Старик и Верлиока

Жанна Дарк
      Давным-давно, в  некотором царстве, в тридесятом государстве жили – были старик  со старухой.  Жили они не богато,  да и не бедно. Старик ловил неводом  рыбу и охотился в лесу на всякую живность. А старуха ходила в лес за грибами и ягодами.  Детей у них не было, поэтому и жили они одни в своей старой избушке. Дед был седой, нос картошкой, щеки пухлые, а глаза зелёные-зелёные. Старуха была вся в морщинах, но волосы у неё ещё были очень хороши. Она даже была чем-то похожа на деда.
               
         Не удалась как-то охота у деда, и решил он послать её в лес за грибами и ягодами:               
      -Слышь, старуха, сходи-ка за грибами. Нынче ничего не принёс я из лесу, не повезло мне.

       -Схожу, схожу, - ответила старуха. – А может, вместе пойдём? Что-то мне сегодня несподручно. Сон какой-то плохой ноноча мне приснился.
        -Не могу я сегодня, радикулит проклятый замучил. Сходи уж одна. А я пока на печи полежу, старые косточки погрею. В нашем лесу все лешие свои, нас с тобой не трогают. Нечего тебе бояться.

       -Ну ладно, делать нечего, не помирать же с голоду.  Собралась старуха по грибы да ягоды, взяла корзинку, помолилась на дорожку и пошла. Залез дед на печку и стал ждать старуху. Ждал он, ждал старуху, но так и не дождался. Сначала задремал, а потом и вовсе заснул.  А старуха тем временем собирала грибы и не заметила, как стемнело.

       Поняла она, что заблудилась, но было уже поздно. Луна вышла из-за туч и стало немного светлее. Пойдёт старуха в одну сторону, идёт-идёт, а дорога вдруг пропадает. Она в другую сторону – и там такая же история. Нет дороги – хоть плачь. А лес становится всё дремучее и дремучее, всё страшнее и страшнее. Села старуха на корень под деревом и решила поразмыслить:

     -Что же  случилось? Что произошло? Почему она заблудилась? Ведь казалось, сто раз она ходила в этот лес, и всё было хорошо.
        -Понятно! Понятно! – вскрикнула  она.
 
     Вспомнила старуха, что по славянским поверьям она попала в леса утери, из которых ещё никто не выбирался. Что в этих лесах живёт уж очень злобное существо Верлиока. Вот, когда она всё это поняла,  слёзы потекли у неё из глаз ручьями.

-Эх, старик, старик, зачем ты мне не поверил,  зачем отправил на смерть неминучую, на смерть горючую? Ведь говорила я тебе про плохой сон? А ты – наши лешие хорошие, они добрые и пригожие, не тронут тебя. Знал бы ты, куда я попала-а—а-а, - зарыдала она снова.

       И вдруг она услышала страшный треск. Кто-то шёл огромными шагами, и валежник трещал нещадно. А огромными руками раздвигал густые ветки. Увидела старуха злобное, уродливое существо с одним глазом, которое убивало своих жертв тяжёлым костылём. Это и был Верлика, таким его описывали люди. Застыла старуха в страхе, а Верлиока зарычал:

      -А, вот ты где, старуха, тебя-то мне и надо! Костлявая ты, однако, да выбирать-то мне не приходится сегодня, жрать так хочется, что мочи нету.
      Схватил он старуху и потащил в свою нору. Но бабка не захотела умирать и стала яростно отбиваться, обругивая Верлиоку разными словами. Наконец, Верлиока не выдержал и сказал старухе:

          -Замолчи, бабка, замолчи. Уж сколько лет живу, сколько душегубствую, но таких ругательств не слыхал.- Ей Богу.
       -Ах ты, нечисть поганая, как смеешь Бога нашего поминать? – накинулась старуха на чудище пуще прежнего.
      -Да погоди, уймись ты.  Если замолчишь, дам тебе пожить ещё денёк, но не больше.
               
