Союз без Аполлона

Евгения Гехт
Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз» (сокр. ЭПАС; другие названия — программа «Союз — Аполлон», программа «Аполлон — Союз»; англ. Apollo-Soyuz Test Project, ASTP), также известен как «рукопожатие в космосе» — программа совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Осуществлён 15 июля 1975 года.

В этой истории нет ничего космического. Правда,  началась она 15 июля 1975 года с  сообщение ТАСС о запуске нашего Союз для предстоящей стыковки с американским космическим кораблем Аполлон, которое я услышала на  работе после обеда, когда мы ели клубнику и  пили чай с тортиком по поводу моего дня рождения. Начальник отдела пошутил, вот видишь, ради тебя две страны запустили корабли, это знак, что ты у нас тоже куда-то высоко залетишь. Слова  про взлет или залет  меня мало  порадовали, но начальству не возражают, ибо  «начальство свыше нам дано, замена счастию оно». День рождения закончился вместе с боем курантов по радио. А стыковка  Аполлона и Союза  закончилась 17 июля и был телевизионный репортаж из Центра управления полетом. Я смотрела его  в программе «Время» и мне удивило, что в ЦУПе  много молодых людей, почти  моих ровесников  и,  я подумала, бывают же  вот какие умные, ребята,  хоть бы с кем из них поговорить, спросить, как вообще все это происходило на самом деле, а не в официальных новостях. Но времени, для долгих  раздумий  о достоинствах работников ЦУПа, у меня не было, потому что приехал из Москвы мой жених Володя Климов-Хает, ставший впоследствии литературным и театральным критиком,  но не моим мужем.  Это был один из последних его приездов о Владимир, вскоре мы расстались, сама не знаю почему. Может быть, он слишком настойчиво звал замуж, а я сомневалась в своих чувствах, или  перспектива уехать из своей большой  квартиры в московскую  хрущевку с его родителями,  меня не привлекала, не знаю.

 «Рукопожатие в космосе », имело отголоски в обеих участвующих в нем странах в  виде хороших духов, которые были быстро раскуплены, из-за присутствия в них французских компонентов, и сигарет с табаком из Вирджинии с названием  Союз-Аполлон. Значительно позже на рынке медицинских приборов для лечения мужских проблем появился чудодейственный, судя по рекламе, прибор с названием Союз-Аполлон_и  статьи с рассуждениями о том, приносит  он пользу или  нет. Реклама рассказывала, что прибор создан для лечения послеполетных проблем космонавтов, следовательно это прибор – высшее достижения в данной области медицинского воздействия на мужские проблемы. На этом космическая часть рассказа закончилась.
Неожиданная встреча с одним из тех, кто был тогда в ЦУПе во время реализации программы Союз-Аполлон  произошла в июле 2018, но не личная, а заочная,  на приличном сайте знакомств, где регистрация осуществляется с паспортом, и  переписка продолжалась 8 месяцев и закончилась 28 марта 2019 года.
 
На сайт знакомств я попала в процессе руководства магистерской диссертацией своего   магистранта  Саши  Тихонова. Он был холост, в поисках  любви, на занятия ходил с завидной регулярностью, видимо надеялся встретить в институте желаемый объект,  и слегка раздражал, тем, что учил мало, а оценки хотел получать хорошие или отличные.  Он делал работу по  демографии, очень хотел сделать работу интересной  и  неповторимой, и получить от этого не только моральное удовлетворение, но и реальное знакомство.  Работа такой и получилась. Невесту он себе нашел, правда не на сайте, и не в институте, а в  магазине, где стал управляющим после защиты магистерской диссертации.  Казалось бы, что все хорошо. Диссертация магистрантом успешно защищена, невесту диссертант нашел.  Но…в ходе проведения магистерского исследования  были и пострадавшие, в частности я..  Впрочем, науке известно, что  большое количество экспериментов было поставлено учеными на себе. Например, медик из Швейцарии Жак Понто на себе испытал разработанную  сыворотку, помогающую при укусе гадюки. В 1933 году он в течение одного дня трижды был укушен ядовитыми змеями, трижды применял сыворотку и остался жив. У меня, в отличие от этого  великого  ученого, противоядия  не было, а укусы были. Я переживала этот аттракцион с интернет общением, самостоятельно и без дополнительной помощи. Теперь о ходе исследования.

