37. Внутренний взгляд на бытие. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Внутренний взгляд на бытие
(Бытие с точки зрения человека).

Поговорим же теперь о третьем случае «психического отражения» - том «психическом отражении», которое обнаруживается в «разумных системах», и служит основанием того, что называется «душевностью» и «духовностью», опознаётся как «нравственность» или «совесть», являясь, собственно, предметом нашего интереса - «бытием сознания».
Как уже говорилось выше, в случае «психического отражения» мы имеем дело с целой системой «разноуровневых энергоинформационных процессов». Что следует понимать под этой фразой? Она хорошо иллюстрируется утверждением предания святых отцов о том, что Адам, до того, как Бог «вдунул в его лицо дыхание жизни», был «животным существом». Это самое библейское «дыхание жизни» представляет собой то, что отличает «животную душу» от «живой души» - «разумного сознания».
В силу этого феномена дочеловечности, животности или доразумности Адама, до того, как Творец «обратился к нему с предложением общения любви», как «осознаваемого присутствия духа», в психическом отражении выделяется три уровня, этапа или ступени его развития:
Первый уровень - это «допсихическое отражение» или «предпсихическое отражение», состояние, имеющее наименование «растительной души», свойственной «растениям» и «простейшим животным организмам». Такое отражение характеризуется так называемой «раздражимостью» - реакцией «живой ткани», в том числе и в первую очередь, «нервной ткани», на «раздражение» - влияние на этот организм условий окружающей его среды. Как правило, это самые простые физические условия, такие как, например, освещённость, температура и давление, влажность, полезные вещества, питательная среда, «пища» и т.п. То есть, речь идёт о формировании «системы органов чувств», как «средства обмена информацией», но уже не только «внутри самого живого организма», в его «живой ткани», а и вне её. И это такая «информация», которая «связана со своим энергийным носителем не напрямую и непосредственно», а гораздо более «опосредованно», чем ранее. Появляется «новое качество информации», которая уже связанна не только с «биофизическим» полем, но и с «биоинформационным» полем, «природа» которого не совсем ясна, ибо предполагается, что это «информационное» поле имеет «тонкоматериальную» или «нематериальную природу».
Результатом этого «качественного» изменения является то, что «материальная система органов чувств», находящаяся в живом организме, структурно и материально встроенная в него, приобретает уже не только физические, но и некие «биопсихические» свойства, - возможность, с помощью каких-то «тонкоматериальных» или «нематериальных эффекторов» определять, где в окружающей среде есть уже не только «пища», но и «угроза самому существованию этого живого организма. Согласитесь, что если наличие «пищи» ещё можно связывать только с химией и биохимией, то наличие «угрозы жизни» уже невозможно связать только с физикой и химией.
Поэтому, - «развитие феноменов физиологии и нейрофизиологии, уже на этом уровне, христианская философия связывает с участием метафизических процессов в процессах физических». И видит это участие, как раз в дальнейшем «увеличении уровня и степени вероятносности протекания физических и химических процессов», усиления их «свободы», всё более и более отодвигающей «бытие жизни» от «бытия неживой материи», превращающей физику и химию, сначала в физиологию, а затем и в нейрофизиологию и неврологию, становящуюся уже «непосредственной материальной средой той начальной психики, которая ещё, не сопровождается, собственно, ощущением, а является, как бы предвестницей его появления».
Всё это связывается христианской философией с дальнейшим «проявлением духа в материи», его ещё большим «выходом из-под покрова той тайны», которую библейское предание называет «бездной тьмы», предание святых отцов - «божественным мраком», а наука «физикой вакуума». И воплощается это «присутствие духа в материи», именно «во всё более многомерном присутствии времени в объёме пространства», так сказать, «раскрытии» или «объёмизации вектора времени в пространстве».
Второй уровень - это более высокий уровень, который можно обозначить, собственно, как «психическое отражение», при котором живой организм, «живая ткань», испытывает как «ощущения», те нервные сигналы, которые приходят к нему от «органов чувств». А это, уже «новое качество нейрофизиологии живой ткани», открывающее возможности для возникновения в ней ещё более сложного, для только лишь простого материалистического объяснения, феномена - «переживания». И здесь мы сталкиваемся с «продолжением возрастания степени вариативности и неопределённости тех физических и химических реакций, которые протекают уже не просто в живой ткани, а именно в нервной ткани», которая уже «оказывается достаточно сложно сформированной для того, чтобы взять на себя обеспечение львиной доли нервных процессов», оставляя для прочей «живой ткани» выполнение «вспомогательных нейрофизиологических функций».
Третий уровень связан с дальнейшим развитием «психического отражения», организующего всё более и более «тонкое и универсальное приспособление живого организма к окружающей среде», выводящего его уже на тот уровень, и приводящего его к тому состоянию, которое «граничит с творчеством, как осознанным принятием духа». Происходит «дифференциация ощущений и переживаний», строится «структура, способная принять будущее творческое сознание». Возникают «эмоции», как «основной элемент чувственного восприятия», а, вместе и параллельно с ними, возникают «представления», как «основной элемент умозрительного восприятия». Вершиной всего этого «структурирования нервной ткани», превращения её в «мозг» в нашем понимании, становится возникновение «потребностей», которые становятся всё более и более «осознаваемыми».
И это сочетание «формирования свободы, как следствия объёмизации времени», и «формирования воли, как фактора всё большей осознаваемости потребностей», становится «механизмом пробуждения сознания к бытию». - Причиной же этого сочетания является всё более и более тесное «общения духа с материей».
Необходимо отметить, что биологические и биопсихические процессы являются лишь одним из начал - «физическим началом формирования и пробуждения сознания к бытию». Вторым началом - «метафизическим, началом общения, религиозным началом, социальным началом», его можно называть всеми этими именами, является та «общественно-социальная среда», в которой, с помощью «мышления, языка (слова) и тела (совместного действия)», и формируется окончательно «психическое отражение», как «сознание, приходящее в бытие».