Последний причал-2

Владимир Малых 2
            (документальная повесть)
         ГЛАВА 2.
         Годом раньше, я приехал на работу и, не заходя свой отдел, я направился в техотдел рудника.
        - Две скважины и подвесить на них полтора миллиона тонн руды?- Вежливо спросил начальник проектного отдела Мятин, и с сомнением покачал головой. 
        - Я же Вам предлагал заложить разведочный квершлаг*,  Три скважины и  кроме них три выработки, остановленные в руде и геологическая структура, очень перспективная, возможно будет и больше. Я и предлагал почти год назад, пройти за счет разведки квершлаг*. Горизонт в доработке, а тут такая залежь. Неужели вам это безразлично?
        -Каждый делает свою работу,- возразил Мятин, и очень жаль, что геологи сделали её с опозданием на пять лет.
        -Вы прекрасно знаете, что меня здесь не было пять лет назад. Тогда составляйте проект разведочных выработок. Полгода воевал с шахтой, чтобы пробурить три скважины. У третьей была задача вскрыть висячий бок рудного тела. Теперь проект будете саботировать полгода или год.
_________________________________________      *Горная выработка, пройденная, вкрест простирания пласта.


 Мне недавно главный инженер говорил: «не зарывайся». Я вам принёс дальнейшую разведку скважинами и просил разведочный квершлаг, заложить в проект, он был в карандаше намечен. Вы не сделали, теперь руда подтверждена ещё девятью скважинами. Ориентировочные запасы выросли, и меньше их уже не будет. К черту, я умываю руки. Хотите иметь руду, разведывайте не хотите - пусть пропадает или горит синим пламенем. Да!  Можете похлопотать мне, выговор, а то и несоответствие.
         Я ушел, хлопнув дверью. Через час меня вызвал Громов. Он уже заработал две пенсии: шахтерскую (в 55 лет и общую 60 лет), но работал и пользовался большим авторитетом.
     -Чего вы с техотделом не поделили?
\ -Я дал им карт-бланш на разведку, и даже свои рекомендации.
          -Мятин требует техсовет собрать.
          - Техотдел с механиком, энергетиком и главным бухгалтером обсуждать вопрос, что делать с новой залежью. Как же я не подумал, давайте  больше людей будет знать о том, как мы работаем. Кто открытия делает, а кто и тормозит.
          Громов заиграл желваками.
          - Не зарывайся. Ривас был не чета тебе, но не позволял себе подобных выходок.
         - Извините, нельзя же волокитить всё и вся. «Время деньги», говорят господа капиталисты. Мы почти полгода потеряли на разведку. Многие не верили, что там руда будет. Вы вспомните, что о ней говорил Рыбаков.  Теперь меня обвиняют, что поздновато залежь открыли, ещё полгода потеряли  Уже квершлаг можно было пройти и начинать подготовку залежи. Нет, новые проблемы  находим.   Да и расходы при затягивании процессов непременно возрастают. Или у вас всё еще есть сомнения по наличию руды.
        -А бывало же, что геофизики ошибались. Давайте, закончим разведку. как предлагает техотдел. А потом и подготовку это уже не ваша проблема, рассмотрим на техсовете.
        - Вот я с самого начала предлагал пустить по разведке Квершлаг в центре залежи, чтобы в дальнейшем использовать его и при подготовке руды к отработке. Тогда мы увидим, пощупаем и отберём пробы на химический анализ, при всем недоверии к геофизике они не могут по всем анализам, где руда за 60% железа, вдруг,  окажется породой.
-Раз есть два варианта разведки, твой  и техсовета и рассмотрит оба варианта. узком кругу. Когда будешь готов, к пятнице успеешь,
 У меня вдруг появилась новая мысль, но я её  принял лишь во внимание.
-Я и сегодня не против бы доложить.
        -Тогда  пятницу, после обеда в  пятнадцать часов техсовет.
Я в тот же день навестил главного инженера шахты, Дубенко, изложил ему разногласия с проектным отделом  и предложил выступить на техсовете с совместным проектом. Подчеркнув, ,что с вводом её на шахте не будет проблем с качеством руды. А этот вариант позволит ускорить подготовку.  А не наживем мы с вами Владимир Яковлевич новых врагов.
-Я и этот вопрос продумал, Мятин беспокоится о своём реноме и его амбиции уже начинают наносить вред производству тут игра стоит свеч. Он уже пытался меня ткнуть носом, предъявив обвинение, что геологи очень поздно разведали залежь. Я не знаю, какие его интересы в обвинении меня. Но когда мы выступим вместе, а вы боле меня и Мятина, заинтересованы в интенсификации работ по этому рудному телу. У него надолго отпадет интерес ставить  шлагбаумы от своей персоны. Кроме того мы передадим наше предложение в БРИЗ*, где его зарегистрируют, как совместное решение и шахты и рудоуправления. А это уже дивиденды и моральные и материальные уж я попрошу наших экономистов, выполнить эту работу. Наш совместный проект поддержали главный маркшейдер и начальник производственного отдела, и начальник проходческого участка, которому сосредоточить работы сразу в нескольких забоях, было много выгоднее чем  начинать с одного.
               