      Лёг он на лежанку и захрапел. Успокоилась и старуха, всё равно бежать некуда. Ладно, утро вечера мудренее. А в это время дед проснулся, видит глубокая ночь на дворе, а старухи-то дома и нет. Понял он, что со старухой беда приключилась:

       -Ах я, старый дуралей! Ведь говорила старуха, что сон ей плохой приснился. Надо было ей поверить, а я…Эх, да словами горю не поможешь. Надо старуху из беды выручать. Но пока глухая ночь на дворе, надо бы собраться хорошенько.
 
      Приготовил старик лук со стрелами, топор, верёвку длинную да ещё и выдолбленный внутри камыш не забыл. Вспомнил он, когда был молодым, такой камыш не раз его спасал от врагов, когда в речке приходилось долго отсиживаться. Если  враги превосходили силой, тогда славяне применяли хитрость – хватали этот специальный камыш и ложились на дно реки.  А сами дышали воздухом через этот выдолбленный камыш как через трубочку.  Враги не знали про эту хитрость славян и уходили ни с чем.
-
       Возьму на всякий случай две штуки – много – это не мало, - решил старик. – Наверное, старуха попала в леса утери. Спрошу об этом у Бабы-Яги.  Уж эта-то костлявая всё знает. 

     Потом старик подумал, подумал и решил надеть вышитую старухой рубаху.  А подпоясался красным поясом. Он знал, что красный пояс – это славянский оберег, который спасёт его от всякого колдовства и что подпоясанного человека и сам бес боится. Вот еле дождался старик рассвета и двинулся в путь, в путь неблизкий и небезопасный. Да что там про него говорить?

-Как-то там моя сердешная, каково ей там горемычной? Сам я виноват, сам старуху и спасу. Долго ль, коротко ль шёл старик, только видит, что сосны да ели всё более разлапистые да когтистые, будто уже и сами хотят старика ухватить. Понял старик, что к царству Бабы-Яги приближается. Не ошибся: видит открытая полянка, избушка стоит на курьих ножках, да и дымок из трубы валит.
            
     - Ах ты, старая карга, закусываешь, наверное. Ну да ладно, чёрт с тобой, лишь бы помогла. А старуха тоже учуяла старика да и вышла на   крыльцо:               
  -Ой,  кто это ко мне? Сам обед в гости пришёл! Печь-то как раз топится. Добрый молодец или как? Ой, не вижу – не вижу, подойди-ка ты поближе! Чую русским духом пахнет, мой нос меня ещё никогда не подводил!

     И хотела Баба-Яга уже ухватить старика, чтобы затащить его в своё логово, да наткнулась на красный пояс. Одернула она руку как от ожога. А старик ей:
     -Цыц, старуха! Не торопись меня есть, не хочу, чтоб ты подавилась. Помоги-ка лучше, отплачу с лихвой.
               
     -Ну да ладно, ладно, пошутила я. Не хочу я тебя есть,  погожу маненько. -
  -Выкладывай, пока у меня настроение хорошее, - ответила Яга.
    -У меня моя старуха пропала, ты ведь знаешь где она? – спросил старик.
    -Знать-то знаю, ещё бы мне не знать. Но просто так и не скажу, а только за услугу.
 

     -Говори быстрее, а то пока мы с тобой здесь толкуем, старуха  моя пропадёт совсем.               
    -А ты, касатик,  не командуй тут, а то уйдёшь ни с чем и старуху свою не спасёшь.               
    -Ладно, молчу, молчу, говори, что надо, - покорно ответил старик.               
     -А надо мне вернуть брильянтовое ожерелье, которое украл у меня Кащей Бессмертный. Вернёшь мне его, скажу, где старуха, да, может, ещё подмогу.

