6. 39. Банька, банечка по черному

Борис Иванов 41
О баньке русской по чёрному, хочу рассказать.
      
Башкир Рахиб, сосед мой в селе Средне-Иткульской, на озере Иткуль, баньку по чёрному имел и это пришлось мне как нельзя кстати, когда дом, домишко свой только, только приобретенный напротив него обживал, обихаживал. Понятно что уставал когда работал и потел при этом, лето жаркое было, а тут приглашение на баню от Рахиба получил, понятно что он это сделал по соседски от широты  души своей гостеприимной и наверняка предполагал, что будет от меня «простава» незамысловатая в виде горячительного напитка с последующими разговорами о житье бытье, о рыбалке, охоте и т.д.
      
Всё так и было. Но вначале баня-банька была, да по чёрному, это когда костерок внутри деревянного домика горит и камни и воду нагревает, и дым от костра в дверь входную выходит, потом после него заходит снизу свежий воздух, подтягивается  к костру и кислородом пламя снабжает, и этот процесс идёт постоянно пока камни нагреются, и вода горячей станет в емкости над костром до тех  пор  когда дровишки разные в костерке сгорят.
         
Бревенчатые стены баньки совсем уж прогрелись. Огонь сгоревших дровишек в виде тепла распределился по всему замкнутому пространству баньки. Вот теперь можно приступать париться и мыться, но до этого, чтобы голова не болела, надо широко дверь баньки открыть и «поддать» на камни воду чтобы она паром образовавшимся весь угарный газ и все его вредные примеси через дверь открытую выгнала и так дважды чтобы в закоулках разных эти вредные примеси не затаились.
       
Вхожу нагнувшись в баньку экономную стараясь не задеть притолоку да и к стенкам желательно не прикасаться чтобы не обтереть сажу осевшую на них от дыма костра.
       
Воздушное пространство не большое, но такое духовитое и  вся эта благость твое тело вспотевшее в миг окутывает. Сидишь, греешься в любом месте баньки, но лучше всего рядом с камешками костра. Ковшечек  воды на камешки и пар духовитый с горчинкой костра  всё тело твоё обволакивает и дышишь, дышишь при этом учащенно когда веничком березовым себя обихаживаешь, раз, раз и столько раз сколько душа твоя пожелает, а потом полегоньку, потихоньку из баньки выходишь полусогнувшись по доскам пола прогнивших и через раз на них наступаешь, спотыкаешься в потёмках, в малом свете лампы керосиновой подвешенной на входе как указатель аварийного выхода.
         
Вышел и дышишь  воздухом свежим, а  от твоего тела исходит жар первозданный горьковатый от костра. Вот так и попарились, а потом уж смыли сажу с тела своего и ощущения для меня,  любившего баньку по белому,  ни с чем не сравнимыми были.
         
Хотя и посетовал при этом что доски пола нельзя на землю ложить, да и сток воды после мойки надо сделать за пределы баньки.
       
Банька по чёрному это когда стенки чёрные от сажи костра, да и сам чёрным становишься прислоняясь к ним и выходишь как новоиспеченный негр от жара бесконечного всеобъемливающего из замкнутого пространства баньки на свежий воздух в вечернюю прохладу. Дышит тело-организм и всеми порами впитывает окружающий воздух прохладный, а ты как вновь народившийся радостными глазами  смотришь на мир окружающий тебя целиком с головы до пяток, да так что хочется взлететь, да повыше.
       
Всё этого я не понимал как юнец  первоклашка когда с отцом вместе  и  братом Володей на конях, да на охоту, на зимовье охотника, однофамильца Иванова оказались. Охота не совсем уж состоялась, а в баньке по чёрному попарились взрослые, а мы  с Вовкой  погрелись в баньке по чёрному и получили простое ощущение что помылись в тепле.
      
Если вернуться назад в далекие времена римской империи так у них тоже были бани –термы с горячей водой и горячим воздухом, с благовониями разными, но без веничков берёзовых и дубовых. Римляне понимали оздоравливающий эффект горячих терм.
         
У сибиряков, дальневосточников всё это давным- давно было, хотя не вели они войны захватнические, а просто работали, сеяли хлеб, добывали пушнину, ловили рыбу, вообщем покоряли холодные сибирские и дальневосточные просторы.
         
Человек таёжный, сибирский или дальневосточный всегда снимал тяжесть-усталость тела своего от дальнего перехода или от работы трудной банькой да в любых походных условиях. Если силы оставались чтобы костерок разжечь, жидкое варево сварить это совсем уж хорошо, т.к. в это время и камешки под костром нагрелись и всё это в самый раз и костра уже нет и дровишки – ветки сгорели, а горячие камешки есть. Быстро над костерком шатерок делают из веток лапника и из всего что под руками нашлось, а затем водичку  плещешь на камешки горячие такие и парок горячий водяной всю внутренность шатерка заполняет, а тело твоё распаренное так и млеет и всю тягость дневного перехода горячему пару отдает, а ты как будто вновь нарождаешься и можешь ох как можешь много добрых дел сделать и  такие чувства переполняют всех тех кто баньку любит в любых её проявлениях.
         
Сегодня туристы используют этот таёжный опыт делают все так же только накрываются пленкой полиэтиленовой.
       
Банька по белому когда дым из трубы над банькой выходит, а банька по чёрному когда дым из двери напролом рвётся наружу пропуская снизу свежий кислородный воздух для костра дымного в баньку по чёрному.
         
Совсем уж не важно, какая банька по белому или по чёрному, а главное что она есть и всем любящим её здоровье приносит.