Сказка о поиске суженного сказка-преображение

Любовь Сластникова
               

   Жила была девушка. Собой мила и пригожа, стройна, умна, да только взгляд на мир у нее был странный. Вроде и жила среди людей, а принимала все происходящее, как будто с другой планеты прилетела. Обо всем, что происходило вокруг, она всегда говорила- не так!

Не так стадо возвращается с поля!
Не так ручей журчит!
Не так зацвела вишня!
Не так спечен хлеб!

   Вот и прозвали ее НЕТАК, а настоящее имя совсем стерлось из памяти.
Самой большой мечтой этой девушки было встретить любимого, выйти замуж и жить с ним в ладу да согласии, хоть и считала она, что все это делают не так. Может быть, именно поэтому женихи ее сторонились, а тех, которые все же решались подойти, она сама отваживала. Так шли годы, а она все оставалась одна.
  Однажды, после дня Ивана Купалы, когда прыгала она через костер и пускала по воде венок заветный, приснился ей странный сон. Пришел к ней парень, пригож и статен и сказал:

-Я жених твой, да только заколдовала меня злая колдунья и не могу я с места сдвинуться, чтобы пойти навстречу. Коли люб я тебе, найди меня в зеленой дубраве, меж дубов кряжистых, да сними колдовство. Буду я тебе верным мужем.

   Проснулась Нетак. Лицо парня милого стоит перед глазами и словно манит к себе. Не стала она долго думать, а быстро в дорогу собралась. Сложила в котомку вещи немудреные, да нужные: гребень резной, полотенце вышитое, да клубок ниток красных. Немного подумала и добавила пояс красный и рубаху шелковую алую, что в бабушкином сундуке нашла. С тем и в путь пустилась.

   Да только как узнать, где та дубрава находится, где суженный ее заточен? Шла она день, вечер наступал. Устала девушка, да присела в светлом березняке отдохнуть, да подумать, в какую сторону путь держать. Тропинка, по которой она уверенно шла целый день, начала петлять, становиться уже и вот уже совсем исчезла у самых березок. Солнышко еще пригревало, задремала наша путница. Во сне все суженного видит. Тянет он к ней руки-ветви, нежно гладит по щеке листьями мягкими, и так сладок этот сон.
   Внезапно налетел порыв ветра и сломал большой сук березы, под которой она сидела. Опешила девушка, вскочила на ноги. Сердце готово из груди выпрыгнуть. Огляделась – тихо вокруг, ни ветерка.
   А под ногами гнездо с птенцами малыми. Вьется над гнездом птаха малая, а сделать ничего не может. Подлетела она к девушке и просит по- человечески:

- Милая девушка, спаси деток моих, подними гнездо наше на сук высокий. Тот, что прежде домом служил, повредил лось могучий, а ветер и совсем сломил. Жить нам теперь негде. Перенеси наше гнездышко на другую березоньку высокую, чтобы не попали мои детушки в пасть лисице или еще кому.
- Вот еще - отвечает Нетак, - некогда мне возиться, сами виноваты, что гнездо не так сделали. А меня суженный мой ждет - да и пошла прочь.

 Догоняет ее птаха малая и говорит

- Того, кто чужой беды не разумеет, своя ждет поджидает! - и полетела деток своих укрывать от беды.

   Усовестилась Нетак и вернулась. Нашла березу высокую, да в развилку гнездо вместе с детками укрепила. Снова говорит ей птаха малая:

- За то, что спасла моих деток от беды неминучей, дам я тебе три совета. Обещай исполнить их в точности, тогда не найдет тебя твоя беда.
- Во-первых, приведет тебя дорога к речке. Вроде небольшая она, да коварная. Не переходи ее по камушкам, а поднимись вверх по течению. Там мост крепкий есть, по нему и пройди.
- Во- вторых, встретится тебе старец благообразный и пригласит идти за собой. Не слушай его, а иди своей дорогой.
- В-третьих, будет тебя морок злой водить по дубраве и показывать тебе суженного. Не верь ему. Только тот твой суженный, на которого я укажу. Буду я на ветвях его сидеть и петь песню счастливую, о спасении детушек моих.
- Все ли поняла ты, девица? Коли сумеешь все в точности исполнить, так и беды избежишь и суженного встретишь.

   Выслушала Нетак советы птичьи, да и пошла дальше. Долго ли коротко ли, но выходит она к речке. Неширокая речушка и камешки от одного берега до другого, словно дорожка проложены. За речкой роща дубовая призывно машет ветвями. Поглядела она налево, затем направо- не видно нигде поблизости мосточка. Забыла  совет птахи и пошла по камешкам. Только на самой середине поскользнулась и упала. Подхватила ее речка и понесла вдаль от дубравы. Никак не выбраться ей, уж из сил выбилась, да вдруг вспомнила, как тетушка ее пела:

Полотенце- рушничок
Проложи ты мне мосток
Не к окошку, не к крылечку,
А к любимого сердечку!

  Всегда она считала, что не так тетушка поет, а тут вспомнила и такими милыми эти слова показались. Тут речка на повороте вынесла ее на берег. Недолго думала девушка. Достала полотенце вышитое и пропела тетушкину песенку. Встало полотенце мостиком над речкой и прошла она на другой берег. Выйти то вышла, а куда идти не ведает. Никакой рощи и в помине нет, кругом степь бескрайняя расстилается и солнышко уже садится.
  Пригорюнилась Нетак, опустила головушку, да ночь коротать приготовилась. Слышит вдруг шаги легкие, да ласковый голос окликнул ее:

- Негоже такой красавице одной, да в степи, ночь коротать! Пойдем, со мной, дам тебе и кров, и стол.

