Из книги Австралийские виражи. Мерисвилл Mаrysvill

Марина Хованская
Мерисвилл/Mаrysville - город доброй сказки
   
  Есть в австралийском штате Виктория  очень живописный  городок, в котором живет настоящая
сказка. Имя ему Мерисвил. Таких удивительных мест на всей земле по пальцам сосчитать. Все меньше верят люди в сказки. Лишь маленькие дети счастливое исключение.
  В любой сезон Мэрисвил является приютом для туристов и сказочных героев бруновсого сада,в то время как зимой еще и приютом для лыжников, облюбовавшим национальный парк Бау Бау(Bow Bow National Park). Дорога к нему тоже как в сказке, долгая, узкая,мистическая,опасная.
  Сказки не рождаются сами по себе. Их создают сказочники,  люди с большим воображением и добрым сердцем. Они очень далеки от меркантильности этого мира и его бесконечной  суеты. Именно таким сказочником в Мерисвиле стал эмигрант из Южной Америки  Бруно Торфс (Bruno Torfs). Стал им не сразу.
  Когда мальчику было 14 лет,  семья эмигрировала в Бельгию, где после курса художественного обучения пришлось заняться созданием рекламы на щитах(билбордах).  Ремесло «поставило» руку и принесло навык и деньги. На досуге художник мечтал о сказке наподобие Хоббитона,что в Новой Зеландии, рисовал, лепил, делал наброски. Из Бельгии семья перебралась в Мельбурн, а потом в живописную долину среди гор, где удалось найти подходящий  для сказочного сада ландшафт.
    Именно в этих покрытых пышной  растительностью лесах молодой Бруно нашел свои судьбу и дом. Закипела работа, и уже через полгода в лесу были расставлены первые терракотовые скульптуры.
  Чтобы понять, почему Бруно выбрал для сказки Мерисвил, надо приехать сюда австралийской осенью, в апреле-мае.  Буйство осенних красок, такое непривычное для эвкалиптовой Австралии, очарует и завоюет сердце с первого взгляда.  Как и разлитое в воздухе непривычное городскому человеку умиротворение. Таких уютных мест, где все пронизано гармонией и миром, на земле не так много. Именно здесь и расцвел гений Бруно.
  Сказочный сад Бруно(Bruno's Art and Sculpture Garden) найти легко. Он примыкает к его собственному дому. Огромный  солнечного цвета дом-галерея виден издалека. Идем в его направлении как на маяк и ищем вход в сад скульптур. Вход обозначен высокой аркой слева от дома. От нее  через мостик над ручьем едва просматривается тропинка, которая ведет вглубь. Она уводит в буйную зелень папоротника и теряется там.На мостике не видно ни загородки, ни контролера. На
стойке арки на уровне глаз - стрелка, указывающая место, гдемвзрослому посетителю предлагают оставить пять долларов (желательно!). Детям - бесплатно(тариф 2008го года). Спустя десять лет В 2018ом уже восемь долларов (тоже желательно).  Скачку в цене  есть объяснение. Оно не меркантильное,оно страшное. Но все по порядку.
  Тормошу спутника:
- У тебя есть без сдачи?
- Есть... как раз две «пятерки».
- Здесь надо просто положить в ящик.
- Странно...надурняк многие захотят.
- Тогда им сказка не откроется...
- Посмотрим, как откроется нам,- философски замечает спутник и протягивает две банкноты.
  Только подношу их к ящику, как невесть откуда взявшийся ветер, хватает  пластиковые бумажки и
стремительно несет в сторону ручья. Промедлишь-уплывут легкими корабликами неизвестно куда. Проявив невиданную сноровку, настигаю их возле кромки воды, накрыв подошвой кроссовки одну за другой.  Командир не скрывает восхищения:
- Какая ты, оказывается, поворотливая! Когда денег касается...
  Раздумывая,как ответить: обидеться, принять за шутку или съязвить в тон,несколько замешкалась.
Как вдруг слышу звук незнакомого голоса, который доносится откуда-то сверху:
- Повезло вам!
  Оборачиваюсь на голос, поднимаю глаза и вижу настоящего конкистадора. Он сидит на высоком крыльце желтого как заходящее солнце дома и с улыбкой наблюдает за нашей денежной суетой.  У него крупные и резкие черты лицаи темные вьющиеся до плеч волосы.
