Мир, который нас творил

Эльвира Казанцева-Большакова
                Два мира есть у человека:
                Один , который нас  творил,
                Другой , который мы от века
                Творим по мере наших сил .
                Н. Заболоцкий .
   Собирая материал для сообщения о путях развития  народного образования  в республике  "Алтай " и в частности  в с. МАйма  ,  я наткнулась на данные   , говорящие  о том,что образование в селе началось  в далёком Х1Х веке . Я прочитала несколько старинных и современных книг , статистических отчётов ,, записок и воспоминаний о заре народного образования  в Майме ., нашла много интересного  Хочу  поделиться своими знаниями с читателями .

    В книге "Начальная школа в Алтайском округе в 1894 году " говорится :" Школьное дело на Алтае стало выдвигаться лишь с 60-х годов , когда был всеобщий всероссийский подъём духа " Однако  возникновение  церковно- приходской школы в Майме приходится на более ранний срок. И связано оно с культурно-просветительской деятельностью архимандрита Макария (М,Я, Глухарёва ) ,  присланного из  центра .
    В "Алтайском сборнике"(выпуск 15 ) за 1992 год говорится  о том , что архимандрит Макарий был назначен миссионером в Бийский округ  . Он немедленно  приступает к делу , которому служит 14 лет . Весною 1931 года о. Макарий прибывает в Улалу ,  считая , что это самое  удобное место для   учреждения самого главного места  миссии.Вскоре он узнал, что улалинцы, боясь быть насильно крещёнными , хотят откочевать в горы. Поэтому миссионер изменил свои первоначальные намерения  и выбрал для миссионерского стана  селение МАйма , что    стояло в 8  верстах от  Улалы , состоящее из 10 домов "давно крещёных инородцев" , создав таким образом опору на первых шагах .

    Сотрудница республиканского музея милейшая  Лариса Николаевна Романова отыскала и показала мне  удивительную книгу года издания 1897 "Сборник исторических материалов о жизни и деятельности  Архимандрита Макария  Глухарёва "  В этой книге пишется  как раз об этом же моменте создания миссии :"...таки, осмотревши удобные еста для открытии миссии постоянного стана , избрал место на реке МАйма, при подошвах гор , в устье впадающей в реку Катунь . Деревня Майма или МАйминская  названа  по реке -- весьма живописное место, с пространною равниною; там жили 5 братьев, по фамилии Чендековы, и другие двое , всего 7 дворов; все они были инородцы,прежде лет за 10 или больше из татар  крещёны приезжими миссионерами . По открытии  миссии 3 августа 1830 года о.  архимандрит МАкарий поселился  в деревне МАйма , отстоящей от  г. Бийска вёрс 80 .

   Весной 1832 года приехал к отцу Макарию приглашённый письмом из  Тобольска прежний  его товарищ Иван, человек деятельный , крепкого  сложения тела ; Отец  Макарий по местил его с женою в особом доме в деревне Майма  и поручил построение   церкви и келий . Преданность  свою отцу Макарию Иван доказал на деле ; Они со старцем  ПЕтром , при всех недостатках и бедности , принялись за построение того же лета " .Далее на  странице 37 узнаю  том , что отец Макарий"в целях воздействия на молодое поколение" заводил при станах, которых у него было 3 ,школы для инородческих детей  и сам , когда мог ,обучал  христианским началам веры, молитвам и  грамоте . Даже в своём письме  митрополиту Филарету в Москву о. Макарий пишет . :"Между прочим, почитаю  за нужное и о том упомянуть , что   вкупе с детьми новокрещённых инородцев обучаются при миссии дети  инородцев , давно  крещённых и обрусевших, и дети русских людей". Насколько тяжело и необычно было то дело, которое двигал своим ежедневным  трудом о. Макарий , видно  из письма  :"Я . как  ребёнок  малолетний, вожусь с огромным камнем: помогите его поднять, или  скажите, что не по вашим силам  такая  тяж-тягость , что эта  стезя не ваша , и пребудьте спокойны и мирны , предав сие дело молчанию строгому "

