О крещенских купаниях и работе в праздник

Андрей Николаевич Миронов
       Омовение в праздник Крещения Господня — благочестивая традиция. В этот день вся вода на земле особым образом освящается, а благодать может быть сообщена человеку через окропление крещенской водой, погружение в ванну или природный источник с памятью о Боге.
       Однако, традиция предавать своё тело непременно ледяной купели носит сугубо народный характер. Она не плоха и не хороша, всё зависит от внутреннего отношения человека к тому, что он делает, и, конечно, состояния здоровья ибо подобные испытания могут быть опасны и для жизни. Не случится ли так, что и грехи не омоются и рюмки водки после купания уже никто никогда не нальёт?
       Судя по всему, традиция погружаться в прорубь приняла массовый характер только в советское и постсоветское время. Храмы были закрыты, но человек не переставая нуждаться в духовном  и не имея возможности приобщится подлинной благодати создавал некие имитация духовного деланья. И тогда проруби заменили храмы, могильные кресты — пасхальные богослужения...   До революции крещенские купания предназначались главным образом для так называемых ряженных, то есть тех, кто на святках всем своим видом и поведением изображали нечисть. Таким образом, они как бы очищались от греха святотатства.
       Конечно, никакие грехи в проруби не смываются и все погружающиеся в него должны это понимать. Вообще ничего механического в вопросах веры нет. За всём внешним должно стоять внутреннее, без чего внешнее не имеет силы. Грехи прощаются в таинстве покаяния через изменение себя, осмысление своей жизни и деятельное раскаянье. Сделать это бывает гораздо труднее, чем погрузиться в ледяную воду.
       Вместе с тем, всё, что не противоречит церковным предписаниям и делается ради Бога — хорошо. Конечно, лучше в церковный праздник посетить церковь, принять участие в богослужении, посвятить день молитве и духовному деланью. Является ли ледяная прорубь лучшем местом для молитвы, как учат отцы — с вниманием и сокрушением сердца..? Скорей точно наоборот. Если до погружения она и была, то в проруби наверняка исчезнет.
       Но разве не может человек ради Бога таким образом засвидетельствовать свою веру, чтобы потерпеть телесные испытания, преодолеть себя, вместо тёплой постели погрузиться в стужу иордани? Почему нет?
       Но и здесь нужно быть честным перед собой: я так люблю Тебя, Господи, что готов сигануть в прорубь! Но люблю ли я настолько, чтобы начать бороться с завистью, обжорством, перестать материться, помириться с соседом... И если этого нет, едва ли наши телесные подвиги будут приняты.
       Беда, когда человек не меняется, но при этом знает, что каким он был, таким и остался. Хуже, когда ничего реально не сделав для своего изменения, выйдя из проруби, считает себя православным человеком, очищенным от грехов.
       Один из способов проверить себя: насколько моё погружение в прорубь носит религиозный характер — задаться вопросом: не чаще ли я ныряю в него, чем хожу в храм Божий? Если не чаще, есть шанс называться православным, если нет ¬— моржом. Хотя среди православных моржи тоже бывают.
       Несколько слов о работе в праздник.
       Страшный грех всех домохозяек — помыть или подмести пол на Пасху, Рождество, крещение Господне... Но, «сам Бог велел» сходить в Светлое Христово Воскресенье на кладбище, что прямо противоречит церковным канонам и существу главного христианского праздника.
       Работать или не работать — вот в чём вопрос. Разумеется он актуален, когда человек имеет возможность не работать, не связан определёнными неотложными обязательствами. При всей очевидности ответа, скажу так: смотря вместо чего... Не работать — не значит проводить время в праздности.  Но означает, что насколько хватит сил, мы должны день посвятить Богу, то есть молитве, милости ближним. Хорошо посетить храм, читать духовную литературу,  очистить свой ум от мирской суеты, побыть хоть немного в тишине, подумать о вечном. Ведь интернета и телевиденья за гробом не будет, нам необходимо уже здесь на земле научаться оставаться с собой один на один.
       Современному человеку это особенно сложно. Но в тишине возможно услышать голос Божий… И страсти начинают действовать с особой силой. Человек вдруг осознаёт, что не властен над собственным умом, что ум постоянно требует развлечений, мысли и образы текут помимо воли человека, что он не может жить без мира, он не готов ко встрече с Господом.
       Если же вместо уборки по дому, работы в офисе или на огороде человек намеревается весь день пролежать на диване, уставившись в телевизор или проболтать с подружкой по телефону, перемывая кости знакомым — лучше работать. Есть заповедь трудиться, заповеди бездельничать нет.
 
А.Н. Миронов. 2020 г.