Поздравительные мемуары

Елена Артемичева
рассказ – эссе по случаю дня рождения Владислава
                Александровича  Лезина, друга моих  родителей и, просто хорошего человека  (на правах автобиографических мемуаров)

               
эпиграф: «Когда  Ростовы  приехали   в Петербург, 
                Борис приехал   к ним не без волнения.
                Воспоминание о Наташе  было его самым
                поэтическим воспоминанием»

                Л.Н. Толстой «Война и Мир» (отрывок)


               Именно с этой  высокой ноты, я хотела  начать мое  маленькое  поздравительное творческое эссе, посвященное  Вам, Владислав Александрович. 
               О, незабываемые  воспоминания о тех далеких годах, когда я была совсем юной, взрослеющей девушкой. В чем – то, мне видится, они сродни  мыслям  Наташи  Ростовой, собирающейся на свой первый бал, потому, такая ассоциация незамедлительно была превращена мной   в исключительно звездный эпиграф от классика отечественной литературы.   
                Это памятные мысли  о  первой встрече с настоящим мужчиной, мужчиной – обладателем лучших  человеческих качеств, мужчиной – интеллектуалом, мужчиной  - эталоном мужественности и даже …  эталоном мужской красоты и безупречности.  Эталоном во всем, на долгие-долгие годы, на очень долгое последующее время  моей  жизни.
                Итак, на календаре советские 80-е. Я учусь  в обычной средней общеобразовательной  школе. В выходные, самостоятельно привожу в порядок свою школьную форму: отпарываю белые воротнички, стираю,  глажу, пришиваю снова на воротник и на манжеты рукавов. Отглаживаю свой шелковый красный галстук, после сушки, он мятый, я обрызгиваю его водой ни как - нибудь, а интересным, мальчишеским, и даже, пожалуй, хулиганским способом: изо рта. Из одежды, кроме школьной формы, синий спортивный костюм   с олимпийкой под прорезиненные кроссовки, из парадно-выходного  - шелковое бордовое платье в крупный белый горох с  рюшами – крылышками, и белый теплый свитерок – водолазочка вкупе с юбкой,  оставшейся от повзрослевших тетушек. На свитерке  скромное украшение - проволочная брошь в виде скрипичного ключа. Этим и отличаюсь, ведь я серьезно увлечена музыкой. Еще,  я - спортивный ребенок: вечером снайпер на школьном дворе средней общеобразовательной  школы № 16 с одноклассниками, или, на велосипеде,  по спортивным дорожкам школьного стадиона, вокруг пятого  микрорайона , зимой – коньки  и лыжи. Велосипед «Весна», без рамы, оставшийся от кого – то из деревенских родственников и заботливо отремонтированный папой. Кстати, самыми популярными веломарками для детей, в то время, были : «Школьник», «Салют» и,  пожалуй, самый современный – «Кама». Новые вещи не всем были по карману. В нашей семье, как, впрочем, и во многих советских семьях, не принято было транжирить деньги, поэтому деньги тратились разумно. А поскольку папа был , как, многие папы в то время, хозяйственен, всё, что склеивалось, сшивалось, притачивалось, прибивалось, прикручивалось и подкручивалось, то есть ремонтировалось, соответственно,  ремонтировалось. Отец, на своем личном примере, без прямых менторских указаний и наставлений, приучил меня к этой жизненной необходимости: иногда мыслить экономически эффективно. Такая идея есть у многих народов, я немного повзрослею, и  впоследствии, во время посещении  Франции, к примеру,  самостоятельно констатирую, что  такая черта, свойственна практичным  и очень модным  французам.      
                Итак, слишком  углубились в иллюстрации, вернусь к начатому повествованию. Однажды, припоминаю, в семье начало происходить нечто. Я улавливаю, родители ждут какого-то Славу, Слава  - взрослый мужчина.  И это всё  для него. Слава – брат уважаемого доктора нашей семьи Ады Семеновны, обладательницы неприрекаемого медицинского авторитета и аса своего дела, все годы своей практики с величайшим достоинством   пронесшей по жизни звание «Советский врач». Однажды,  я была в доме этой прекрасной женщины, и помню в интерьере огромную картину, выполненную  маслом, с портретом ее уважаемого супруга, и это был дом интеллигентнейшей семьи. Значит, Слава такой же, значит именно поэтому родители так ждут его, значит визит обещает быть интересным, в том числе, и для меня. Мои родители обожали таких людей, представителей настоящих советских интеллектуалов, начитанных, много знающих и умеющих, и всячески старались привить нам, своим детям, стремление быть похожими на них.
