Монополия на веру

Элинар Мифоградский
Оговорюсь сразу. Это лишь мой субъективный взгляд на рассматриваемый вопрос, не более того. Вы можете соглашаться или не соглашаться с мои соображениями, изложенными ниже. И вы, в любом случае, по-своему будете правы. Ибо в вопросе религии и веры истина крайне относительна и у каждой конфессии свой взгляд на эту самую истину. И это нормально. Ниже я попытаюсь затронуть и этот вопрос.

          Прелюдия

Меня до глубины души возмущает позиция православных христиан по отношению к иным воззрениям, отличным от их собственных. В большинстве своем нет ни намёка на религиозную терпимость и толерантность. Я (в виду своей наивности?) не могу понять почему в XXI веке до сих пор сохраняется подобная ситуация. Особенно если учесть тот факт, что в Древнем мире такой проблемы вообще не было. Но обо всем по порядку...

          Я - язычник, я так вижу

Я никогда не понимал почему христиане не признают богов иных религий, отличных от христианской. Кто дал христианам право монополии на веру? Никто. Они сами взяли, потому что захотели. Почему не может быть иных богов? Потому что христиане считают, что нет иного бога, кроме христианского? Да, это их право, но данное убеждение не означает, что иные не могут верить во что-то иное или не верить вообще ни во что.

До иудеев и христиан в мире было великое множество богов: в Египте - свои, в Индии - свои, в Греции и Риме - свои. Более того в Риме обожествляли не только императоров, но и даже их фаворитов (вспомните императора Адриана и Антиноя). Ничего плохого в этом нет, ибо все религии разные. Или еще один пример. Деятельность императора Юлиана, прозванного христианами Отступником, лишь за то, что он хотел сохранить древние религии наравне с христианством, но, к сожалению не успел - умер на войне.

Дальше - больше. Еще при первых императорах Рима, до распространения христианства, по всей империи происходили процессы глобализации. Не только в политике и культуре, но и в религии. Появляются синкретичные культы богов, например, Сераписа (греко-римский бог с египетскими корнями), который почитался по всей империи; или богиня Исида, которая продолжила почитаться варварами, как богиня-матерь уже после падения Римской империи [4].

Примерно одновременно с христианством возникает Герметизм - синкретичное философско-религиозное учение, приписываемое греко-египетскому богу Гермесу Трисмегисту. Герметизм объединяет в себе пантеизм, монотеизм, политеизм в пределах собственной системы верований, близок к неоплатонизму и гностицизму. Герметисты утверждали, что существует Единая Первопричина, частями которой является всё во вселенной, в том числе боги любой из религий. Некоторые исследователи религий Эллинистического периода (например Ф. Ф. Зелинский и Л. Менар) отмечают, что Герметизм был главным соперникам христианства. И проиграл только потому, что герметисты были ориентированы на образованных людей (вначале - знание, а только потом вера), тогда как христианство нашло большею поддержку в рабах и массе необразованных людей (вначале - вера и больше ничего не нужно) [1, 2, 3].

Следует отметить, что в Древнем мире не было религиозных войн или преследований за веру, до появления христианства. Пришли христиане и в след за иудеями начали заявлять о своей богоизбранности и исключительности, претендовать на истинность только их веры, отметая при этом весь многотысячелетний религиозный опыт. Именно поэтому римские императоры не могли не принять и не понимали почему христианин не хочет и не может поклониться статуе императора. В сознании образованных людей и правящей элиты того времени не могло уложиться, что быть какое-любо божество, которое в своем учении будет отрицать существование иных божеств, кроме него самого. Именно христианство породило религиозную нетерпимость, которая происходит из самой сути учения этой новой для тех времен религии. Только при христианах в Европе на протяжении целого тысячелетия насаждали веру огнем и мечом, а всех инакомыслящих уничтожали (бедный, бедный Бруно, и все остальные...).

Я, как язычник (как христиане нас называют), признаю христианское божество, но только среди множество любых иных божеств, которые только могут быть. Верьте в кого хотите и как хотите, пожалуйста, только не мешайте верить другим людям в кого они хотят. Если вера человека отличается от вашей, это не значит, что она хуже вашей, и нужно лезть со своим уставом в чужой монастырь.