 Техсовет был бурным и, спасибо главному маркшейдеру, поддержал вариант мой и работников шахты
    Начать проходку разведочного квершлага, с одновременным бурением скважин на нижнем горизонте.  И проходкой двух восстающих,  рудоспусков из которых, начать уже в следующем году рассечку промежуточного подэтажа для выемки руды. Геологи восприняли мой первый успех по-разному. Старший геолог шахты и даже заявил, что во всем виноват его предшественник, алкоголик и неуч - Исаев, который просто убрал с карты  рудную залежь.
   Многие, в том числе геофизик Усенко и  помощница Влада в прошлом, Надя выражали неподдельное торжество по первому успеху.
    Искренне поздравил  директор рудника.

Сегодня я решил поговорить с Денисовым, а
 уж потом всё остальное.
        -Ба, какой гость, присаживайся Владимир Яковлевич, а я весь внимание.
        -Добрый день Валентин Романович, зашел,
чтобы, исключить все неопределённости в понимании проблемы качества.
        Первое: качество руды формируется и контролируется геологической службой и утверждается главным инженером рудника.
      -Это я уже слышал, хотя, если бы директор по приезду поддержал Вас, думаю, решение могло быть другим. –
      - Вы бы поговорили с Главным маркшейдером, он выполнял обязанности главного инженера, почему не он вёл совет, а Суковатов, замещающий директора шахты, и почему Суковатов пригласил, трёх начальников отделов Кривбассруды?
      Денисов молчал.

    Вскоре на руднике началась перестановка кадров.
   Главный инженер шахты, поддержавший Влада, вдруг, получил назначение на другой рудник, а на его место пришёл при мне, сделавший карьеру горный мастер, через помощника начальника участка, начальника участка. После ухода Влада в рудоуправление, неожиданно для него, был назначен главным инженером шахты. Это на его участке были обнаружили приписки горно-проходческих работ и фиктивную выработку, из которой «рационализаторы», добывали руду списанную в потери. Начальник участка был в отпуске, но Влад думал, что без его участия или даже влияния не обошлось.   
 «Рационализаторы вернули незаконно полученные деньги и штраф-предупреждение.
   После ухода Громова на пенсию. Его место занял Суковатов., до этого начальник шахты Центральной.
   Три отдела рудоуправления поддержали его предложение на  двадцать процентов сократить горнопроходческие работы.
В их числе был и Резвый.  Количество подготовленных и готовых к выемке запасов даже превосходило их нормативы.
Но Суковатов не принял это во внимание и включил двух рабочих геофизика шахты в число назначенных на крепление горных выработок. Рабочие тут же подали заявление об уходе.
Резвый попросил отменить это решение и сохранить кадры геологической службы, ибо при работе на глубоких более 30-и метров скважинах один геофизик справляться не мог.
Когда он начал  и меня упрекать в том, что я не помогаю, ему выполнить сложную задачу, а у него другого выхода нет.  Влад напомнил, что на шахту можно принять рабочих со стороны, а каждый рабочий вправе работать там, где ему нравится.
Если я их верну, возразил он, и остальные подадут заявления. Отработают две недели по КЗОТу, тогда будет и моя подпись пусть уходят. И вспылил.
-У меня нет другого выхода. Обратного решения не будет.
После этого каротажем, посылом штанг занимался сам геофизик, штанги навинчивала коллектор, а показания прибора и записи вела женщина геолог, на каротаж скважин длиннее сорока метров, и под углом более тридцати градусов, спускались бригада и Влад. Когда Суковатов вызвал меня и заявил, что вынесет мне выговор за пропуск  в пятницу дня техники безопасности я в ответ предупредил, что обращусь в партком не поможет, и в суд за нанесение морального ущерба. Он воздержался от решительных мер.
 Влад тоже попробовал еще раз переговорить с Рыбаковым. Напомнив ему, что обещание не конфликтовать, он вновь конфликтует с участковыми геологами. Спросил.  Как будет дальше? Ответ был неожиданным и обескураживающим.
       - Тебе лучше уйти с рудника самому. Это,- он постучал по столу, главного геолога.- мое место,- все руководство шахты настроено против тебя, да и разбираешься ты слабовато для главного геолога.
-Василий, ты такой дурак, что и предположить было трудно. Но  мне отец говорил: «Дураков и в церкви бьют».  Планировать качество руды тыне научился, мои наработки тебя интересуют, разработай свои, но ты предпочитаешь всё делать по наитию. Выработки документируешь с ошибками. Ты работаешь на интереснейшей шахте,
но ничему не научился за 30 лет, кроме как руда кварцит, и для этого тебя учили 50 лет.
         -И что дают твои наработки , ты восстановил против себя и главного инженера рудника и руководство шахты,  твоя песенка спета.
        -Что ж  я сделал ошибку, думая, что ты стал умнее. Обещал же, что дело у нас одно на двоих, чести у тебя уже никогда не будет, а вот подлости может и прибавиться. Я принимаю твоё объявление войны.
        С тех пор бурные события продолжали стремительно развиваться: ушёл на пенсию главный инженер шахты, а его место занял Суковатов.
.
        Сегодня, едва Владимир зашел в кабинет, как услышал, что надрывно звенит звонок. Звонили из отдела техники безопасности.
   -Приветствую вас, Владимир Яковлевич. Здесь у меня коллега по шахте Центральной, может быть, вы зайдете, и мы полюбовно решим вопрос о Шубиной.
        - Уже иду.
         -Владимир Яковлевич, вы можете обосновать, несогласие с приказом о наказании Шубиной. Спросил Фёдоров-Фантомас, уж очень кому-то не понравилась его физиономия.
         -Добрый день. Я уже обосновал. Я положил перед ним служебную записку.
         По мере чтения, его лицо темнело. А закончив, он, не поднимая глаз, буквально, по словам выдавил:- «Я согласен, этот параграф нужно убирать, но на его место вставить другой». Он  принялся писать, я ждал. Окончив писать, он протянул лист заместителю главного по руднику.
         - Мог бы, и рассказать мне о существе дела, Владимир Яковлевич. Ну а теперь просьба: когда мы можем встретиться на шахте.
         - Я же советовал вам посмотреть журнал, по технике безопасности на четвёртом участке, но вы так торопились, что ничего и слушать не хотели. Начальник участка, вероятно, будет не лишним в решении данного вопроса. И с Шубиной бы  вам переговорить.  А вы должны были бы знать, что без надлежащего обоснования я с предложениями и замечаниями любых вопросов не поднимаю.
- Да щелкнули вы нас. Надолго запомнится,- он поднялся, - Я, пожалуй, пойду. Сейчас еще на шахте получу втык.
  Вы всё же разберитесь кому, и за что понадобилось наказать геолога.
  Никитин внимательно посмотрел на меня. 
        - Запамятовал. Правда заметил главному инженеру, а он засмеялся и ответил, что его больше интересует реакция главного геолога. Вы не думаете, что тут идёт большая игра против Вас?
  -И это я тоже знаю, выступлю против этого наказания,  хотя я не любитель конфликтов, что делать ещё больше не люблю несправедливости.               
  -Тогда мой совет вам будьте осторожнее в действиях, наверняка последует продолжение этого события. Наш главный хоть и сопляк но интриговать научился.
-Спасибо, это я  уже понял и непременно учту.