             Я буду называть его довольно долго по-детски - дядя Слава, а уже позднее, по мере взросления, уважительно: Владислав Александрович. 
                Итак, вечер накануне визита гостя. В доме приятное ожидание. Я заинтригована суетливым поведением отца и матери: скрупулезной обязательностью папы и старательностью мамы. Папа решает какие-то сложнейшие  контрольные  по высшей  математике, мама подшивает   на ручной машинке плотные синие брюки, вшивая в край металлическую молнию. Очень модные брюки, отсроченные прочной  хлопковой ярко желтой нитью и украшенные кожаным лейблом сзади. Брюки производят на меня неизгладимое впечатление, оказывается, это и есть настоящие  импортные джинсы.Всё для гостя. (Джинсы у меня появятся  в начале 90-х годов, с известной городской Ижевской барахолки, располагавшейся на Воткинском шоссе, в районе лыжной базы «Снежинка». На тот  момент, в шестнадцатилетнем возрасте, я  буду первокурсницей медицинского ВУЗа. По приезду с «колхоза» (ездили со студентами на уборку картофеля), я  приобрету их  на свою первую студенческую стипендию, и,  в числе  самых красивых невест своего курса, буду щеголять  и сводить с ума  однокурсников (найду таки, среди них, в  этих самых джинсах своего первого  мужа. И  это будет 1991 год).
                И снова о Славе. Ответственное  ожидание передается мне. Я не знаю как  вести себя со взрослыми мужчинами, поэтому, естественно волнуюсь, и кручусь, все больше кручусь перед зеркалом. Замечаю. Папа  наблюдает за мной, за моим проявлением интереса к собственной внешности, и, похоже, радуется  такому проявлению женскости. Откровенно смеется (по доброму). Видимо, пацанячьего во мне было так много, что он стал  опасаться за мою гендерную принадлежность. Нет-нет да делал некоторые  акценты на том, чтобы  я вспомнила, что я – прекрасная девочка. Однажды, даже приводил в пример привычки настоящих француженок, или, даже, красивых жен известных личностей, Жаклин Кеннеди, например. А ведь я, пожалуй, настоящей леди так и не стала. Была и есть, в душе, простым дворовым пацаном, и велосипед из моего обихода не вышел  по сей день, и масло  в машине с фильтрами могу поменять, и запаску поставить,  и тащу многое в этой жизни на себе, как  заправский мужик. Да, все люди разные. Кстати, вести себя  как истинная француженка, когда этого требует душа и важные обстоятельства, я тоже умею.
               Наконец настал этот день. Звонок. На пороге стоит высокий, статный, усатый, очень красивый  мужчина. До сих пор  помню его шикарный  белый  удлиненный  пуховик. В те далекие пуританские  годы,  одеться  так, как  был одет этот  незнакомец, (с заграничным  шиком), могли  позволить себе  лишь  избранные.   Впечатления о его дутом пуховике я пронесла  через всю жизнь, и по сей день,   к такой   одежде для мужчин я отношусь с  благоговением и уважением.
               Каким он был. Приятен и обходителен.
               Родители попросили меня  помузицировать. Незнакомец внимательно слушал как я пою, играю на фортепиано и  гитаре. Он смотрит на меня. Чувствую, что угловата и неуклюжа, спасают только нежные кудряшки, обрамляющие совсем еще детское лицо. Кудряшки появились   недавно ( в период активной гормональной перестройки) .  Именно они придают уверенности от наличия внешней привлекательности, словно  намекая   на начавшееся юношеское взросление.
               Пожалуй, таких мужчин, с такой внешностью, я могла видеть только на экране. На кого он похож. Похож. Конечно похож. На непревзойденного Леонида Филатова.
               Незнакомец стал другом нашей семьи на всю жизнь. Прошли годы. И даже сейчас, иногда мысленно, иногда  в разговоре   с  мамой  или дедом, я все еще по-детски могу назвать его  - дяСлава. 

(продолжение следует)