет попался лёгкий, зря страдала. Только перед комиссией стояла вся очень «румяная», как из хорошей парной, волнение плюс апельсины....

                Третий случай

      Диплом и совместная фотокарточка с однокурсниками на руках, билеты на поезд в Калининград выкуплены, сегодня я, счастливая и свободная, еду домой. Зоя днём раньше отбыла в Москву. Мне оставила записку с адресом, куда отнести ключи от съёмной квартиры.
Настроение прекрасное. Вчера мы посетили Зимний дворец, чуть раньше были в Русском музее. Даже в Мариинке побывали. Билеты покупали на  «Ивана Сусанина» Глинки, а когда пришли в театр, оказалось, что его заменили на «Вертера» Массне.  Пришлось смотреть страдания юного Вертера и одновременно наблюдать за немецкой делегацией, из-за которой сменился репертуар.
Нам было удивительно видеть германских  фрау в помятых хлопчатобумажных платьях и с театральными маленькими, вышитыми бисером сумочками. Мы-то в «лучших», модных платьях из кримплена, а дамы из Германии в платьях из хлопка, который очень мнётся.
Ложа с немками была рядом с нашей. И мы видели их реакцию на наших артистов. Слышалось:
– Швайн! Русише швайн!
Их раздражала  Шарлотта - певица с прекрасным голосом, но в возрасте, очень полная и в мятых пижмах. Вертер прекрасно вёл свою партию, показав свою любовь к замужней женщине, приведшей  его к самоубийству.
– Да сами вы свиньи помятые – шипели мои девчонки.
     Так вот, мой чемоданчик собран. В купленное пятилитровое ведёрко упаковано свежее мясо, обёрнутое в новое, заранее замоченное в густой соли полотенце.
В те годы это замечательный подарок для семьи. Наш Калининградский мясокомбинат вагонами поставлял говяжьи туши в Ленинград. В самом Калининграде мясо было в дефиците. Тогда многие калининградцы везли из Ленинграда назад в Калининград мясные подарки.   
До отхода поезда целых три часа. Почему бы ещё раз не помыть полы?
Оглядываю квартиру, вроде всё в порядке. Пыли нигде не видно.Свежевымытый хрусталь блестит.
Набрала в ведро воды, помыла комнату. Надо горячей водой как следует прополоскать половую тряпку. Открываю  кран с горячей водой и….
Кран срывается, горячая вода фонтаном бьёт почти до потолка. Брызги во все стороны! На горячее чудовище накидываю ведёрко и сверху – злополучную тряпку. Меня охватывает дикая паника. Вроде, пока раковина не переполняется, вода успевает уходить в канализацию, только мелкие брызги капают на пол.  Никаких инструментов нет. Кто поможет? Бегу сломя голову по оставленному Зоей адресу. Оказалось, что это очень далеко, переживаю: « А вдруг там нет никого?» По пути вижу вывеску:  «Теплопункт». Влетаю с воплем:
– Караул! Помогите! Кран сорвало, соседей заливаю!
 Дежуривший диспетчер спокойно отвечает:
– Ждите, когда слесаря подойдут.
  Кого тут ждать? Нашла указанную квартиру, на моё счастье, дверь открыл пожилой мужчина.  Послушал меня, не объяснив  причину, засмеялся. Прихватив разводной ключ,  мы с ним поспешили на мой пятый этаж. В душном тумане, шагая по лужам, подошли к раковине. Дядя  Гена под раковиной  повернул кран  и ужас остановился. (Сразу стал понятен его смех). Открыли окна, я собрала воду с пола. Думаю, вода не успела промочить нижний этаж.
На такси приехала к вокзалу и в последнюю минуту заскочила в вагон. Ещё какое-то время никак не могла расслабиться....