Красавчик! Выглядит конкистадор довольно импозантно,несмотря на простое одеяние:свободного
покроя рубаху и просторные брюки. Вон он,счастливый шанс отомстить за несправедливые слова
командира!Торопливо отклеиваю от  подошв  банкноты и спешу на голос молодого мачо.  Командир в ожидании «пропуска» остается у арки.
- Это не нам, это вам повезло!- радостно щебечу в ответ.- Уплыли бы ваши денежки далеко-далеко!
Слово за слово, и вдруг меня осеняет догадка:
- Так это вы творец этого скульптурного сада?
  Он улыбаясь кивает:
- Он самый.
  От неожиданности начинаю смущенно лепетать «Не может быть!Ах, какая встреча!» и в том же духе, а потом, несколько остыв и приняв приглашение присесть  на крылечке, затеваю долгий разговор об истоках его творчества.  Но насладиться  общением с приятным мужчиной не дает строго-ласковый рык, который доносится снизу:
- Милая, сколько можно? Я жду!
- Сколько нужно, столько и можно!- начинаю было грубить, но передумав,  заканчиваю деловито.-
Видишь, деньги отдаю!
  Бруно снова улыбается, уловив не столько  смысл, сколько тон незнакомого языка, берет деньги и машет рукой на прощание:
- Thank you! Enjoy!
  Так начинается наше путешествие в сказку. Оно оказалось неторопливым и чудесным, как и должно быть в старой доброй сказке.  Предполагая обойти весь сад за четверть часа, оценив десяток- другой  скульптур наподобие легендарного взвода крикетеров в Кутамундре (Cootamundra), очнулись на выходе только через час. Хотя  оттуда можно было не выходить до вечера.
  Сказочный поток терракотовых лиц и сценок из их жизни захватывал,заставляя забыть обо всем вокруг, и легким сказочным листочком уносил по течению в самое лучшее время –счастливую пору детства. Добрые колдуны в остроконечных колпаках сменялись лесными принцессами, смешные гномы- решительными индейцами,дикие, но совсем не страшные звери – смешными домашними питомцами. Куда-то на всех парах неслась на метле Баба Яга. Возле водоема возлежала большая улитка, которая покинув свой домик,превратилась в прекрасную девушку. Вдалеке  средикамышей виднелась лодка, в ней – еще одна опечаленная чем-то девица с толстой русой косой до пояса.
  Общим мотивом,  связывающим весь этот разнолюдный, но такой сплоченный теремок сказочных героев, казалась   бесконечная  любовь. Она незримой аурой пропитывала все пространство и сквозила во всем: в позах, жестах,  взглядах. Глиняные  парочки, похожие на влюбленных, встречались на каждом шагу. Одни стояли в зарослях крепко обнявшись, другие сидели,держась за руки, третьи любовались друг другом,нежно касаясь лиц. В их позах читалась такая безмерная нежность, что невозможно глаз отвесть. Даже хищники казались добрыми и беззубыми. В них не было ни малейшего намека на злобу или агрессию. Разные недобрые по жизни гоблины выглядели такими милахами, что хотелось их обнять и потискать. Но самым поразительным было ощущение настоящей русской сказки, которая вдруг по щучьему велению оказалась на другом конце Земли. Там русский дух...там Русью пахнет. Ощущение русского духани на минуту  не покидало в Бруновских садах. Неужели читал наши сказки?  Ай да Бруно! Ай да молодец!
  Меня же неотрывно преследовало еще одно странное чувство. Будто скульптуры всех женщин, а в саду их много,  были списаны только с одной модели.У всех один и тот же тип лица и  хрупкая как у девочки фигура. Кто мог быть  музой художника?  На красавицу из русских сказок  она не похожа: смуглая   кожа, правильные но мелкие черты лица, тонкие  линии тела и темные волосы по пояс. Если бы не довольно высокий рост, ее смело можно было назвать мулаткой.
  Ответ не заставил себя долго ждать. На выходе, у той самой арки, где чуть не улетели наши
«пятерочки», неожиданно появилась высокая молодая женщина в старинном наряде. Казалось, она только что каким-то   чудесным образом сошла с одного из полотен прошлого века.
Весь ее вид был настолько необычным, что мы невольно остановились, уступая ей дорогу. Длинное, затянутое на узкой талии платье выгодно подчеркивало хрупкость фигуры. Темные волосы  уложены в замысловатую прическу, которую венчал красивый цветок. Но самым удивительным показалось лицо незнакомки. Оно разительно отличалось от большинства современных женских лиц. В нем была какая-то особая притягательность. Оно не отпускало.