 На  сайте я разместила свои скромные фотографии в полной уверенности, что на меня никто не обратит внимания. И этим мое участие в эмпирической части исследования закончится. Денег, за возможность переписки  с кандидатами, которых подбирал сайт,  было решительно жалко, сайт  один из самых дорогих. Я подождала около месяца, пока накопилось несколько сообщений о гостях страницы, оплатила возможность писать сообщения и стала разбираться, кто же проявил ко мне внимание. Этих людей было немного, 5 человек. Я написала всем короткие сообщения, в которых благодарила за внимание к моей страничке,  и задавала какой-то вопрос, учитывая, конечно, указанные авторами анкетные данные.  Ответили мне двое. Первый ответ меня сразу порадовал, человек сетовал, что я живу слишком  далеко от Новосибирска и встреча вряд ли состоится, хотя я ему симпатична.   А вот со второго  ответа и началась эта восьмимесячная история. Из анкеты мужчины следовало,  что он живет в населенном пункте с птичьим названием, ему: 65 лет и он проектировщик. В анкете не было фото, и я не была уверена, что это реальный человек, поэтому  я написала ему совсем  короткую фразу. «Спасибо за прекрасную анкету и внимание к моей странице. А что вы проектируете?» И скоро получила ответ
«Добрый день, Наталья! Внимание к Вашей страничке объяснить просто – моя жена была педагогом  и прожили мы 42 года в счастливом браке. Я полковник в отставке, но не кадровый, а откомандированный после ВУЗа в ЦУПом к военным на запуск Союз-Апполона.  Сейчас у меня фирма  по автоматизации инженерных  систем. Делаю автоматизацию крупных объектов. Хороших Вам дней и удачи..».
В  голове моментально всплыли кадры репортажа из ЦУПа, стало очень интересно. И я тут же  написала ответ.
 
«Мой муж был военным, после службы он занимался телефонией и сигнализацией. Прожили 38 лет, уже 6 лет вдова. Преподаю в институте, знаменитом вузе рядом с Владимирским централом. Помните песню Михаила Круга «Владимирский централ», написана она как раз про это место. Поскольку вуз военизированный, то приходиться поддерживать форму,  ходить  на фитнес и в бассейн, причем не одной.  Волоку  с собой своих подросших внуков 8 и 10 лет, они плавают как рыбки, ну и хулиганят, конечно,  тоже. А между прочим, я отлично  очень помню официальные репортажи об этой программе Союз- Апполон. Теперь я буду в душе гордиться тем, что немного знакома с вами, как с участником этой программы. В свое время в Капустином Яру служил мой двоюродный брат Витя, они запускали другие ракеты, но ему тоже  было нелегко, он пришел в военные из гражданского вуза. Спасибо за приятное общение,  удачного вам дня!»

Вот и хорошо, подумала я тогда.   Ведь я   даже не могла себе представить, что эта переписка будет продолжаться почти 8 месяцев и завершится  незнакомым и  странным  для меня чувством использованности.  Но может быть, это мне только так показалось, и я, как и все Раки, так и осталась мнительной наивной дурочкой, которой не нужно соваться в непредсказуемые межличностные  эксперименты? А  нужна тихая стабильность и спокойное созерцание. Ведь вдовство дается женщине не просто так, наверное, это какой-то урок или испытание, которые должны быть перенесены  спокойно  и  достойно! Но тогда  этот эксперимент был  частью моей работы, которую  мне нужно было выполнить. Да и эти чувства и мысли  возникли у меня потом, спустя 8 месяцев.
А тогда  я гадала, напишет человек мне еще или нет. Он написал  ..... и Вам Наташа спасибо, за ответ. А у меня одна дочь и одна внучка Маша -студентка 1-й Медицинский, уже 5 курс. Так что будет свой врач (планирует невропатологом). Хороших Вам дней...