     -Согласен, говори, где Кащей-воришка живёт. А про себя добавил: «Видно, все бабы дуры, и  Баба-Яга тоже. Сама старая-престарая, волосы седые, нос крючком, а всё о брильянтах думает. Ну перед кем ей прихорашиваться? Разве что перед  Лешим? Тьфу!»

-Вот тебе волшебный клубок, он тебя и приведёт к Кащею. А уж как ты его перехитришь – это твоё дело.  
       Только успел старик взять клубок, а он прыг и покатился. Старик – за ним. Клубок катится и катится, старик бежит и бежит, бежит из последних сил, не отстаёт. Куда там отстать, старуху надо спасать!

    Вот клубок остановился, еле отдышался старик, думал, вот-вот сердце выпрыгнет из груди. Успокоился, стал думать, как же ему ожерелье забрать у Кащея. Не дурак же Кащей, не отдаст просто так, что украл. И вдруг видит старик, чёрный кот идёт прямо на него и говорит:
 
       -Не волнуйся, старичок, сейчас мы потешемся над Кащеюшкой, не будет он больше женщин обижать.
       Старик даже не успел удивиться, откуда тут чёрный кот появился да ещё и говорящий. Но потом смекнул, что Бабке-Яге уж так хотелось вернуть свои брильянты, что она послала своего кота на помощь старику.     
      -Жди тут, схоронись пока за елью, а как только я выманю Кащея из дому, ты не зевай, ожерелье хватай  да дёру давай. А уж я тебя потом догоню.
      Спрятался старик за елью, стоит ждёт, что будет. Минуты не прошло, как вылетает чёрный кот из дома, а за ним Кащей бежит:

    -Ах ты, кот драный, тебя эта ведьма послала? Подожди, останутся от тебя рожки да ножки.   -Живым тебя поджарю, - рычал от злости Кащей. Старик, недолго думая, заскочил в дом, схватил ожерелье, бросил клубок и наутёк. Через некоторое время кот его догнал.

       Как это ты его обманул? Как тебе это удалось?  - спросил старик.
      -А уж это не твоя печаль, - ответил кот. – Это тебе не понять, не стремись понять то, что не дано тебе.
      -А и правда, - подумал старик. – Лишь бы Баба-Яга скорее сказала, где старуха.
               
       Прибежали они к Бабе-Яге, дед скорее ожерелье отдаёт:
    -Ну давай, бабуся, не томи, говори где моя старуха. Я своё обещанье исполнил. Схватила Баба-Яга ожерелье, глаза загорелись от радости на минуту. А потом:
     -Ой ли, исполнил? Если бы не мой кот,  вряд ли бы ты исполнил. Вот тебе ещё задание:«Пойди туда не знаю куда и принеси мне  молодильных яблочек. Очень хочется мне молоденькой стать.
               
     И хихикнула противненько старушенция: -Хи-хи-хи!
     -Ах ты мерзкая старуха! Пока я буду твои дурацкие желания исполнять, моя вообще пропадёт! -  вскипел мужик.
     -Тихо, тихо, мужичок! Ничего-то с твоей бабкой не будет, спит она спокойно в берлоге Верлиоки, как и он сам. А не исполнишь моё желание – пеняй на себя! Не видать тебе старухи своей, как собственных ушей! Тебе понятно? – заверещала старуха. – Понятно?
               
       -Понятно, понятно, - ответил старик. – Ты хотя бы скажи, в какую сторону идти. А ты что, сама на своей ступке слетать не можешь что ли?  Раз-два, туда и обратно!
               
       -Я-то могу слетать, но сад с молодильными яблочками  Дракон о трёх головах охраняет. Как я смогу с ним управиться?               
     - Что ты, бабка, совсем белены объелась? А я-то как с ним управлюсь? – совсем обалдел от бабкиной просьбы  дед. Нашла молодого!

     -Не волнуйси, ты только не волнуйси! Я в своей волшебной книге прочитала, что ты, только ты сможешь мне молодильных яблочков нарвать.  - Давай, ступай, ступай, не трать время попусту. А я уж чем смогу – тем и помогу. Вот тебе мой друг, с тобой полетит.