  Несмотря на тонкие черты, ее лицо нельзя было назвать красивым. Но его непостижимая  кротость и умиротворенность притягивали  как магнит.  Обычно такие ощущения возникают, когда долго смотришь на лики святых.  Но перед нами стоял  живой человек и источал   такой  непостижимый внутренний свет, будто в его душе  пряталось  солнце.
  Разгадка  явилась позже, когда сознание перемололо все ощущения. Такие лица  встречаются у
женщин, которых очень любят. Не просто любят, боготворят!   Перед нами стояла настоящая  Мадонна, величественная и простая. Как  ей,  мадонне современности, удалось не потерять кротость,
невинность  и красоту  в этом жестоком мире? В то время как большинство соплеменниц  уродуют свой божий дар до неузнаваемости, купившись на навязанные образы красоты.  Как сохранила женственность в среде самоуверенных,жестких и воинственных?
  Сомнений нет, это  та самая муза, которая вдохновляет сказочника Бруно. Именно благодаря ей мы
можем наслаждаться его прекрасным  искусством. Встретившись глазами, она мило улыбнулась:
- Хелло! Как вам наш сад?
- Потрясающий!
- Я рада, что вам понравилось.
- Как вас зовут? -не упустила случай узнать имя музы,придя в себя.
- Марлин (Marleen)!
- Какое прекрасное имя! Оно вам идет.
- Спасибо!- поблагодарила она и скрылась в папоротниках сказки, мелькнув темным шелком своего
старинного одеяния. Марлин...Другого имени,  что звучит  переливом легкого колокольчика, у нее и быть не могло.Марлин...Марлин... И вдруг пронеслась догадка. Как ни печально это осознавать,но восхитительную сказку Бруно создавал не для нас.Он придумал ее для нее, любимой Марлин.
И только  потом  поделился  своим безмерным счастьем с добрыми гостями.  Как  трогательно. Значит, бруновский сад не что иное как  рукотворный памятник  любви, большой, нежной  и красивой как его сад. Браво, Бруно! И дважды браво, что не позволил сказке умереть!А ведь ее конец  казался неотвратимым.
  Это случилось десять лет назад раскаленным февральским утром 2009 года. В тот день над
Викторией схлестнулись три погодных фронта, которые проделали брешь в «духовке» пустыни.
Невиданный  жар  накрыл  цветущий штат. Все живое замерло и поникло.  Лес  затих будто в предчувствии беды.
  И она не заставила себя ждать. Горячие лучи солнца, превратившись  в зените в оптический прицел,
прямой наводкой прожигали землю  раскаленными стрелами. До полудня природа отчаянно
сопротивлялась насилию, но в конце концов сдалась. Как по команде  начались массовые самовозгорания. Эвкалипты, особенно сильно источающие масляные пары в условиях тепловых экстримов, то и дело  подливали горючее  в огонь,  и он пошел в наступление сплошной стеной, неотвратимый и беспощадный.  Дремавший до сих пор ветер, встрепенулся, будто почуяв перемены, и в одночасье стал союзником огня,  раздувая и подгоняя его шальной беспредел. Горе и смерть тому, кто оказался на их пути!
Спасения из ловушки, которую подстроили озверевшие союзники, нет.  Огонь идет  такой высокой стеной, что, кажется, пылают небеса.Его красное шумное зарево и пугает и завораживает.  Бросай все и беги куда глаза глядят,иначе сгинешь.
  Заросшая эвкалиптовыми лесами Австралия  страдает от непредсказуемых пожаров как никакой другой континент, и  совсем не факт, что виной  природные явления.  Убогие  "хомо" прикладывают свою жестокую руку тоже. В этот раз  на пути огня оказался ряд викторианских поселков в глубине леса, включая Мерисвил.  Неслыханный пожар охватил почти 200 гектаров, выжигая все на своем пути: деревья, строения, животных.  К несчастью, в его западне оказались и люди.
  Катастрофа,  накрывшая Викторию в 2009ом, унесла больше двусот жизней, в том числе детей.  Отрезанные огнем со всех сторон, люди гибли семьями. От поселков остались  одни обугленные пеньки да выгнутые огнем железные балки. Дотла выгорели леса, погибла редкая  фауна.
  Не пощадил  пожар и мерисвильскую сказку. Бруновский сад сгорел вместе с его домом. Дотла.
