Реквием как музыкальный жанр

Базарали Двесов
   Реквием — заупокойная месса в католической церкви латинского обряда. Название "Реквием" происходит от начального слова латинского текста заупокойной католической мессы "Requiem aetern am dona eis, Domine" – "Вечный покой даруй им, Господи". В основе "Реквиема" лежит латинское стихотворение "Секвенция", написанное в 13 веке францисканским монахом Томасом де Челано.
   Начиная с эпохи Барокко реквием становится самостоятельным жанром духовной музыки. К жанру «реквием» композиторы разных эпох обращаются уже более тысячи лет. Число известных и сохранившихся до наших дней реквиемов, созданных более 3500 композиторами, составляет порядка 5200.  Обилие реквиемов в истории музыки объясняется тем, что именно реквием, среди прочих музыкальных жанров духовного и светского характера, стал тем жанром, в котором композиторы более полно могли воплотить свои мысли о смысле земной жизни и неизбежности смерти.    
   Но анализ реквиема, и как часть церковной литургии и как музыкальный жанр, будет не полным, если рассматривать его в отрыве от главной службы церковной литургии – мессы.
   Музыкальное оформление мессы сложилось на основе грегорианской монодии в 14-15 веках и включала в себя наиболее значимые части литургической службы. При этом религиозный текст всегда был неизменным и исполнялся хором и солистами в сопровождении органа на латинском языке. Позднее мессы стали писать и с оркестровым звучанием.  Сложились и виды мессы: messa brevis (короткая месса), missa solemnis (торжественная месса) и др. Процесс становления мессы как музыкальный жанр был довольно длительным. Ранний вид мессы, как музыкальный жанр, представлял собой одноголосный хорал. И только с 11-12 веков, с развитием и распространением европейской многоголосной музыки, органума, появились в мессе первые многоголосные обработки. Представители парижской школы Нотр-Дам (12-13 в.в.) внесли в технику многоголосного письма церковной литургии модальную ритмику, метризацию вертикали в 3-4-х  голосии.  В 14 веке французскими композиторами Гильом де Машо и Ионием Чикониа были введены в музыкальное письмо мессы консонантная вертикаль, выровненность ритмического пульса, имитации, канон. И только в эпоху Позднего Возрождения месса стала одним из ведущих монументальных жанров церковной музыки. В ней начали органично сосуществовать средневековые музыкальные традиции и черты светского жанра новой эпохи. Композиторы разных школ хоровой полифонии, такие как Н. Окегем, Ж. Депре, Дж. Палестрина, К. Моларес, А. Виллаэрт и многие другие, привнесли в жанр мессы множество как национальных, так и индивидуальных особенностей, превратив мессу в один из самых популярных музыкальных жанров. Огромное влияние на расширение жанрово-выразительной сферы мессы оказали венецианские школы. Ими были внесены дополнения в технику построения многохорных композиций, использование музыкальных инструментов, не только дублирующие партии хора, как это было у композиторов Нидерландской школы, но и имеющие самостоятельные разделы. Это орган, медные духовые и ударные музыкальные инструменты.
   Новой эпохой для мессы стала эпоха Барокко, сочинительские и исполнительские приёмы которой стали неотъемлемой частью музыкального классического канона. Ярчайшим представителем этого времени стали И. С. Бах, Ф. Куперен, Г. Пёрсел.  Религиозные традиции 18 века продолжили классики Гайдн, Моцарт, Бетховен. Благодаря им на смену «кантатной мессы», характерной для эпохи Барокко, приходит «симфоническая месса». К концу 18 века становится типичным концертное исполнение духовных сочинений. В эпоху Романтизма месса приобрела новые особенности в содержании, музыкальном языке и структуре. Характерным для этой эпохи являются произведения Р. Шумана, Ф. Шуберта, Г. Берлиозы, Дж. Верди, Ф. Листа.
    Эволюция мессы сказалось и на развитие заупокойной мессы - реквием, как отдельного музыкального жанра. C течением времени этот вид мессы эволюционировал, достигнув вершин в современности. В эпоху зарождения и развития оперы реквием превратился в крупное циклическое произведение для хора, солистов и оркестра. Канонизированные григорианские мелодии перестали быть его интонационной основой. Полифония, при господстве в целом гомофонно-гармонического склада, сохранила свое значение, но в новом качестве, органично взаимодействуя с гармонической функциональностью. Связанный функционально с церковной церемонией, реквием в своих наиболее выдающихся образцах приобрел вне культовое значение. Для реквиемов Моцарта, Керубини или Дворжака гораздо уместнее было звучать не в церквях, а в концертных залах. Драматизмом и экспрессией отличаются написанные в романтической манере реквиемы Берлиоза. Реквием Верди, отличающийся красотой и богатством мелодики, близок по стилю поздним операм композитора. Многие композиторы, отдавая дань жанру реквиема, в ряде случаев отказывались от традиционного литургического текста. К примеру, в "немецком реквиеме" Брамса использовались не латинские, а немецкие тексты из лютеранской Библии. К такому роду реквиемам относятся реквиемы Шютца, Гайдна, Брамса.               
   В 20 веке реквием стал объектом авангардистских экспериментов. Среди наиболее примечательных сочинений, написанных в этом ключе, можно назвать реквием Стравинского «Threni». Интересным экспериментом является также "Реквием" Э. Л. Уэббера. Композитор, известный как автор рок-оперы "Иисус Христос – суперзвезда", использовал в своем произведении элементы джаза и рок-музыки.
   Обращение к жанру реквием стало модным и среди представителей современной поп-музыки. У известного гитариста Джона Уильям Лоури есть альбом под названием «Requiem». Песня «Requiem» вошла в первый студийный альбом Angst швейцарской готик-метал группы Lacrimosa. Группы Linkin Park,  Avenged, Ария и Ногу Свело также имеют песни с соответствующим названием. Блек-метал группа Alwaar имеет инструментальную композицию Requiem в альбоме «Триумф Чёрной Меланхолии». Песню Requiem имеет и группа In Extremo. Но, сожалению, (а, может быть, и к счастью) эти перечисленные произведения представителей поп-культуры есть всего лишь бледные тени сакрального, полного светлой скорби, музыкального жанра времен наивного Ренессанса, игривого Барокко, строгого классицизма, мечтательного романтизма.

Адилхан Акбопе. МГК им. П. И. Чайковского. 2019г. (Текст взят из интернет-журнала «Нур кисса» по ссылке – Искусство. Нур кисса. г. Астана и по ссылке nurkissa.kz).