       И старуха пронзительно свистнула.  Тотчас же зашумели крылья, и к старику слетел огромный филин с такими же огромными жёлтыми глазами. Он хотел устроиться прямо на голове деда. Но Баба-Яга сказала: -Ну, ты уж не наглей, Желтопёр, дедова голова ещё пригодится.

     Понял дед, что бесполезно спорить с Бабой-Ягой, и отправился он снова в путь.  Он по земле идёт, филин, огромный, по воздуху летит. Долго ли, коротко, добрались они до сада с молодильными яблочками. Только ещё раньше почуял старик, что что-то жарковато стало. Ещё бы,  видит пред собой огромный забор, а оттуда три башки огромных свисают, огнём дышат, глазами в разные стороны вращают.

       -Эхе –хе, - почесал старик затылок,-  права была старая ведьма. – Тут ещё труднее будет, чем у Кащея с ожерельем.
   Сел он на землю, пригорюнился, не знает, с чего начать. А филин башкой о землю ударился, превратился в русского богатыря в блестящих доспехах, да и конь у него под стать богатырю. Одни крылья чего стоят! Старик даже рот от удивления открыл.

       А богатырь времени не стал терять и давай с чудищем трёхглавым сражаться. Раз – и полетела одна башка на землю! Но дракон тоже не хотел сдаваться, пыхнул огнём на богатыря. Но не испугался добрый молодец – срубил ещё одну башку. Дальше дело вообще веселее пошло – хотел дракон с одной головой и вовсе убежать! Да куда ему! Догнал его русский богатырь, и покатилась последняя поганая драконья голова по земле. Смотрит старик, а уже нет ни дракона, ни богатыря, только филин сидит, рядом, жёлтыми глазами сверкает.

      -Ну что, дед, сидишь, время теряешь? – говорит филин.- Али тебе твоя старуха не дорога?
        Спохватился старик, побежал в сад, набрал яблочков  молодильных, и двинулись они в обратный путь.  Дорога назад вообще короткой оказалась. Не успел старик и глазом моргнуть – глядь, а они уже возле избушки Бабы-Яги. Яга сидит на пороге, уже руки протягивает, потирает их,  а сама трясётся от радости.

      -Давай, давай скорее, молодкой хочу стать, - прошамкала она старческим голосом и юркнула в свою избу  с таким шумом, что аж избушка накренилась.
  -Постой, постой, старая, а как же обещание? – крикнул старик.
  -Ась? Какое обещание? Я никаких обещаниев тебе не давала, - прикинулась дурочкой старуха.

       -Как это не давала? – совсем разгневался старик. – Вот как отберу твои яблочки молодильные, сразу всё вспомнишь, хрычовка старая!
    -Ах да, тебе надо узнать, где твоя старуха? Ну ладно, милок, выполни-ка ещё одно задание! Вот выполнишь и узнаешь, где старуха твоя.
       -Совсем ополоумела, старая, ума от радости лишилась. Сколько я тут буду прихоти твои исполнять?!

      -Да ладно, не серчай уж сильно, три задания ты должен выполнить, тогда и удача к тебе передом повернётся, вот как моя избушка. Ты что, русских сказок не читаешь?  Не знаешь про магическое число «три»? «Жил-был царь и было у него три сына, Змей Горыныч с тремя головами, это…это…запамятовала я чтой-то…

        -Ладно, согласен, согласен. Говори быстрее, что надо сделать? Понял старик, что иначе нельзя, не отвязаться ему от Бабы-Яги и согласился.
       -Ну вот, так-то лучше. А так как выполнил ты мои два задания хорошо, потешил мою душеньку, то и я пойду на уступку тебе, - сказала Баба-Яга.  - Далеко тебе не надо будет идти. Видишь мою избушку?