Я быстренько выдала дежурное приглашение приехать посмотреть местные достопримечательности,  повторяемое всегда и везде, зная наверняка, что никаких приездов не будет. А если и кто-то приедет, то механизм уже отработан, гостиница рядом,  а экскурсовод - мой одноклассник, историк- краевед Толик, всегда проведет хорошую экскурсию и во Владимире и в Суздале.  «Если будет желание и время посмотреть город, я буду рада вам его показать! Город люблю и знаю, я преподаю правовые дисциплины, доцент защищалась поздно в 52 года в Москве. Студентов люблю, двоек не ставлю! Рада вашему появлению в моем пространстве! Берите внучку и приезжайте!
 Неожиданно скоро пришел ответ «Спасибо Наташа. В Суздале и Владимире были с женой раз пять-шесть. Обычно на зимние каникулы или летом. Очень понравилось. Но, если соберусь, то воспользуюсь Вашим предложением. А я защищался в 38 лет - по моделированию и прогнозированию случайных процессов бортовых систем – в общем, чистая математика. Все, пойду работать. Пока...»

Я написала: «Да, конечно, работа есть работа, но не сочтите за труд уделите пару минут внимания   словам  моей мудрой подруги, сказанные недавно мне  «твоего мужа ты не вернёшь и не заменишь, одинаковых людей нет. В прошлом все без изменений, только тебя там нет. Завтра может не быть, живи сегодняшним днём». А еще недавно  мне освещал квартиру священник вдовец, у него все также, учится жить без любимой. Тоже понимает, что не вернёшь и не заменишь. Это жизнь, а если она подарена, ее надо жить. И самый большой грех - уныние. Так что будем жить!»
Он ответил «Да, Наташа, прошлого, к сожалению, не вернёшь, осталась только память о тех счастливых днях. Однако, надо как-то жить дальше, стараясь не унывать. Я после смерти жены очень часто бываю в церкви, молюсь, исповедуюсь. И мой батюшка тоже говорит - не унывай, уныние - большой грех. Будем жить!»

Меня сломало такое  начало переписки. Я поняла, что вопросы, которые  мы составили с магистрантом, ни в какой степени не  подойдут  для моего  нового знакомого. Я  не смогу их ему задать,  и  не смогу воспользоваться искренностью  человека, который  тяжело переносил недавнюю  утрату.  Тем более, что  сама  пережила   такую  же   ситуацию и, как мне казалось, понимала его чувства. А присланная им  по электронной почте семейная фотография,  где он и его Людмила молоды и красивы, убедила меня в том, что я, действительно не должна мучить  его вопросами. Да и не имею я права, в соответствии с Кодексом социологов наносить вред своим респондентам.  Что делать, так бывает, кажется, что исследование   тщательно подготовлено, продумано все до мелочей, а  начинаешь работать, и буквально сразу     возникают  моменты, которые  невозможно  просчитать. Я успокаивала себя тем, что времени впереди много и я успею выполнить задуманное. Так и получилось.
 
А между тем переписка продолжалась. Володя оказался не только любителем, но и знатоком  поэзии. Это было  тоже совершенно неожиданно, казалось бы – мужчина - Козерог, военный, математик, инженер –проектировщик  и поэзия!  Но больше всего меня удивило его знание живописи современного голландского художника- импрессиониста Виллема Хенритса. Эти прозрачные и нежные акварели у меня натыканы в компьютере, в Одноклассниках, в телефоне. Никто из моих не только студентов, но и коллег не слышал об этом  голландце, а тут – пожалуйста, был на его выставке в Москве!  И ему это оказалось легко сделать,  потому что населенный пункт с птичьим названием, где живет Володя, находится недалеко от столицы.