Вместе с домом сгорели ценные вещи: старинное фортепиано,редкая библиотека, большая  картинная галерея. Сад превратился в выжженное поле с павшими на нем  глиняными героями.
  Но самым страшным потрясением была гибель друзей Бруно.   Они попали в огненную ловушку, из которой не было спасения. Бруно с семьей повезло. Они успели спастись, бросив все и уехав в чем есть.
  С тех пор прошло десять лет, но  художник  до сих пор не может спокойно говорить об этом. Его
можно понять. Ладно бы проходимцем или злодеем был каким,на кого обрушилось возмездие Вселенной(кармы). Но почему эта несправедливость обрушилась на сказочника, кто  творил  добро,  дарил  радость,жил по совести и в любви? Даже самый продвинутый философ вряд ли ответит на этот вопрос. Спроси святого отца,так  он смиренно скажет, что жизнь человеку дается в испытаниях.  А зачем эти испытания? Чтоб закалялась сталь?
Если ответа не найти,  легко потерять веру  в добро нашего мира. Как ни жестоко это признать, но в
трагической судьбе бруновского сада есть определенный  урок. Попробуем понять, какой. Согласитесь, не каждый сможет вернуться на жуткое пепелище и  начать сначала.  Кто-то начнет искать виновных кто-то с горя свихнется, кто-то уйдет в депрессию или запой. Не каждый найдет силы вернуться,вычеркнуть  трагедию и  вернуть прежнюю радость. Не каждый способен  забыть о потерях и вновь наслаждаться  жизнью и творчеством. Бруно сумел. Конечно, не без помощи своей
прекрасной  музы. В этот тяжкий час  она как всегда была  рядом. Бруно не только снова отстроил  свой большой  дом, но и восстановил  сказочный сад и даже преумножил его.  Ему помогали всем миром: знакомые незнакомые люди,  односельчане и жители других городов и даже стран. Одним словом, все те, кто однажды побывал в  его доброй сказке. И сказка ожила снова. Теперь там более ста двадцати терракотовых  героев, в которых Бруно снова вдохнул   любовь.  Теперь они  как  и  прежде  живут своей сказочной жизнью  в разных уголках сада. А их сказочник  в это время как ни в чем ни бывало  сидит на крыльце и  делает  наброски новых героев.  Чтобы поделиться с миром своей великой победой  и порадовать новой сказкой.   
  Так что же за урок дала трагедия?  Урок силы духа? Урок единства перед лицом зла? Урок бескорыстной взаимопомощи? Урок любви, наконец? Как еще показать людям, что все эти качества
обязательно перевесят пренебрежение законами, установленными Вселенной? Конечно,  делать это на примере  чьей-то растоптанной мечты, тем более гибели людей очень жестоко. Но иногда Земля,
отчаявшись и спасая себя и нас, заблудших в разных распрях, вынуждена прибегнуть к подобным экстримам. Иначе нам всем конец.
  К сожалению, катастрофа Виктории в 2009ом так ничему и не научила людей. Неспособные попались ученики. В канун нового 2020го полыхнуло одновременно в трех штатах Австралии. Такой
национальной катастрофы, что привела к невосполнимым потерям, страна не знала за всю свою
историю.Двадцать восемь человеческих жизней, миллиард загубленных животных,часть которых навсегда исчезла с лица Земли,около трех тысяч сгоревших домов,хозяйств,школ, разрушенные семьи,бизнесы,  на десятилетия изуродованная природа- все это результат жестокой погони за долларом в ущерб морали,убывающей веры в справедливость,все еще живучего расизма,
разжигания зависти и злобы к себеподобным.
  Остальной мир не лучше.От ежедневных сводок новостей можно тихо сойти с ума. Войны и  убийства людей продолжаются, гибель природы тоже.Богатые гнобят бедных. Побеждают низкие и алчные. Бескорыстные и справедливые живут в нищете и умирают в забвении. Соседи собачатся из-за пустяков.Родственники из-за наследства.  Список бесконечный...А добрых сказочников рождается все меньше.
  Остается одна надежда. На поколение,которое  пока гуляет в памперсах. Может быть, именно  ему удастся исправить многовековые ошибки недалеких предков.
  Отсылая проблему на откуп неравнодушным и просвещенным,  возвращаемся к исходной точке
маршрута в штате Виктория – городку Водонга (Wodong).Помните, пограничный с Олбури (Albury) форпост, что разделяет  река Мари (Murrey River)?