       Владимир отправился в партком. надеясь как–то переправить свою записку для председателя РК народного контроля. Ему повезло, там тоже готовили документы для РК партии.
Едва зашел к себе в кабинет, как позвонил Буланов.
        -Должен огорчить тебя, Яковлевич, главный рудника подписал приказ на поездку в Жартас маркшейдеру и мне. Может, зайдешь к директору. Он должен показать, что он еще директор. Хочешь, я к нему зайду.
        - Стоит ли?  У него сейчас, много других забот.
        - Вот ему и нужно дать шанс, показать, чтобы те, кто его хоронит, не очень обольщались надеждами. Тебе может быть и неудобно за себя просить, а мне в самый раз.
        - Спасибо. А как же техсовет?
        - Протокол составляется по опросу.
        - Нет уж, Я не настолько голоден, чтобы рыться в отбросах, или вымаливать себе корочку.
        Он вспомнил, что пора платить членские взносы в партийную кассу и отправился к секретарю партбюро. Мария Ефимовна экономист по образованию, работала заместителем начальника планового отдела, Она была совсем неискушенным политиком, но добросовестно выполняла поручения парткома. Она приняла взносы.
        -Владимир Яковлевич, завтра с профкомом будем подводить итоги квартала, в том числе и по творческим планам. Я ознакомилась с итогами соревнования, и у вас опять нет конкурентов.
        Влад засмеялся. В этом текущем году ему уже дважды присуждали первое место и премию в размере 20 рублей. Научная публикация в «Геологическом журнале»  Украины с геологами шахты «Вспомогательной». Научно-популярная статья  «Самоцветы региона» в городской газете. Статья в многотиражке.  Внедрение в производство нового магнитометра,  Даже начальники отделов не могли составить ему конкуренции, а уж рядовые управленцы, тем более. При таком положении вещей терялся сам смысл соревнования, напоминающий игру в поддавки в шашках.       
   -Я то здесь причем. Вот стараюсь и своих геологов приобщить к науке. Получили оттиски последней статьи из Киевского геологического журнала. Соавтор старший геолог шахты и геолог участка
    -Прекрасно, но нам нужен работник рудоуправления.
    -Тогда мне нужно все забросить, и научную работу и забыть литературу для производства, и у вас появится другая кандидатура. Но кто он?
    -Владимир Яковлевич, это хорошая шутка, но…
  - Хотите, я назову вам подходящую кандидатуру для такого дела.
          -Владимир Яковлевич, мы будем так признательны.
        -Начальник техотдела! Проектировщики готовят сейчас новый проект, по его идее. Пусть кто-нибудь напишет о нем в многотиражку.
        -А кто может написать?
        -Сам редактор или корреспондент. Только чтобы непременно. проконсультировались, ну хотя бы и у маркшейдера.
        -Еще раз спасибо, Владимир Яковлевич.
        -Пустое, мы должны помогать и поддерживать друг друга.
        Владтимир убивал двух зайцев: платил звонкой монетой начтеху, заслужил похвалу секретаря партбюро, да и себя выставил бессребреником. Протягивал руку поддержки его заму, который курировал все проекты.
      