      -Вижу, конечно, - удивился старик.
     -Что-то  плохо ты видишь. А видишь, что избушка-то моя слегка прохудилась?  Дыры насквозь, в помещении ветер гуляет, одна нога вообще в землю вросла, и поэтому покосилась вся изба.   Вот починишь хорошо, а я ещё тебя и награжу.

       Принимайся за работу, а я кое-куда слетаю.
Обрадовался старик, что на сей раз такое лёгкое задание – и ну за дело.  Не привыкать ему к тяжёлой крестьянской работе. Дыры заделал, крышу залатал, ногу куриную вытащил, прямо поставил, даже ногти топором обрубил, чтоб стояли ровно. Посмотрел на свою работу - любо-дорого посмотреть, хоть новоселье справляй! А тут и Яга подлетела. Посмотрела на работу старика, проверила, понравилось ей всё.

       -Ладно, м`олодец! Вот тебе клубок, он приведет тебя в леса утери – там твоя старуха. А вот тебе и подарочек - золотой медальон. Что с ним делать и как им пользоваться - сказать не могу, сам догадаешься. Только напоследок скажу, что тебя и твою старуху спасёт доброта. Д-о -б-р-о-т-а! Помни об этом! Ступай!

        Удивился старик этим последним словам Бабы-Яги о доброте. «О какой доброте Ягушка говорила? При чём здесь доброта? – размышлял старик.  Но надо было торопиться. Кинул он клубок, и тот резво покатился по лесной дороге.
               
       Еле-еле поспевал за ним старик.  Понемногу, незаметно, лес становился всё гуще и неприветливее. Понимал старик, что приближается он к лесам утери. И вот клубок остановился, дальше не было утоптанной дороги. Старику пришлось пробираться через бурелом, через поваленные деревья. Грустные думы одолевали его: «Жива ли его старуха? Дождалась ли? Ведь он так долго выполнял глупые прихоти Бабы –Яги».

     -Ладно, будь что будет. Постараюсь   освободить свою старуху. А нет – так умрём вместе, - сказал старик и оказался прямо перед логовом Верлиоки.        
     Он хотел заглянуть внутрь жилища чудища, но услышал какой-то непонятный звук. Постоял, постоял, прислушался хорошенько и понял – это был не просто звук, это был храп огромного существа. Может, это и к лучшему, может, удастся им со  старухой сбежать, пока полузверь – получеловек спит? Он сделал ещё несколько шагов, глаза потихоньку привыкли к темноте.

      -Есть тут кто живой? Старуха моя, ты здесь? – спросил старик вполголоса, чтобы не разбудить великана.
   - Есть! Я живая, живая! – Старик, это ты? Ты пришёл за мной? – спросила старуха.               
  -Да я же, я! Выходи поскорее, да только не разбуди лихо одноглазое. Вот вышла старуха, обнялись они на радостях и побежали по дороге.  Опасался старик, что проснётся Верлиока  и бросится за ними в погоню по следу. Что стоит ему с такими ножищами догнать их? Да ещё старуха трясётся от страха.

      Но чему быть, тому не миновать. Действительно проснулся Верлиока и хотел пообедать, но когда увидел, что от его «обеда» и след простыл, страшно он заревел и бросился в погоню.  Земля загудела под его ногами, лес валился, как подкошенный, на его пути. Услыхали и старик со старухой шум и поняли, что Верлиока гонится за ними. Задрожала старуха, как осиновый лист, собралась со стариком  прощаться.

         Да не испугался старик, вспомнил он, что был отважным воином, что всегда нещадно бил врагов. Вспомнил он и то, как славяне в минуту опасности укрывались на дне реки  с помощью выдолбленных внутри камышей. Ещё когда старик шёл к Верлиоке, заметил он озеро и подумал, что может быть, пригодится оно для спасения. Так и есть!
               