Вот только не надо думать, что все было гладко и легко. Я очень быстро поняла, что новый собеседник совсем непростой человек. Читаешь сообщение, и все в нем вроде понятно, а внутренностями понимаешь, что сказано значительно больше, чем написано, а каждая фраза здорово продумана. И это не поза, а стиль жизни, привычка и   натура. Мне было непривычно ощущать себя  в роли, если не ученицы, но подчиненной точно. Я давно не была в  такой роли, ведь как преподаватель, я  привыкла говорить с аудиторией взрослых людей и быть авторитетом. Но любопытство сделало свое дело  и  я решила посмотреть, что будет дальше.

Исследование магистрантом двигалось полным ходом, больше никаких неожиданностей не было, мы дружно писали с Сашей черновик первой  главы  (он писал, я переписывала), магистранты сдавали  первые отчеты о проведенной работе, отчет по библиографии первой главы, согласовывали план второй главы и библиографию для нее. Осень была великолепной. Все получалось, была прекрасная погода, сочинялись короткие стихи «Это просто волшебница осень и влюбленный в нее листопад, за мечтой мои мысли уносят и слова вдруг звучат невпопад». Казалось, что такое чудо будет бесконечным Сияние золотых куполов  наших храмов, голубое небо и желтые листья, как звезды суздальского Рождественского монастыря, создавали душевное спокойствие и равновесие.
 
Ноябрь подарил мне поездку в Петербург. Я не была в Петербурге 12 лет. Муж часто ездил в командировки в Петербург и я, конечно же, тут же садилась с ним в поезд и мы ехали к моей сестре. Встречались с родней и очень тихо и уютно проводили там вечера. Они рассказывали мне свои последние новости, мы им свои, все время вспоминали двоюродных братьев и сестер от Калининграда до Ключей  Камчатских.

 Обычно больше новостей хотели  слышать от меня. «Участь» такая у меня, общаюсь со всей родней. Так сложилось. Моя мать была центром общения, и это  свойство перешло ко мне. Когда  приезжали родственники  в Москву, заезжали к нам, ехали через Москву- заезжали в нам, да и просто посмотреть на Владимир и Суздаль всегда приезжали к матери. Очень хорошо помню, возвращаюсь из  пионерского лагеря, а меня встречают Валера, Володя, дядя Федя и отец. Дядя Федя- это мамин самый младший брат, а Валера и Володя- его сыновья. Одни старше меня, другой младше. И оба очень красивые , загорелые (с жарких берегов  Волги)  высокие мальчишки. Что мы вытворяли на нашей  речке на даче. Для них это была лужа, они здорово плавали саженками, я не могла за ними угнаться.  Взрослые спали на кроватях и диванах, нас клали на полу, это было счастье, мы барахтались и шептались до тех пор, пока кто-то из взрослых не приходил с веником чтобы утихомирить нас, оторвавшись от своих взрослых разговоров в  кухне.   После их отъезда я сразу записалась в бассейн  и с удовольствием плаваю до сих пор.   Если бы я знала тогда, что вскоре погибнет в аварии дядя Федя, а потом не станет и моей матери. В их большой семье первыми ушли младшие, моя мать и он.

В Петербурге, просматривая  семейные альбомы я часто видела фото, которые были  и у нас дома, но много и таких, о которых   я ничего не знала. Каждая поездка всегда открывала мне новые детали жизни семьи . Поездки прекратились со смертью мужа. У меня развернулась дикая депрессия, я дошла до того, что боялась выходить из дома и поняла, наконец, что качусь туда, откуда выхода нет. Если бы не общение с молодежью и коллегами в институте, не знаю, чем бы закончилось мое тогдашнее состояние.  Я взяла себя в руки, стала ходить в бассейн и с палками, начала учить старшего внука читать, заниматься с младшим постановкой звуков, вспомнила все, что знала, поняла, что знаний мне не хватает, закончила курсы по логопедии и стала выходить из своей скорлупы. Теперь мое подсознание четко и резко показало мне, что сойти с ума от горя- это совсем не трудно, достаточно  лишь впустить в себя предательскую жалость к себе.