   До обеда Влад занимался прикидкой годовой программы качества, хотя сигнала на составление еще не поступало. Неожиданно позвонила Людмила Владимировна ,  студентка. Голос ее был едва слышен, он просила, если  проверена глава отчета, как-то переправить  её в отдел, на шахту.
        -А если я на этой неделе там не появлюсь?- Вам вопрос,- что тогда?- трубка молчала.- Так что же тогда?
        -Я зайду сегодня и сразу же после работы.
        -Вот так-то лучше, заходи.
        После обеда к Владимиру заглянул главный маркшейдер*. рудника Колесов. Он работал на руднике не первый десяток лет. Замещал и главного инженера рудника в его отпусках.  Дело знал, несколько раз избирался секретарем парткома, и там о его работе говорили без упреков. Умел находить общий язык и не поступаться интересами и производства, и людей.
      
 - Привет, не составишь компанию, мне позвонили, что вчера произошел провал поверхности. Жители поселка неподалеку перепугались, я на машине.
 - А забросите меня на шахту  после экскурсии?
 - Заброшу, какие вопросы.
С нами поехал инженер по технике безопасности.  Ехали кружным путем, минуя зону обрушения. Поехали по окраине поселка, пока не встретили около дома мужчину,  собиравшего плоды с черешни.  Колесов и обратился к нему с вопросом.
   - Что тут вчера произошло?
  Мужик был на пенсии и вот так же работал в саду, когда  вдруг задрожала земля под ногами, и пошел шорох с мелкой дрожью. Он вышел за ограду на какой-то момент все стихло и наконец гул пошел сильный , а в небо взвился столб пыли и грохот.  Точно так, как по телевизору извержение вулкана показывали. Женщины выбегали из домов перепуганные, говорили, посуда звенела в шкафах, люстры раскачивались, стены ходуном ходили, что-то падало даже, но больше пока ничего не случалось. "А мы не провалимся, случаем, к чертям на поминки". Он показал  и воронку от провала, она едва просматривалась в трубу от нивелира с крыши его дома. Колесов уже сидел там, а когда слез предложил Владу полюбоваться.
    Влад забрался и начал осмотр. Труба нивелира давала двадцатикратное, но перевёрнутое увеличение. К сожалению,  провал, с глинистым дальним бортом, виделся узкой полосой обрамлении кустиков бурьяна. Со временем после дождей воронка будет расти, а теперь у провала  вполне безобидный вид. Вот шуму наделал и страха нагнал немало.
  Они зашли в несколько домиков, жители были спокойны и посмеивались над своими недавними страхами. Дома выдержали удар техногенной стихии. Колесов посетовал, что съемку провала придется делать с вертолета, ибо подходить к провалу очень опасно. С тем и вернулись.
На шахту Влад не поехал.  В отделе гидрогеолог сообщила , что мне звонила жена. Влад взялся за телефон.
       - С тебя причитается,-  объявила она,- мама звонила, тебе депеша из Киева пришла. Я попросила ее распечатать. Твою статью геологический журнал принял к печати. Ты не в обиде, за мое вторжение в святая-святых.
        - Что ты, это даже приятно. Хоть один луч света за день.
        -У тебя неприятности?
  - Да есть немного. Поездку в Казахстан главный инженер зарубил. Поедет маркшейдер. Но это не трагедия. Дома расскажу подробнее. Пока.
        - Ха мне так его решение бальзамом на душу, но тебя понимаю. Ты старых друзей хотел навестить, но придется встречу отменить. Вскоре после ее звонка появился, Рыбаков.
        - Какие вопросы?- поинтересовался Влад.
        - Это у тебя вопросы,- был ответ,- ты залез в петлю и вытащить тебя, даже партком не сможет.
        -Садись, раз пришел, поговорим о делах насущных. Участок 4 не выполняет план качества. Почему?
        - К пятнице составим скорректированный план. Обычное дело.
        - А помнишь мои замечания, если бы ты не встал в позу при планировании , корректировки не потребовалось бы. Согласен?
        - Какое это имеет значение. Главное шахта выполняет план.
        - Ты прекрасно знаешь, что ежемесячные изменения плана не красят ни тебя, ни меня, так что не нужно бахвальства. Наши с тобой планы превратились в фикцию.
В кабинет ворвался начтех.
 - Я на минуту. Генеральный директор приедет в пятницу на планирование, он любит с каждым присутствующим поговорить, или прощупать основательно. Не любит пустословия и обещаний после промахов. Вопросы есть. Яковлевич, зайди ко мне , когда закончишь дебаты. Он простился с Рыбаковым и ушел.
        - Так что тебя волнует еще, кроме кресла главного геолога?
        - Да ничего не волнует,- и Рыбаков засмеялся.         
  - Меня очень волнует твое безудержное хамство. На прошлой неделе, в который раз, заходила Валентина и плакала вот здесь. Ты же сам принимал ёё на работу Почему не устроил ей небольшой экзамен. Теперь её работа тебя не устраивает, впрочем, и мне нужно было тебе проверку устроить
        - Я не хамил ей, а производство не детский сад. За работу буду спрашивать. Да! Проекты на бурение разведочных скважин, моя забота и необязательно вам их подписывать. Я этот вопрос подниму на планировании.
        - Тогда и мне придется кое-что припомнить, из ваших проектов и показать там же…
         -Не ошибается тот, кто ничего не делает. А мне хочется, чтобы таких ошибок было меньше. Чтобы не бурились лишние скважины, бросовые, лишь бы пробурить. Вы помните, какую борьбу мне пришлось выдержать, чтобы вскрыть новое рудное тело.
-Вы забыли, что я говорил ещё при Громове.
-Не забыл и даже просил вас и  найти эту скважину, что сделано.
-Работы было много, я не успеваю.
-Вот я и постараюсь, чтобы их было меньше. А сегодня запишу. Вам первое замечание, найти эту скважину не выполните, не выполните, пеняйте  на себя получите выговор.. Вы, объявили мне войну, вы её получили. Я буду  все документы просматривать, корректировать и после этого подписывать, как бы вам не хотелось продвинуть своё я. В нарушение всей нашей прежней договоренности. А что будет завтра и в пятницу, не спешите предрекать.
   Я услышал, как хлопнула входная дверь и в кабинет заглянула Людмила.
        - Все вопросы решим на собрании отдела.  Можете там и возражать.
        - Рыбаков поднялся, посмотрел на меня испепеляющим взглядом и молча, покинул отдел.

