Фредрик Бакман - Медвежий угол

Алена Трубецкова
Фредрик Бакман - Медвежий Угол

Про город, который слишком любит хоккей.

То, как крепко зарубежные маленькие городки порой держатся за свое "комьюнити", за общность и целостность, за желание быть единым целым, кажется порой невероятно привлекательным.
В своем романе "Bj;rnstad" Бакман умело играет на идее "один за всех, и все - за одного", однако выворачивает такую благую, на первый взгляд, мысль, наизнанку. А изнанка отвратительная и пахнет плохо.
Да, горой стоять за своего соседа - правильно, безоговорочно верно и патриотично. Но это как посмотреть, особенно если этот самый сосед совершил тяжелое преступление. А еще он, и это прежде всего, надежда всего маленького городка, в котором и осталось только ценности, что местная хоккейная команда юниоров. Ситуация крайне щекотливая и крайне неоднозначная.

"Что такое общество? Это сумма наших решений."

Семнадцатилетний обвиняемый Кевин Эрдаль - символ будущего, символ чего-то хорошего и ценного, что еще может снизойти на Богом забытый городишко. Хоккейная гимназия, приток инвестиций, развитие инфраструктуры, улучшение уровня жизни, слава и гордость всего города - вот что он символизирует. И за это горожане будут драться насмерть.
Потому что устали, потому что хотят жить хорошо, потому что растят из своих детей будущих звезд хоккея, а ставить им больше не на что. Даже если Кевин изнасиловал пятнадцатилетнюю девочку. Даже если все больше и больше людей понимают, что это - правда.
Хорошая жизнь слишком нужна всем, чтобы вставать на сторону пострадавшей, и именно поэтому Кевин у нас "бедный мальчик", а Мая - "шлюха". Такая вот ирония судьбы.

Мне также нравится то, что, несмотря на закрытый финал, есть в нем и некоторая "открытость", недосказанность - автор оперирует намеками, говоря сразу о группе играющих в хоккей подростков, лишь мельком оговариваясь о том, что кого-то через десять лет ждет слава, а кого-то - уже не будет в живых. А кого - видимо, мы узнаем уже в следующей части.

Книга и про хоккей, и не про хоккей. Фанаты спорта найдут в ней немало того, что порадует - автор определенно разбирается в теме, фанаты психологизма и конфликтов внутренних и внешних, тоже найдут чем поживиться. Темы безусловной любви, трудности выбора, родительства, тяжелых утрат, принятия и непринятия себя, национализма, беженцев и травли, общественного давления затронуты автором подробно, органично вписаны в спортивный контекст.
Так что да, книга и о спорте, и не о нем одновременно.

Бакман детален, прост, метафоричен и разговаривает короткими, емкими фразами.
Меня в каждой его книге восхищает его талант вместить в одно маленькое, ничуть не распространенное предложение столько смысла и столько оттенков, сколько я, например, не смогу уместить и в абзаце.
Это, наверное, и есть то самое пресловутое мастерство автора: читателя незачем засыпать словами, дай ему намек, покажи ему путь - и воображение сделает свое дело.

Эта книга Бакмана совершенно не похожа на милые и уютные, такие ламповые романы, прочитанные мной ранее - это не Уве, не Бритт-Мари и не Бабушка. Эта - честная, острая как лезвие конька, пронизанная шведским холодом, ледяной крошкой и северной угрюмостью.
И именно поэтому она так пришлась по душе.
Я также думаю, что экранизация не заставит себя ждать - особенно учитывая то, что у романа уже вышло продолжение. И очень хочется, чтобы экранизация вышла получше, чем у "Здесь была Бритт-Мари", которая от первоначального замысла книги не оставила камня на камне.
От души хотелось бы увидеть действительно атмосферную, снятую в синем цвете картинку, увидеть и понять - да, это то, что рисовал автор.