Конечно, я очень волновалась, когда после такого длительного перерыва собралась ехать в Петербург. Мне было страшно. И тут помощь пришла с неожиданной стороны. Мой отъезд в Ватсаппе сопровождал …..Володя. Переписка продолжалась ни шатко ни валко. Учитывая, что он уже не мог быть моим респондентом, и был всегда занят свой работой я, со свойственным мне легким «хулиганством»,  позволяла себе всякие приколы, вероятно, если не повергая его в шок, то неприятно задевая его самолюбие. И тут вот такая неожиданность. Вечер отъезда он буквально провожал меня на вокзал по Ватсаппу, советовал, предупреждал, и все по делу. Правда это закончилось тем, что я потеряла перчатки, когда выходила из квартиры к подъехавшему такси, держа в одной руке сумку, а в другой телефон.  Перчатки нашлись, они  мирно лежали под почтовыми  яшиками  и их подобрали сноха и внук, когда пришли кормить кота.

Сестра встретила меня на вокзале. Она была свободна от занятий в своем театральном институте несколько дней.  Мы побывали везде, где захотели, народу было немного, а погода была отличная. В Александро-Невской Лавре еще цвели розы, а это был ноябрь и это был Петербург. Я была счастлива. Свое фото со Среднего проспекта Васильевского  острова я  тут же отправила в Одноклассники и друзьям. И получила  сообщение от  одного  старого  поклонника «Я никогда не видел тебя такой». Хотелось съязвить, « Это от того, что я тебя давно не видела», но не было причины так делать, я была в другом мире.

 В день, когда у сестры были занятия, я напросилась на ее семинар. Она была против, но я применила все свои способность к убеждению, привела все доводы, вплоть до абсурдных, что мне надо к ней попасть, и она сдалась. Но сначала я пошла в музыкальное училище  имени Мусоргского, которое расположено в соседнем здании с театральным институтом. И мне повезло.  Я нашла нужного педагога и такое понимание с его стороны, о котором даже и не мечтала. Узнав, что у меня волжские корни, он сказал, что его родина- Саратов и мы проговорили около получаса, разговор  был о моем старшем внуке. Советы и рекомендации этого человека были бесценны. Как и те, что мне были даны в этом же здании по поводу сына, но 26 лет назад другим педагогом. Когда мы закончили разговор, я пошла к сестре в институт и поняла, что безнадежно опоздала, семинар у нее идет и я просто тихо постояла под дверью аудитории, где она занималась. Да, Лена давала семинар лучше меня. Скоро она освободилась, мы пошли в кафе, посидели, поговорили,  вернулись домой и я стала собираться во Владимир. Теперь я точно знала, что и как я должна делать, и кто мне в этом поможет.