     -Вот что, моя родная, хватай эти камыши, беги к озеру – оно совсем рядом,  один спрячь в кустах на берегу, а с другим прыгай в воду и ложись на дно. Камыш поставь вертикально, чтобы было чем дышать. И ничем не выдавай своего присутствия. А уж я как-нибудь справлюсь, не волнуйся за меня. - Беги!
          Не успела бабка скрыться за поворотом дороги, как появился запыхавшийся Верлиока.
               
    -А-а-а!!! - дико закричал он.  – Вот кто украл мой обед! Ну держись, старик, сейчас ты пожалеешь, что на свет родился! 
        И он бросился на старика. Но старик изловчился, схватил золотой медальон, который дала ему Баба-Яга и навёл луч от медальона прямо в глаз Верлиоке.

        Сверкнул ярко медальон, а Верлиока схватился за глаз, изрыгая страшные ругательства. Из глаза даже дымок пошёл. Упало чудовище на землю и стало кататься и извиваться от боли:               
       -Ой! Ой-ёй-ёй! Мой глаз, мой бедный глаз! Проклятый старик! Что ты наделал? Как я буду теперь жить, как буду охотиться?! А-а-а-!

        А старик смотрел на Верлиоку, видел, как он мучается, и  стало ему жаль чудовище. Он и сам не ожидал такого действия от медальона. Казалось бы, всё хорошо закончилось, Верлиока повержен и наказан, старуха спасена, но почему так неспокойно на сердце? И вдруг вспомнил старик слова Бабы-Яги:

          -Вот тебе волшебный медальон, он тебе поможет. Но не забывай, что спасёт тебя доброта! Доброта! Понял старик, что должен спасти Верлиоку. Но как? Что он должен сделать?  Взял он в руки медальон, а тот сам закрутился, будто бы подсказал, что правильно старик делает. И  направился луч опять в глаз Верлиоке. И Верлиока прозрел. Сел он на землю, пощупал свой глаз. Глаз на месте и даже видит.

        -Старик? Ты что, спас меня? Я снова вижу? – спросил он.
       -Да, видно, спас. Только опасаюсь, что ты опять разбойничать будешь.  Да или нет?               
     -Нет, нет, нет! Никого и пальцем больше не трону! Только не лишай меня зрения, старик! Мало того – теперь слабого буду защищать. Поверь мне, поверь, - молил старика Верлиока.

        -Ладно, верю. Живая душа верой живет! Пойдём вызволять мою старуху.
      И пошли они к берегу озера. Смотрит Верлиока и ничего не видит.
       -Где твоя старуха-то? Может, помочь чем?
     -Да нет, не беспокойся, сейчас её увидишь. Присмотрелся к камышам старик и увидел среди их гущи один подрезанный. Вот она где.
 
     -Старуха, вылезай, - крикнул он не очень громко, чтобы не испугать её.          И вот на поверхности озера появилась сначала голова, а потом и вся старуха.
        -Надо же, - удивился Верлиока, - сколько  живу на свете, а такого чуда не видал.
               
       -Конечно, ты не видал. Откуда тебе? Это наша старославянская хитрость  в боях с врагами. Они тоже ничего об этом не ведали. Эти камыши многих славян тогда спасли… Эх, молодость моя, молодость… Сейчас бы коня доброго да в чистое поле… А старуха не сразу увидела Верлиоку, а когда увидела, чуть не нырнула от страха снова в воду. Но старик её успокоил:

         -Не бойся, старуха, не бойся! Это уже совсем другой Верлиока. Он добрый. Никого он больше не обидит: ни людей, ни зверей – никого.
         -Ну что, Верлиока, давай прощаться. Смотри, держи своё слово! Никого не обижай! А мы домой пойдём.

     -Сдержу, старик, я слово своё, сдержу! Хорошо ты меня научил!

Долго ли, коротко ли, а оказались старик со  старухой  у себя дома – живые и невредимые. Все соседи уже и не ожидали их живыми увидеть. На радостях закатил старик пир на весь мир.

        И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало...