Ёрш и Карась. Чистый и нечистый

Елена Шувалова
В пруд дельфины завернули
И на дно его нырнули,
— Глядь: в пруде, под камышом,
Ёрш дерётся с Карасём.
 



   Насчёт персонажа сказки – Ерша, - у многих читателей возникает заблуждение, - в связи с фамилией подставного автора – Ершов, - что именно этот автор и вывел себя под видом «одноимённой» рыбы. Но, как ни странно, это совсем не так.

   Ёрш – это Пушкин, - во всём, начиная с характера: Ёрш – гуляка, крикун и забияка. Тихий и смирный Пётр Павлович Ершов никогда не был таковым, - даже и в дни своей петербургской юности. У нас есть этому доказательство – воспоминания его университетского друга А.К.Ярославцева.*

   Вы уже поняли, что зачастую прототипы героев в сказке представлены в двух-трёх образах. Так, сам Пушкин – это Иван, Ёрш и Солнышко. Земной образ, надземный и подземный (морской).

   Один Ёрш знает, где находится сундучок с перстнем Царь-Девицы, потому что он «по всем морям гуляет…». Что это значит? Может быть, под всеми морями нужно понимать все времена (исторические)?.. Поскольку с морем сравнивается наша жизнь, настоящее, которое завтра станет историей и летописью, -  в «Борисе Годунове»: «Минувшее проходит предо мною - Давно ль оно неслось, событий полно, Волнуяся, как море-окиян»?...

   Вечная гуляка Ёрш соотносится, конечно, и с праздным гулякой Моцартом из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». И то, как удаляется из сказки Ёрш: «Я ж пойду теперь ко дну Да немножко отдохну: Что-то сон одолевает, Так глаза вот и смыкает» схоже с тем, как уходит из трагедии (и жизни) пушкинский Моцарт: « Мне что-то тяжело; пойду засну».

   Известный русский писатель С.Т. Аксаков написал свою книгу «Записки об уженьи рыбы» уже после гибели нашего Поэта, в 1840-х годах. Но его характеристика ерша для нас ценна, поскольку аналогичную характеристику, вероятно, давал этой рыбке и сам Пушкин.

  «Имя ерша, - пишет Аксаков, - очевидно, происходит от его наружности: вся его спина, почти от головы и до хвоста, вооружена острыми, крепкими иглами, соединенными между собой тонкою пестрою перепонкою; щеки, покрывающие его жабры, имеют также по одной острой игле, и когда вытащишь его из воды, то он имеет способность так растопырить свои жабры, так взъерошить свой спинной гребень и загнуть хвост, что название ерша, вероятно, было ему дано в ту же минуту, как только в первый раз его увидел человек. Ерш в этом виде, быстро выхваченный из воды, не покажется даже рыбой, а чем-то круглым и мохнатым; даже на подъеме он покажется тяжелее, чем другие рыбки равной с ним величины. Русский народ любит ерша; его именем, как прилагательным, называет он всякого невзрачного, задорного человека, который сердится, топорщится, ершится».

   Невзрачный, задорный человек, который сердится, топорщится, ершится, - наверное, таким часто видели современники самого Александра Сергеевича, и таким воспринимал он сам себя…

   У Пушкина в сказке «Медведиха» есть целовальник-ёж, который соотносится с ершом (поскольку оба колючие): «Всё-то ёж он ёжится, Всё-то он щетинится». Лично для нас с детства в этом еже проглядывает сам Автор. А в «Евгении Онегине» про Онегина (в котором так же много самого Пушкина) говорится «он мог бы чувство обнаружить, а не щетиниться, как зверь…».

  И в "Альбоме Онегина":

                6

Вечор сказала мне R.C.:
Давно желала я вас видеть.
Зачем? - Мне говорили все,
Что я вас буду ненавидеть.
За что? - За резкий разговор,
За легкомысленное мненье
О всём; за колкое презренье
Ко всем...

Чем не Ёрш:

 "... Я шутить ведь не люблю,
Разом всех переколю!"

  И вот что для нас важно в статье Аксакова: «Ерши водятся только в чистых водах». Таким образом, ёрш – чистая рыбка.

  Карась же, с которым наш Ёрш дерётся, наоборот, рыба, любящая самые грязные водоёмы. Впервые о ней упоминается в Никоновой летописи; уже здесь карась отмечен своей любовью к грязи: «…свиньям по дебрям ходити и корасям по грязям валятися». Интересно для нас, что здесь свиньи, ходящие по дебрям, ходят не по лесам, а, скорее всего, по Аду и представляют собой – бесов (одно из значении древнего слова дебрь – ад)**.  Им (бесам) таким образом уподоблены и караси – «нечистая» рыба.

  Вот что пишет о карасе и С.Т. Аксаков: «Они разводятся в невероятном количестве в самых нечистых водах…».

  Итак, у нас в сказке ч и с т ы й Ёрш дерётся с н е ч и с т ы м Карасём.




Продолжение: http://www.proza.ru/2020/01/19/1678



*А.К. Ярославцев. Пётр Павлович Ершов – автор сказки «Конёк-Горбунок». Спб. 1872. https://www.prlib.ru/item/436886

** Дебрь. 4. Преисподняя, ад.
Да сихъ ради вьс;хъ б;гаимъ ср;бролюбия, губящаго наше спасение и душегубительна а приятьна дъбри (вар.: д;бри) огньныя врага (вар.: врата) царства небеснаго, родителя вьс;хъ зълии суща. Златостр., 87 (XII в.). /Словарь –справочник «Слово о полку игореве». https://dic.academic.ru/dic.nsf/slovo_o_polku_igoreve/207/