Я поделилась впечатлениями о поездке с Володей, он написал , что в свое время часто ездил в Ленинград и очень бы хотел снова приехать, теперь уже в Петербург. Володя работал очень много, а в конце года, когда нужно было сдавать проекты, он , вероятно, и жил на работе. Таким жестоким способом он спасался от тоски по любимой женщине и одиночества. Меня не удивляло такое состояние, я была в нем несколько лет и не желаю это переживать никому. Но по сообщениям я видела, что все мои усилия слегка поднять ему настроение пока  были мало эффективны, у человека была своя внутренняя железная установка, и глубокая убежденность, что  его позиция является единственно верной .  Одним словом- Козерог во всей своей величественной красоте любви к работе и всему тому, к чему лично  был причастен!  Интересно, что при всей любви к поэзии,  и стихосложению, он не прислал мне ни одной своей строчки, вот такая душа, закрытая на 100 замков.
Но мне было интересно с ним.  Я увидела совсем другой подход к жизни. Было впечатление, что человек собирается жить и обязательно работать по крайней мере  пару веков. Где-то внутри себя я чувствовала, что он относится ко мне несколько иронично , так почти всегда физики относятся к лирикам. Я ждала, когда он перестанет мне отвечать совсем, сообщения становились реже и короче. Но, в конце ноября, когда я была дома у сына, неожиданно  зазвонил телефон и я  здорово удивилась, даже растерялась, увидев, что звонит  Володя.  Потом он звонил несколько раз , и однажды, когда мы проговорили почти три часа, мне показалось, что его настроение начало меняться в лучшую сторону. В институте я часто встречаюсь с нашими психологами, и иногда спрашиваю их советы. Особенно по младшему внуку.  И очень дорожу их хорошим отношением ко мне.  Про Володю я разговаривала с самым  лучшим на мой, и не только мой взгляд, специалистом- Сергеем Ивановичем. Он уже готовился к увольнению и  начинал свою частную практику, клиентура его обожала и участники тренингов тоже. Он дал мне несколько советов как помочь Володе, а потом разбирал со мной складывающуюся ситуацию.
1. Не игнорировать разговоры о покойной жене.
2. Ему очень важно выговориться и выплакаться. Нельзя заставлять его подавлять в себе эмоции и чувства.
3. Однако поскольку  прошло больше года со времени трагедии, а все разговоры все равно сводятся к покойной, то следует менять тему разговора.
4. Сразу после трагедии человека ничем невозможно отвлечь, ему нужна только моральная поддержка. Но спустя некоторое время  стоит начинать придавать мыслям человека другое направление.
5. Стоит приглашать его в какие-то места, записаться на совместные курсы и так далее. Переключить внимание человека.
6. Лучше всего попросить его оказать какую-то помощь. Показать ему, что в его помощи и в нем нуждаются.
7. Хорошо ускоряет процесс выхода из депрессии забота о животном.
Когда я выполнила все, что было реально выполнить   из этого списка, и то,   о чем мне говорил психолог, то поняла, что не по Сеньке эта шапка. И еще, что Володя не верит, что мои попытки не имеют корыстной составляющей. Когда  он звонил, я уделяла ему внимания столько, сколько он хотел, а когда звонила я (очень редко - 2 или 3 раза), то разговора практически не было. У него была своя жизнь, свой  ритм и никто не должен был  мешать ему. Пришел Новый год, а с ним с день рождения Володи -1 января. Конечно, я послала ему маленький подарок, книгу стихов Губермана, которую он получал на почте почти 3 недели, я уже думала, что она вернется обратно. Потом приехали его родственники, и он предупредил меня, что не будет писать  несколько дней. Я не увидела связи между этими событиями и действиями, только одно подозрение, что он стесняется своей переписки со мной.
 Мне стало смешно и,  я решила, что надо уходить из этого круга. Что, собственно и произошло, но не в январе. Январь - особый месяц, долгие праздники, а потом сутолока из накопившихся дел, так у всех нормальных людей. А в институтской среде, это еще и сессия. А самое  главное, это первые в истории института защиты магистерских диссертаций, и в том числе защита диссертации моим магистрантом - Сашей Тихоновым. Помните, о чем была его  работа и с чего она началась для меня. Правильно, со знакомства с Володей! Результатом наших с Сашей, почти героических усилий, стала очень приличная с точки зрения науки  и интересная  для жизни,  работа. Некоторые ее выводы я отослала для ознакомления Володе, он не стал респондентом,  но результаты работы, по его словам,  ему были интересны.
 
После защиты и свадьбы магистранта Тихонова я повезла внука в Петербург. За пару недель до поездки, в интернете я увидела картины самодеятельного художника и поэта, мне очень понравилась его картина «Уставший ангел», она была такой нежной и кроткой, что я спросила, можно ли мне ее купить.  Человек, написавший ее, ответил, да, я пришлю вам ее. Он назвал цену, она была приемлема, даже несмотря на купленные билеты в Петербург и отдаленную зарплату и пенсию, я перевела деньги и вскоре получила своего ангела, которого тут же передала в Организацию детей инвалидов, которой руководит моя подруга и ее муж. Их сын, уже взрослый  парень, глубокий инвалид. И их работу с такими детьми и молодыми людьми я считаю подвигом.   Мы все были счастливы, организация открывала маленький магазинчик, где продают ручные изделия детей инвалидов, трогательные мелочи и этот ангел был  лучшим украшение в интерьере этого помещения.   Самодеятельного  художника звали просто и без затей - Вася.

 И жил он в Петербурге. Физик по специальности, бывший проектировщик  ракет для подводных лодок, узнав, что мы с Мишей приезжаем в Петербург сразу позвонил и сказал,  «Ребята, я вас встречу и отвезу в Матвеев переулок в школу 10-летку. Назад проводить не смогу - поеду на работу». Я отнекивалась, но Вася был непоколебим. «Вам будет тяжело, я могу помочь и помогу».  Мы приехали в Петербург,  поезд остановился у перрона и в вагон влетел лохматый и худой человек, подхватил наш фагот, схватил за руку Мишу, меня чмокнул в щеку и сказал, «Побежали». Я едва успевала семенить ногами, четыре моих шага были меньше, чем его два.  За 20 минут он доставил нас на место и вручил педагогу со словами, «Вот, возьмите, я их привез». Повернулся к Мише и сказал, «веди себя хорошо», Миша ушел с педагогом, а мы с Васей посидели несколько минут в фойе  и он убежал без шапки на мороз. Позже педагог  спросил меня, «это кто был?», я сказала – «художник». Миша занимался очень хорошо, ловил каждое слово, делал то, что от него требовали,  время летело незаметно, я смотрела,  как работает с моим внуком педагог и плакала. Маэстро  стоял в недоумении, он не мог понять, в чем дело. Я сказала, что  наслаждаюсь его работой. Для меня это был шок. Мастерство такого уровня я видела впервые!  После урока мы поехали к сестре на Васильевский остров, она нас уже ждала и мы  пошли обедать в Штолле  и гулять по набережной. Вечером мы уехали домой.

Ночью в поезде я не спала, думала обо всем  и отчетливо поняла, что не могу больше тратить силы на общение с Володей. Я устала. Поняв это, и вспомнив все свои ощущения, я успокоилась. В темноте показался родной вокзал.  Мы приехали домой!  Выспавшись дома и накормив внука я написала сообщение Володе.
«Володя, привет! Вернулись из Петербурга, отоспались и побежали дальше, за нотами, тростями и учебниками. Требования возрастают, экзамены приближаются, жизнь бежит!  Я проанализировала историю нашего общения и  сделала вывод. Из прежнего настроения ты вышел, к сестре, слава Богу, съездил, может быть,  соберёшься и в санаторий.  Так что все отлично! Надеюсь, и моё присутствие тоже тебя слегка раскачало в лучшую сторону. А уж свою личную жизнь ты обустроишь сам, не мальчик! Так что я думаю, что наше общение исчерпало себя, но  дело своё сделало! Спасибо за все, удачи во всем. И помни, пожалуйста, ты прекрасен!»  Вечером получила ответ.

«Добрый вечер, Наташа! Рад за  тебя, что все идет по плану и ... ноты тоже. По поводу общения переписки тебе виднее, с кем продолжать, а с кем прекращать. Было интересно читать твои «оригинальные» сообщения и мысли. Но ответить столь же «оригинально» я не могу, поэтому по-видимому ты права - переписка исчерпала себя. И тебе спасибо, удачи и всего самого наилучшего. Наташа, напомни мне день твоего рождения.... для «алаверды» (что-нибудь вышлю на свой вкус). Думаю, адрес мне  сообщишь.  Удачи....»