    Об отношении о. Макария как руководителя и наставника народа во время  жительства в Майме рассказывает А,С, Чендеков:"...в  Майме отец Макарий в своей походной церкви  каждый воскресный и праздничный день совершал рано утреню, и потом ,на малом отдыхе , обедню. Всех майминцев-мужчин и женщин,и детей знал в лицо и по именам ... Доброта и смирение архимандрита имели благодетельное влияние на народ  " Теперь и улалинцы , когда ознакомились с его деятельностью, полною любви, милосердия и сострадания...сами полюбили его , отдались ему , как дети отцу , и приняли в 1834 году св. крещение . Тогда о.Макарий из Маймы переселился в Улалу  С этого времени , я думаю , и надо вести счёт своих лет  МАйминской средней школе №1 , ибо не на голом месте выросла она при советской власти , а вобрала в себя всё лучшее от воспитания детей , что несли не одно поколение сподвижников и радетелей народного образования , начиная от церковно-приходской школы Майминской миссии

   Немного нашлось имён учителей того времени, но хочется вспомянуть их дела добрым словом В"Памятной книге Томской за 1885 год на странице 312 сообщается , что  двое из сотрудников миссии характеризуются так:
    Архип Абрамович Орлов- участник войны 1812 года . Георгиевский кавалер, пришедший в Майму пешком в марте 1840 года. ",,,знания его состоят в отправлении церковной службы , хлебопечении и обучении детей  грамоте "
    Из письма священника Ландышева от 12.02.1847 года узнаём :"Много хлопот я имел о заведении приходского училища при МАйминской церкви " Далее он сообщает ,что Архип Абрамович Орлов оставил Записки, написанные простым, но выразительным слогом о прощании майминцев с просветителем Макарием "
     Ещё одна светлая душа, которая служила бескорыстно народу, уча детей грамоте и нравам , была Софья Густавовна де Вильман. Она являлась дочерью погибшего в Бородинском сражении русского офицера , золотомедалистка Смольного института . О ней пишется :"...служила в Майминском стане  обучением детей и лечением больных (1840-1844 годы ) В  другом месте опять же  о ней объявлено :"Сеет добро " . В среднем учились при Майминской церкви 5-20 мальчиков ,7-13 девочек .  . Каким ветром пригнало этих людей в сибирскую глушь . остаётся только догадываться Но тихая гордость за родную школу , как сказала учитель информатики Лариса Васильевна Ирлик , охватывает меня и весь коллектив .  Это надо же ! У истоков образования в селе стоял сам  создатель Алтайской духовной миссии  ! Так бывший ученик Радик Григорьевич Кузнецов писал школьным следопытам ещё  1988 году:"Наша школа была правопреемницей популярной в своё время"Образцовой " школы ,которая имела дату формирования конец 20-х годов. И она была наследницей Майминской церковно-приходской школы"

   Вот такие ( малая их часть )люди стояли у истоков образования в селе, люди ,чей бескорыстный подвиг жизни должен остаться в памяти народной. Люди , которые приобщали детей к  грамоте и письму с тем , чтобы "окружающая  тёмная среда озарилась светом Слова ".

 Что сказать на прощание .? В прошлом году в феврале месяце   майминская школа №1 Майминского района  республики "Алтай " праздновала 80 -летний юбилей . Взята  за основу была дата не от начала образования обучения грамоте в селе ,а от окончания строительства здания кирпичной школы в конце 30 годов и переселение из старой школы в новую . . Никто не вспомнил о тех , кто значится у истоков школьного образования . А это 180  с лишним лет . НЕ вспомянули . Ни слова. А если кто-то и сказал , то немного  ,боясь .что  высшее начальство не одобрит ( может ругая причина ..Чего мне гадать ? ).   Жаль . очень жаль . Но будем надеяться , что придут  другие времена  , придут другие люди , которые будут помнить и знать свою историю ,и гордиться ею и людьми , живущими в те далёкие времена.