   Оглянулась она и видит старца, сединой убеленного, в рубахе белой, да с посохом. Взгляд добрый, речи ласковые. Очень не хотелось девушке одной в степи ночь провести. Поднялась она и пошла за старцем. Старец все быстрее идет, уж еле поспевает за ним Нетак. Степь закончилась, горы стали на пути. Еще быстрее идет спутник и молчит.

- Дедушка, долго ль нам еще идти? Я уже из сил выбилась!

   А старичок молчит и все дальше уходит. Остановилась она. Кричит, просит подождать ее. Только горы эхом отвечают, а впереди уж и нет никого. Тут только вспомнила она предупреждение птахи малой, да уж поздно. Прилегла она на камень холодный и, пока не заснула, все просила милого подождать ее, и слезами горючими умывалась.
   Вот и рассвет наступил. Поняла Нетак, что не знает она, как выбраться из этого места. Да тут про клубок вспомнила, что с собой брала. Достала его, положила на открытую ладонь, да вновь слова тетушки вспомнила:

Ты веди меня клубок
Через запад на восток
Нить судьбы моей сплети
Мне дорогу покажи.

  Опустила клубок на землю и покатился он сам по себе. Побежала за ним Нетак, слова мудрые приговаривая. Вьется ниточка и торопится за ней девушка.
   Долго ли коротко ли, только привел ее клубок к той самой дубраве, которую видела она, речку переходя по камушкам. Обрадовалась путница скорому пути окончанию. Да видно рано.
   Дубрава шелестела кронами. Деревья тянули к ней руки-ветви и каждое дерево манило голосом и ликом любимого. Растерялась Нетак. А кто бы не растерялся? Ходит она по дубраве, стволы дубов поглаживает, а распознать милого не может. Задумалась, а вдруг это не та роща, где жених ее под злыми чарами томится.

   Тут птица малая пролетела низко над ее головой и закружилась, увлекая за собой. Не стала Нетак противиться, и пошла за ней. Зашла уже глубоко в дубраву и видит - дуб посредине поляны стоит.  Да такой стройный, такой кудрявый, листами призывно колышет. Тут и птаха на его ветку присела и запела песнь счастливую.
   Откуда ни возьмись, налетел коршун и птаху схватил. Трепещет малая птаха, бьется в когтях безжалостных. Поняла тут Нетак, что этот коршун и есть колдунья, что милого заколдовала. Рассердилась она, достала ремень красный, да закинула на шею коршуну. Так ловко у нее получилось, словно всю жизнь охотницей была.
   Выпустил тот из когтей страшных птаху малую и стал просить отпустить его. Зашелестел дуб листвой, закачал ветками, словно просил не слушать речей лживых. Птаха малая жалобно чирикает. Только не слышит их девушка, и уже протянула руку, чтобы снять петлю с шеи коршуна, как хлестнула ее по руке ветка дуба.
   Одумалась она. Затянула петлю потуже, привязала коршуна к стволу, а сама гребень достала и принялась листья расчесывать, да песню любимому петь. Забился коршун, старается клюнуть девушку, а дуб стал в парня превращаться. Тают чары колдовские.
   Забился, закричал коршун, ударился о землю, да и превратился в мышку. Юркнула мышка под корни, и была такова. Взяла Нетак пояс красный и опоясала им ствол дуба. Закачался дуб, затрепетал и стал парнем статным, да пригожим. Волосы кудрявые до плеч, руки сильные, стан крепкий, да только корни еще крепко держат. 
    Ходит вокруг суженного Нетак, речи ласковые говорит, гладит кудри шелковые, а жених все стоит дуб дубом. Вспомнила тогда девушка, про рубашку алую из бабушкиного сундука, достала, да и надела на парня. Откуда только сила взялась- вырвал он одну ногу, а потом и другую. Завертелся, закрутился, радуясь освобождению, даже на руках прошелся. Насладившись вновь обретенным человеческим телом, поклонился он спасительнице своей.
   Стоит Нетак ни жива, ни мертва, словно сама вдруг дубом стала. Наяву перед ней парень, что суженым назвался во сне, только тот ласковый был да нежный, а этот уверенный, сильный, да своенравный. Не знает она радоваться или печалиться, что освободила парня.

  Видит молодец, что спасительница не рада, что печален взор ее. Подошел ближе, обнял руками горячими и поцеловал в уста сахарные. Долго стояли обнявшись, долго длился поцелуй, обоими желанный. А когда отстранился молодец, чтобы взглянуть на девицу, обомлел от увиденного.
  Рядом краса ненаглядная: губы алые, глаза счастьем и нежностью сияют, стан тонкий к нему склонила и голову на плечо доверчиво положила. Вспыхнуло его сердце и понял он, что станет опорой для девицы - красавицы, будет ее холить и лелеять, решать все вопросы, что жизнь перед ними поставит, и за любовь ее готов и жизнь отдать.
  Вернулись молодые в деревню, а их уже ждут сельчане. Столы прямо посредине улицы накрыли. Так честным пирком да за свадебку. Стали молодые жить поживать в мире и согласии, и детям и внукам свои наказали, всегда любить и уважать друг друга.
  Славят сельчане молодых и желают им долгой и счастливой совместной жизни. А прозвище Нетак все сразу забыли и зовут ее теперь Любавушкой.