И Остапа понесло, я  взбесилась и написала «Володя, оригинальность не в сообщениях, а в отношении к собеседнику. Вчера   нас с Мишей в 9 утра в вагоне встретил собеседник из Петербурга и помог нам с фаготом добраться до школы, он был без машины, ехали  на автобусе и разговаривали  очно первый раз. Приехали в школу, донес фагот до класса, сводил Мишу помыть руки и налить воды в кружку для размачивания тростей. Миша начал заниматься, а мы немного посидели - поговорили о картинах и выставке. А потом он сказал, «Наташа, какие вы с Мишей хорошие!»,  и уехал на работу, сожалея, что не может проводить нас вечером на вокзал. Мне этого «кусочка» внимания хватило до слез, я проревела сегодня все утро. Безобидная переписка «с добрым утром…» и «… опять снег». Я ничего не делала ему особенного, ну купила одну картину для детей инвалидов, и все. И совсем другое дело переписываться, когда знаешь, что твоё сообщения может быть прочитают, когда  найдется время, подарок будет болтаться на почте, бояться сделать повторение в картинке, а то будет  сделано  замечание.  Зачем мне это ощущение ненужности и навязчивости? Я не заслужила его. Мне кажется, у тебя возникла уверенность, что я заинтересована в каких-то отношениях, возможно  это из-за  моих приглашений и шуток? Это также смешно, как и невозможно. Я не люблю Козерогов за прагматизм и расчётливость».

Володя написал, «читаю и ... улыбаюсь. В жизни все повторяется и зеркально отражается. Ты ошиблась по поводу прагматизма и расчетливости. Мою сдержанность в нашей переписке ты не правильно поняла. А тем не менее, у нас много общего и в понятиях и эмоциональном восприятии жизни и отношениях между женщиной и мужчиной. Почему я себя так вел в переписке? У меня есть женщина, с которой мне очень хорошо, да и ей тоже, но уговорить ее жить вместе - не получается. Она уже 15 лет одна и привыкла жить как «кошка, которая гуляет сама по себе» (в смысле независимости, а не с мужчинами).  А я наоборот, рад бы был отдать ей свою независимость, но увы. Видимся редко (раз в месяц), переписка и звонки. Вот и злюсь иногда, и общаюсь с другими женщинами... но, увы, сдержанно... Так что и я тоже терплю, хоть и такое положение мне не нравится. Вот так. Удачи нам, и тебе и мне... Целую!».

Но я уже не могла остановиться, напряжение 8 месяцев нелегкого общения, безуспешные усилия помочь оказались … ненужными. «Знаешь, Володя, написала я, «общего у нас с тобой только любовь к поэзии, а разница в том, что ты , как и все Козероги талантливый манипулятор, а я никогда не позволю себе манипулировать человеческими чувствами. Как  здорово, что я доцент, что читая лекцию о манипуляции в семье, перечисляла 20 фраз манипулятора, 5 из которых ты употребляешь, если ты последишь за своей письменной и устной речью, то ты их опознаешь. Вероятно, именно поэтому твоя прекрасная женщина (а некрасивая тебе не нужна), которая как киплинговская кошка , гуляет сама по себе,  чувствует угрозу своей свободе, ощущая твердость твоих манипуляций. Есть прекрасная фраза «Атеизм – до первой  тряски  в самолете, коммунизм- до первого капитала, феминизм- до первого достойного мужчины.  Так что не перестарайся с манипуляциями. Он написал «Да, Наташа, у всех свои недостатки. А что же  в твоих словах столько раздражения?»

Я ответила   «ты ошибаешься, мне очевидна  твоя досада, что дурочка соскочила с крючка манипулятора. А еще, я искренне желаю тебе счастья! Меньше манипуляций, а больше любви к ближнему, и все будет отлично! Прости, я устала, закрываю Ватсапп и телефон».  Через некоторое время он сделал тоже самое.
Я удалила  его аватарку с экрана, руки ходили ходуном. «Ну что?», сказала я себе, «дорогая  Наталья Сергеевна,   ты забыла, что помогая  другому надо успеть   отклониться от отдачи? А надо помнить! Ты взрослая девочка, только наивная, как все Раки».

Меня не было дома  36 часов, и  от моих 23 постоянных собеседников в ватсаппе  пришло  много всякой интересной всячины! И самое главное -  был лучший вопрос, который повторился 23 раза  «Куда ты делась и почему молчишь? У тебя все хорошо? Тебе помочь? ».   Я стала быстро  отвечать этому веселому и интересному союзу близких людей!  «Спасибо, у меня все нормально, Я снова была в Петербурге!»