        Влад подумал о том, каким образом плодятся в обществе неблагодарные люди,  или самоуверенные идиоты с инженерными дипломами.  Он, конечно, напрасно рассчитывает на мое кресло, но сколько нервов и напрасных усилий потребуется, чтобы вернуть в службе спокойную рабочую обстановку. А внутренний голос подсказал,- "не ты ли сам создал эту ситуацию?"
        -Заходите, Людмила Владимировна,- пригласил он.
Она вошла и уселась на стул напротив. Резвый хмыкнул улыбнулся, а она опустила взгляд.
         -С отчетом у тебя все в порядке, хотя мой совет по оценке работы геологического отдела шахты не использован в полной мере.
         -Вы же знаете, в отделе  сложная  обстановка. Я обратилась  к Рыбакову, а он изумился: и ответил, что никому этого не  надо, лишние вопросы вызовет.
      
 Влад достал годовой отчет и передал Людмиле.
         - Почитай, на шахте такой есть, выпиши из резюме, что считаешь нужным. Там дела на несколько минут, будут вопросы, поговорим. Можешь этот даже домой взять. Но утром отчет должен быть у меня.
        - Можно я посижу в соседней комнате, если за час не управлюсь, возьму домой.
        - Там по моей рекомендации работы на четверть часа, но если еще, что-то заинтересует, пожалуйста.
        В кабинет зашла геолог шахты Центральной она недавно перевелась  геологоразведочной партии. Мне стало неуютно в своем кабинете. Эта молодая дама одевалась с иголочки, да и фигурой ее бог не обидел. Лицо, правда, было далеко не идеальным, но и не уродина. Ее отношения с Рыбаковым не складывались, и принимала  она  это, весьма своеобразно. Как Владу рассказывали, почти все замечания Рыбакова с хамскими  шуточками, встречала без возражений, но в тот же день приходила ко мне с жалобами. Работала без блеска, но старательно, а этого и Рыбакову и Резвому было недостаточно, ошибочки случались. Резвый пытался ей помогать, спрашивал меньше. чем с других, делая скидку на малый срок работы в шахте. И вот новый визит. Она подробно рассказывает о новых придирках. На этот раз, увидев её крупномасштабные зарисовки контакта рудного тела, он взорвался. А это кому нужно? Перед главным геологом выслуживаешься  Здесь полились слезы, Рыбаков даже предложил уволиться, если не нравится его обращение. На работу её принимал сам, когда Влвд был в отпуске. Был в отпуске и наслаждался морским воздухом перемешанным запахами хвойных деревьев Жуковского парка на южном берегу Крыма, где находился пансионат нашего комбината. Она плакала, а я улыбнулся.
         -Значит мы с вами одного поля ягода. Рыдания прекратились, и она уставилась на Влада  не понимая сути сказанного.         
-Вы шутите, а мне едва ли не каждый день приходится терпеть его выходки. Я устала, все валится из рук, я не могу так работать. Это был перебор. Раньше я пытался ее ободрить, потерпеть, учитывая период акклиматизации. Теперь…
        -Вот что, Софья Александровна, вас научили геологическим наукам, попробуйте сами изучить азы психологии, и умейте постоять за себя. Мой вам последний совет. Напишите мне Записку о его последних фокусах. Если, он еще раз позволит хамство, пригрозите, что пойдете в партбюро шахты, а не поможет, обратитесь в суд. Кое-кто из геологов вас поддержит. Я уверен.
        -В кабинет вошла студентка.
        -Я поддержу, так как была свидетельницей многих его излияний.
        -Вот видите, поддержат и другие. А насчет того, что я не шучу, так час назад, он был здесь и тоже хамил. Он  грозился, что в пятницу на планировании, меня уволят с рудника. Я сделал вывод, что плохо разобрался в нем, мало того. Усенко знал его больше и лучше.  Он оказался негодяем, обещая, что не будет конфликтовать в отделе, что понял свои прежние ошибки. Напишите мне о его фокусах и его песенка спета. Озаглавьте её служебная записка.
 Он уже настрочил на меня однажды  докладную записку главному инженеру рудника. О том, что я занимаюсь сбором образцов, и вмешиваюсь в его функции управления качеством руды. Вот теперь считает, что на планировании, в пятницу меня выгонят с должности  главного.  А вы просите у меня защиты, давайте соберём волю в кулак и потерпим до планирования. После этого или мне придётся уходить, или мы вместе решим судьбу работы отдела.
      