Важно иное. Что каждый может верить во что хочет. Не может быть одна религия лучше другой. И тем более не может одна религия из многих ставить себя на место единственной истины. Чем уже полтора тысячелетия занимается христианство. Не может быть монополии на веру.

          За религиозное многообразие

Вообще логика и здравый смысл говорят, что бога или суть божественного вообще нет (любой атеист вам об этом скажет и докажет с научной точки зрения). Не дело-то не в логике, потому как религия и вера вещи иррациональные по своей природе и в доказательствах не нуждаются.

Многие современные люди, в том числе и христиане, не понимают самой сути древних или современных политеистичных верований (неоязычество, кемитизм и т. д.). Все они пускай и по-своему рисуют картину мира и называют богов разными именами, главное здесь другое: не суть важно во что и как верить, а важно, что любая вера (а не только православная) делает человека лучше, отвечает на вопросы смысла жизни и предназначения, помогает ему в трудные моменты жизни и т. д. И каждый человек должен находить свою веру, а не принимать насильно насаживаемою "единственно верную и правильную" веру (или не находить, если он атеист). Это индивидуальный выбор каждого сообразный душе человека, и никто не вправе осуждать или говорить, что выбор человека неверный только потому, что не как у большинства. Но только до той поры покуда вера одного человека не начинает мешать жить другим или ему самому (я говорю о деятельности религиозных сект). Многие современные, так называемые язычники, одиночки - они сами приходят к своим убеждениям и сами формируют свою религиозную картину мира. Это называется индивидуальный религиозный или/или эзотерический путь. Многие такие люди объединяются и пытаются реконструировать древние культы (египетские, греческие, синтетические, славянские и многие другие). И в этом нет ничего плохого или деструктивного - люди ищут свой духовный путь. И самое главное находят. День ото дня в мире все больше таких организаций, которые опираясь на исторические, культурологические и религиоведческие данные реконструируют древние культу божеств (Храм Хорахте, Кеметик Ортодокси, Родноверие и множество других) [5]. И это, на мой субъективный взгляд, очень хорошо, ибо так в мире достигается религиозное разнообразие. А оно залог успеха развития духовной сферы жизни человечества...

          Итог

Христианство, в частности православие, ничем не хуже любой другой веры: иудаизма, индуизма, синтоизма, язычества и т. д. Просто одна из многих религий. И точка.


P.S. Нам есть чему поучиться у древних: религиозной терпимости и принятию религиозного разнообразия в мире. И самое главное толерантности по отношению к людьми иной веры, отличной от христианской.

P.P.S. У меня много знакомых и друзей православных христиан, которые знают о моих религиозных убеждениях. Кто-то не совсем в серьез воспринимает их, кому-то просто все равно, кому-то интересно, почему у меня по жизни так сложилось. Но, самое главное, что никто не стремился меня переубедить или переставал общаться узнав о моих религиозных предпочтениях. Значит, не все потеряно и, возможно наступит день фактической свободы веры на этой земле.


Литература:
1. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., коммент., пер. К. Богуцкого. - М.: Издательство "Новый Акрополь", 2012. - 632 с.
2. Зелинский Ф.Ф. История античных религий / Ф. Ф. Зелинский; сост. и вступ. очерк О. А. Лукьянчеко. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 478 с.
3. Кибалион. Учение Трех Посвященных о герметической философии Древнего Египта и Греции // Сакральный мистицизм Запада. Герметическая философия. - М.: Беловодье, 2007 - с. 90 - 221.
4. Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта / Пер. с англ. К. Савельева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 448 с.
5. Тюрин А. И. Особенности религиозного реконструкционизма в новых религиозных движениях на примере реконструкций древнеегипетской религии / А. И. Тюрин // Религиоведческие исследования / РОО «Русское религиоведческое общество», 2012. - с 79-88.

_________________________________________
Иллюстрация - икона "Великолепие Атона",
работа автора (2015, картон, гуашь, акрил, чернила)