А такой ли великой была Екатерина Великая?

Игорь Тычинин
 

Армия и флот России к войне с Турцией еще не были готовы, но Екатерина находилась во власти иллюзий. Обожаемый (не знаю, в кавычках или без) ей Вольтер восторженно призывает ее взять Константинополь. Алексей Орлов берется за выполнение этой задачи. Русская эскадра идет к Морее освобождать греков. Только вот из вышедших пятнадцати кораблей до места дошли только восемь. Да, была победа в Чесменском сражении, но о Константинополе пришлось быстро забыть. Екатерина понимает, что с Орловыми ей не победить. Во все вникает сама: в строительство Азовской флотилии, в выбор командующего графа Румянцева. И победы приходят. Ларга, Кагул, Крым, нижний Дунай. Казалось бы, главная геополитическая задача решена. Чего же еще? Правда в дело вмешивается восстание Пугачева. Странно, но умная Екатерина придает этому восстанию непомерно большое значение. На столько, что заключает с Турцией странный мир. Отдает большинство завоеванных территорий, снимает с фронта Суворова, объявляет о независимости уже не в первый раз взятого Крыма. Похоже, Екатерина не сознает насущности решенной ей задачи и отдает побежденному противнику многие русские завоевания.

Возможно, в голове Екатерины и Панина возникла новая комбинация. Без Австрии Константинополь не возьмешь. В угоду Австрии Турции отдали многое из завоеванного. Теперь надо Австрии пообещать кусок турецкого пирога и новую войну с Турцией вести уже вместе. Екатерина осознает допущенные просчеты и отдаляется от Панина. Теперь она слушает больше Безбородко и, особенно, нового фаворита, объявленного светлейшим князем, Григория Потемкина.  И возвращается к Греческому проекту, к взятию Константинополя, одним словом, к идеям Вольтера, ушедшего в мир иной. Австрии обещаны славянские земли Балкан. Между ними и Россией, которая должна завоевать Грецию и Константинополь, намечено создать независимое государство Данию. Все это приходит в голову на пирах, данных Потемкиным в обустраиваемой им Новороссии в честь посетивших эти края Екатерины и Франца II, австрийского императора.

Однако и этому проекту не суждено было сбыться. У Екатерины новый молодой фаворит Платон Зубов. Потемкин в печали и депрессии. Медлит, возникает разрыв с Суворовым, неприемлющим потемкинского метода ведения войны. В конце концов, Потемкин умирает. Россия заключает мир с Турцией на условиях, которые полностью удовлетворяют ее геополитическим интересам. Но без фантасмагорий Дакии, Константинополя, Греческой империи.

Екатерина переключается на Польшу. Суворовым взята Варшава. «Ура, фельдмаршал Суворов!», - пишет ему Екатерина, даря ему фельдмаршальский жезл. Но и в этом вопросе Екатерине изменяет способность последовательно решать не очень громкие, но важные для страны задачи. В результате Россия получает центр Польши с Варшавой, но и головную боль, по существу до современности. Но отдает Австрии и Пруссии несколько западнорусских земель. И полностью проблема Руси оказывается нерешенной.

Как результат, современные российские проблемы, связанные с Западной Украиной, Украиной вообще, Прибалтикой и др.

Да, Россия в результате правления Екатерины получила семь миллионов новых подданных. Но не лучше бы подданных поменьше, да и проблем для потомков тоже поменьше.

К сожалению, Екатерине было свойственно следовать принципу «начало  - полдела». А дальше, ни шагу назад. Но шаги эти она делала не один раз, увы. Тут правда возникают аналогии с современностью. Помните, «главное начать». Но современность оставим другим авторам, у них это получится гораздо лучше.