               
  Софья Александровна поднялась и направилась к выходу.
       - Вы ничего не ответили,- заметил я ей в след.
        - Я подумаю,- и она покинула кабинет.
        - Странная женщина,- заметила Людмила Владимировна,- перед Рыбаковым и рта не раскроет, а здесь почти требует защиты.
        - Вы в диплом можете всю геологию рудника взять из отчета, у вас неполхие зарисовки к основной теме и подборка образцов для фактуры достаточная. Скажите лучше, когда планируете закончить практику?
        - Через неделю, если закончу отчет в пятницу. Я получила здесь больше, чем ожидала. Зарисовки училась о вас делать. Девчонки из группы уже сидят над дипломом, а мне здесь интересно и не только с геологических позиций. Но пора и честь знать. На прощальный ужин придёте. Виктор предложил провести это мероприятие у него на даче.
         - Спасибо приду, вот буду ли свободен или  другие события не помешают.  Не ожидали окунуться в бурю конфликтов. Не помните, как это называется в философии?
        Она задумалась, а я не торопил.
        - Кажется «единство и борьба противоположностей», Нет?  Придете позже, не думаю, что мы закруглимся рано.
- Приятно слышать и философское обоснование. Кто из геологов Вам понравился работой и знаниями?
- Геофизик. Он и дело знает и умом посильнее других. Вот к прощальному вечеру, я напишу Вам коротенькие характеристики, хорошо, что мне разрешили со всеми геологами  поработать
        - А заявление вы уже написали?       
        - Еще нет, но сделать это можно за две минуты. Я счастлива, что мне удалось поработать на вашем руднике, видеть возникновение и решение конфликтов. Постараюсь не забыть все этого при самостоятельной работе. А вам личное спасибо и за пробитое рабочее место и внимание к моей персоне. Когда я смогу забрать отчёт.
       -Да хоть сейчас, даже, если вы и не использовали моих замечаний. Это дело автора, а не моё.
       -Я просто выделила их и сделала сноски. А свое мнение, разумеется, написала и оно не отличается или почти не отличается от вашего. Но теперь видно, что я только поддержала ваши идеи.
       - Тогда всё и вам спасибо за работу, вы поработали с разными участковыми. Кто вам понравился, кто разочаровал?
       У Вас нет геолога на место старшего и тем более на место главного геолога.  Они все работают по принципу: руда – кварцит. Я пробовала задавать им ваши вопросы и встречала вопросительные: зачем это нам?
По пути домой я заехал  в объединение с копией приказа, о Рыбакове.
Главный геолог комбината не задерживал меня, даже после вручения отличного образца аметиста. Он заметил, однако, что камни с таким окрасом в Кривбассе ещё не встречались.
       Дома меня ждал роскошный ужин и заключение супруги. По предложению поработать экспертом  в КГБ. Она сделала вывод, что согласие работать экспертом закроет Владу выезд по научным интересам, за границу, если такой случай, вдруг, предоставится.
  - На руднике ты будешь неприкасаемой личностью. Сейчас, как видно из последних событий, ты там, как на вулкане, и даже защита диссертации мало что изменит. Так что выбирать нужно самому. Раздумья прервал звонок от шефа. по научной работе.
       - Добрый вечер, Иван Васильевич. Только хотел вам звонить. извините, вы опередили. Я вас слушаю.
       - Во первых: когда принесете мне чистовик диссертации?
       - Не позже чем через год, но возможно чуть раньше.
       - Вопрос второй: тут у меня киевляне на машине. Ты не мог бы завтра прокатиться с ними на отвалы. Их более всего интересуют тигровые и кошачьи глаза*. После этого они доставят тебя ко мне для серьезного разговора.
-Я попытаюсь договориться об изменении  планов там задействованы два очень нужных мне человека и непременно перезвоню вам. Но неужели на кафедре нет кроме мен больше никого. Дело в том, что я уже договорился на завтра поехать с двумя парнями,  но другим маршрутом. Мне нужно их предупредить о смене обстоятельств. я что-нибудь придумаю. Пусть ждут в 9 часов у остановки 174 квартал и на восточной стороне, если меня не будет  9:03  пусть не ждут.
Влада беспокоило, как они поведут себя, если поездка будет неудачной. Эти столичные ребята всегда доставляли массу хлопот, но на машине туда и обратно, это заманчиво. Он дал согласие, но поинтересовался предметом разговора, сделав ссылку на то, что я могу и подкинуть какую никакую идейку.
       -Для идеек время будет, и они будут просто необходимы.
       Влад попрощался и принялся звонить Усенко. Объяснив ему ситуацию, под огорченный голос пообещал, что обязательно побываем на любом карьере.
 «Черт возьми, сегодня новостей столько, что иногда месяц не принесет".
               
