Обиженный бог

Станислав Бук
Из-под чепца на голове Варвары выбиваются волосы не просто седые, а выбеленные как девственный снег по первопутку. Но не важно, сколько ей лет. Сейчас она сидит на краю кровати, опустив ноги в таз с горячей водой. Её муж, такой же старый, с едва ли не до пояса бородой, белой как у классического Деда Мороза, опускает в тазик пучки травы, следуя указаниям самой Варвары с какой полки какую травку брать. Третьим в избе – приехавший на зимние каникулы правнук десятилетний Ваня. Он устроился на лежанке в соседней комнатушке, и, отложив смартфон, засыпает, размышляя о том, что вот он выполнил поручение родителей, проведал дряхлых предков и завтра надо изобрести правдоподобный и не обидный предлог, чтобы слинять отсюда в город. Скукотища. Да ещё этот дождь. Был бы снег, можно бы хоть на санках покататься.
Дед отодвигает полог, из-под кустистых бровей, не таких белых, как борода, а подёрнутых серой нитью, какой сапожники тачают прочную обувку, бросает взгляд на правнука и поворачивается к Варваре:
- Кажется, уснул.
А Ваня, прикрыв глаза, внимает речам за пологом. Из подслушанного разговора можно извлечь полезную информацию, которая поможет ему завтра удачно соврать.
- Скучно ему – отвечает Варвара, – да и всем скучно.
- Что я виноват уже слышал – усмехается старик и добавляет жёстко – петь-плясать некому, все в город сбежали!
- А то кто ж, – возражает ему старая, – хоть бы небольшой морозец. Раньше такие закручивал, что сосны скрипели. Колян, ну хоть снежку!
- Вот и ты баешь К-о-о-л-я-н – имитирует речь собеседницы дед, – а поклонись, да поведай кто кого сегодня одарил хоть кутьёй, хоть конфетой, да назови меня полным именем Коляда!
- А то как же! Вы, боги, без подношений никак не можете.
- Могу, да не хочу! Разве я себе требую подарка? Пусть радуют друг друга, так те гостинцы и мне будут милы.
- Подлей кипяточка – просит Варвара и продолжает – тебе не кажется, что получается замкнутый круг: нет мороза и снега, так и молодёжь на улицу не идёт; а нет веселящихся парней и девчат, так ты и морозить не хочешь.
Старик приносит ушат и только Варвара вынула и смешно развела в стороны ноги, подливает в тазик горячей воды, при том продолжая разговор:
- Никакой не круг. В позапрошлый, да и в прошлый годы я ли не постарался. Нате вам и снежок, и крещенский морозец, хотя при глобальном потеплении сама знаешь, каких трудов… а они… в душу... Оглушали лес моторами, а одарить друг друга чем-нибудь вкусненьким ни-ни.
Подступавший сон слетает с Ванюши как не было. Вот так-так. Мой прадед может такое? Он что – экстрасенс? А если попросить?
Правнук суёт ноги в стёганные чуни и повисает на шее старика:
- Дедуля, я так люблю тебя, сделай так, как бабушка велит! Я прямо сейчас всех обзвоню! Завтра здесь будет половина моего класса!
- Ишь ты, уши развесил – бурчит дед, чувствуя, как к сердцу подступает горячая волна. – Не поверят.
- Дедушка, если ребята увидят утром за окном снег, сразу вспомнят мой звонок и поверят! Ведь прогноз погоды обещает дождь!
Варвара поднимается, хоть ноги её ещё в тазу и, поклонившись, говорит нараспев:
- О, Светлоликий Боярин Коляда, любый народу своему, уважь глас его, звучащий в устах твоего правнука! Не оставь свой слух без внимания и внемли словам жены твоей, верной и безупречной, идущей с тобой сквозь ночь рука об руку!
- Ладно – соглашается наконец старый Коляда. – Только вот беда… гусли долго искать, а без них никак.
- Чего их искать? На чердаке…
- Поди, отсырели.
- На борове* лежат.
- Всё, всё, уговорили! – сдаётся старик и начинает пристраивать лестницу к дверце на чердак.
- Я сам! – восторженно кричит Ваня.
- Да чтобы плясали, пели песни и одаривали друг друга! И учтите, я поверил в последний раз.
Последней фразой хитрец всё-таки сохраняет путь к отступлению.
Пока Коляда, закрыв глаза, перебирает струны и бормочет что-то вполголоса, дождь перестаёт стучать по крыше, потом на стёклах окна проявляются морозные узоры и, наконец, большими хлопьями валит снег.
Ваня всё тычет и тычет пальчиком в смартфон. Звонким, почти девчоночьим голоском он уговаривает одноклассников:
- Посмотри в окно, какая красота! Это всё мой прадед! Он знаменитый экстрасенс на пенсии!
Варвара растирает ноги рушником, вязанным из барсучьей шерсти, бормоча про себя:
- Как же без крещенских морозов… сам, небось, рад.

______________________
*) Боров - размещённое на чердаке утолщение дымохода от русской печи. В этой "бочке" воздушная пробка не позволяет теплу выветриться из избы.