      Это была не просто удачная поездка. Такого сбора самоцветов Влад не мог помнить за все время поездок и экскурсий на отвалы. Вооруженные кувалдой киевляне крушили валуны и валунчики, грузили в багажник штуфы и глыбы с тигровым  и кошачьим глазом. Он и Виктор тоже не остались в проигрыше,  прихватив по несколько образцов. Как они благодарили и Влада и его товарища. Вот они готовятся занять места в машине, Влад передаёт научному работнику небольшой список минералов и горных пород, которых на Украине изобилие, но это Донбасс, Закарпатье, Приазовье и, вне их возможностей досягания. Тот прочитал хмыкнул и проворчал, что-то вроде «однако». Когда все уже сидели в кабине киевлянин обратился к Владу с неожиданным предложением.
      - Вы не обидитесь, если мы подбросим  вас до остановки троллейбуса Довезём, нам предстоит длинный путь.
     Влад  взъерошил волосы, так как уже обиделся.-
- Мы выполнил свои обязательства с лихвой. Хотя мне пришлось поменять свои планы на сегодня.

 -Вы задали некорректный вопрос. Мало того вы обошлись с нами, как с людьми из более низкой ступени общества. Да вы можете высадить нас на любой остановке.
       Скоро миновав первую по пути остановку, киевлянин погнал машину дальше не снижая скорости, на 95 квартале я простился с геофизиком и вскоре был у дома шефа.
       - Счастливого пути,- пожелал я, и не услышал ответа.
    -Вы так быстро обернулись, неужели поездка была неудачной?- когда, после приветствий, мы прошли в кабинет.
    -Напротив, очень даже удачной.
    Я показал и свою добычу и один образец презентовал ему. Не преминул рассказать о поездке во всех приключениях. Чем немало развеселил его. Но вот и он, откинувшись в кресле, приступил к главному разговору.
    -Вы знаете, что после геологического съезда в Москве, Академик Белов выпустил в этом году несколько книг. Эти работы из серии "Железисто-кремнистые формации докембрия" курирует Юнеско. Мне удалось добиться, что раздел «Минералогия» отдан группе, которую возглавлю я. С условием, что в нее войдут два доктора наук из Киева. Я  подумал, что и вам не лишне приложить свои наработки. Обкатать и геолого-минералогическую модель рудогенеза.
    Это было неожиданное и очень лестное предложение.
    -Если вы так считаете, мне остается только согласиться, и поблагодарить  за столь высокую оценку исследований.
    -Вот и договорились. Я уже набросал план работы, возьмите для себя может быть, сочтете что-то добавить. Подумайте, на какой итог нам выходить, и где видите приложение ваших исследований.  Я взял план, пробежал его глазами и, свернув, положил в карман.
      - План, я думаю, будет корректироваться в процессе работы, а вот выход, как мне кажется должен быть на модель формирования и железистых кварцитов, и богатых руд всех категорий. Геологическая модель у меня почти готова, может быть стоит подумать о математической или химико-математической, если хватит возможностей. тем более, чтобы сами предложили обкатать. Порогов сделал заметку.
      - Я знал, что ты предложишь именно такое резюме, да и сам склонялся к такому варианту. Хорошо, что наши взгляды совпали. Будем работать.
      Влад. второй день подряд, летел домой на крыльях. Дома, после его рассказа  супруга рассмеялась.
-Растешь на глазах, как мыльный пузырь прости  к добру ли … А обстановка в стране всё накаляется. 
.
                *Пласт аркозовых, кремнисто-плагиоклазовых песчаников

              ЭПИЛОГ
       Прошло две недели, На шахтах шла спокойная работа.  Новый геолог из дальнего рудника в сопровождении которого я когда-то  спускался в шахту «Восход», Плетнёв почти каждый день заходил ко мне с очередным вопросом. Однажды, он смущаясь и запинаясь в выложил, вопрос главного инженера шахты. "Вам не кажется, что участку-2" запланировано заниженное качество руды.
         Я сказал, что проверю расчёты, а на следующий день зашел к нему с новым расчетом. И объяснил причину, она состояла в том, что при неудачном взрыве на другом участке, руководство попросило увеличить добычу на участке-2. И там пришлось делать это за счёт более богатого блока, что может поставить и этот участок в критическую ситуацию. "Вот и решите проблему с новой шихтовкой руды по блокам". Предложил он мне.
        -Придется выполннить его указание, подключив и второй блок у вас есть небольшой резерв качества руды по шахте. Но покажите ему и остатки руды  в блоках на следующий месяц. 
        Увидев цифры главный инженер своим распоряжением обязал отстающий участок ликвидировать долг. Я отправился в шахту со старшим геологом и попытался разобраться с ситуацией. Она была проста, он продолжал свою бессовестную игру против геологини, подставляя и начальника участка и рабочих.. Но и на сей раз ему пришлось отступить.
       Дома я проводил пару часов за пишущей машинкой, перепечатывая и шлифуя рукопись диссертации.
        Но вот настала очередная суббота когда, Людмила Заявила о б окончании своей практики, договорившись с гидрогеологом, что прощальный вечер будет у неё на даче, которая находилась у границы горного отвода рудника. Я не поехал, зная, чем может закончиться вечер и у меня есть предел чувств, за которыми, следует катастрофа.
     Через год вышла монография: "Железисто-кремнистые формации докембрия Европейской части Советского Союза. Минералогия", с моим участием, но кто-то убрал из текста и мою Геологическую модель, и текстовые пояснения к ней. Но имея около двадцати печатных работ, я ждал приглашения из Киева. Но оттуда приехал мой давний знакомый, давший разгромную рецензию на мою первую работу Юрий  Петрович. Он сразу взял быка за рога. Хотите выйти на защиту в следующем году, надо кое-что доработать и убрать вашу модель рудогенеза. Она спорна и диссертацию провалят. Я показывал её четырем докторам и не один не поддержал её. Он еще, что-то говорил, но я уже не слушал. Я достал папку с архивом. Там наверху лежало небольшое письмо академика Белова, написанное на листе из академического блокнота. Вот его копия:
АКАДЕМИК УКРАИНСКОЙ АКАДЕМИИИ НАУК
             А.Н. БЕЛОВ
"Владимиру Яковлевичу Малых.
   Ознакомился с Вашей диссертацией и
считаю её вполне дмссертабельной. Сейчас
идёт формирование нового Совета Незалеж-
ной Украины. Как только он будет сформирован, мы вызовем Вас на предзащиту в узком кругу. Готовьтесь к докладу.
   С уважением: А.Белов (подпись)". 
    
     Я показал письмо  моему Визави, он смутился, но справившись с волнением, пояснил,  что у Белова едва-ли хватило времени на полное знакомство, Подумайте, о чем говорю, вам я, и говорили после доклада в криворожской геологической экспедиции.  Мощный, кокда-то трест распался на несколько мелких экспедиций. Криворожская оставалась самой крупной, но и здесь, без поддержки Москвы ассигнования были значительно сокращены.
     -Если, я уберу модель и онтогению  минералов, а там и метасоматические изменения даже в тальковых сланцах, мне останется только петь дифирамбы предыдущим  учёным и исследованиям, что нового я предложу науке. Вот модель перед вами, что тут не так, это гипотеза и объяснения к ней. я  не претендую на истину, Пробежимся? Источники вещества. Я не отвергаю ни один из ранее разработанных, Добавлено железо из метабазитов, есть фактура: фото, зарисовки останцов, подсчитана масса возможного выноса, какая то часть. Скорее всего уплыла за пределы Кривбасса. Если я ошибаюсь, у апонентов, тоже нет доказательств полного выноса железа. Что делать? Проверять.  Искать ловушки в аркозах* и нижней свите. Раве это не новинка, для науки, моя новинка, я все же рискну её оставить.
     -Она уже, где то опубликована.
     -Нет, но я недавно послал тезисы стендового доклада в Мвано- Франковск, с Геологической моделью. Вы же видели её в диссертации, там всё процессы рудогенеза увязываются. Они подтверждены многочисленной фактурой от микрофотографий до мною открытой залежи.
       -Я изложил вам свою точку зрения, решайте. Продолжать дискуссию не вижу смысла. Ждите вызова.
       Прошло еще два года, вызова я не дождался. Вызов в Ивано-Франковск мне не поддержал и новый директор рудника. Отсутствие финансов на командировки. Мне прислали сборник с авторскими экземплярами тезисов, в которых вновь не ооказалось геологическй модели.
     Я разрывался на двух работах. Шеф по научной работе предложил мне участие в теме минеральные ресурсы Кривбасса. Очередная модернизация производства, привела к тому, ято главным геологом объединённого рудника стал молодой украинец. На семейном совете мы решили, что нужно готовить отъезд из Украины.
Заканчивалось тысячелетие включившее множество политических революций и одну техническую. Человек из Америки оставил свои следы на Луне, а мы так надеялись, что от будет. Советским человеком.
 Тихо без особых потрясений Ельцин сменил курс на оверштаг и ликующая дума приветствовала шаг, разваливший могучее, совсем недавно ещё и великое государство.
                * * *