Особенности космонавтики

Лидия Лиманова
Кузьмича перевели в рамках обмена с  кордона, к которому он прикипел, в    таёжное лесничество. Поскольку,  тайга  бескрайняя, Кузьмичу позволили сделать выбор, да и кореш – генерал Иволгин подсуетился. Егерь долго изучал карту, советовался с племянником, который умел пользоваться интернетом и собрал кое-какую информацию. И только  после того как узнал, что  недалеко от Байкала есть местечко, где по слухам найдено золото, Кузьмич  сделал свой выбор. Решил обосноваться в Усть – Ордынском  лесничестве. До Байкала рукой подать. « Эх, как созову всех друзей на знатную рыбалку» ,- бравировал  егерь. В его распоряжение было несколько делянок, в которые он до зимних морозов  должен завозить корм для таёжных зверей. А дом лесника с вольером, летней кухней и банькой был верхом его ожиданий. От избытка чувств Кузьмич запел: « Славное море – священный Байкал…» Песня  о чёрном вороне здесь была, как ему казалось, неактуальна. Потом, немного подумав, завёл другую песню: «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах…». Про золото ему нравилось больше. Именно за ним он прибыл сюда. Существовала легенда, что в  Витимской тайге когда – то было найдено  золото. Егерь решил: « Ободу  эти места вдоль и поперёк, а золото добуду».  Не откладывая задуманное в далёкий ящик, стал изучать окрестности. Как только солнце занялось, вышел на таёжную тропу. Издалека он услышал какие-то странные звуки. Посмотрел в карту, тропинка, по которой он шёл, вела к горе Булен. Кузьмич увидел дым от костра, ускорил свой шаг. Наконец-то он вышел к назначенному месту.  На горе было большое  скопление  людей, судя по внешности и одежде - это были буряты. Было такое впечатление, что они состязались в горловом пении. Одни заводили горловое пение, другие заканчивали. Наверху у костра плясал шаман. Люди были так увлечены своим  исконным творчеством  , что на Кузьмича никто не обратил внимания. Вдруг егеря осенило: это же культовое место, где местное население покланяется своим духам. Кузьмич вспомнил, как его предупреждали, чтоб ни в коем случае не нарушал их сакральные  обряды. Он встал позади толпы. По кругу пустили серебряный чан, похожий на большой кувшин с белой жидкостью, каждый  делал из него по несколько глотков. Подошла очередь приложиться  к содержимому чана Кузьмичу. Он поморщился, но увидев недовольные лица рядом стоящих, сделал несколько глотков. Напиток напоминал водку, горячительный поток  обволок внутренности, стало жарко и весело. Захотелось вместе со всеми петь, танцевать и выкрикивать непонятные ему слова. После того, как чан прошёл по кругу и вернулся к тому, кто начинал эту церемонию  пития,  содержимое  было допито, и чан был передан  шаману. Тот в небо послал горловые звуки, разбрызгал оставшиеся капли по горе. Буряты стали расходиться. К Кузьмичу подошла группа людей, один из них сказал: « Ты новая  лесничий, старого медведя задрал, мы собираемся в тайга  на охота, просили Хухэ Мунхэ Тенгэр об удаче». Все по очереди стали протягивать леснику руки и называть свои имена. Кузьмич как не старался не смог запомнить ни одного. Захмелевший  Егерь решил спросить у этих добродушных людей о наболевшем: « А где  здесь залежи золота находятся?» « Золото? Золото!»,- на разные лады стали переспрашивать новые знакомые, как бы, не понимая, о чём идёт речь. «Тарасун – это золото?», - спросил первый, показывая на фляжку, прикреплённую к ремню. Егерь отрицательно покачал  головой. Охотники наперебой стали перечислять: « Изюбрь? Белка? Соболь? Нет?! А??? Медведя…» Кузьмич махнул рукой и отправился вглубь тайги. Вечерело, нужно было возвращаться. Недалеко от делянки он увидел медведя. Медведь почувствовал запах, бросился в сторону человека. Первый выстрел лишь ранил и ещё больше разозлил зверя. Зверь уже вплотную подошёл к стрелку, успел повалить его, как раздался второй выстрел, сразивший медведя. Туша упала на егеря, только хрустнули косточки. На выстрелы набежали охотники, вызволили Кузьмича и понесли его к шаману. Никаких больниц местные  не признавали.
Кузьмич не помнил, сколько времени колдовал над ним шаман: смазывал нывшее тело жирами, укутывал шкурами, поил снадобьями. Все лечебные процедуры начинались и заканчивались горловым пением. Кузьмич настолько проникся к шаману, к людям которые приходили к нему за советом, за лечением,  даже не мог представить, как же он жил раньше без этих песен и шаманских танцев. « Это же дети первозданной природы, их нужно охранять», - решил для себя Кузьмич и стал завсегдатаем  всех сборищ этих людей, веривших в духов.
Однажды, егерь припозднился, и пришёл на пару часов позже  к горе Булен. Он услышал вопли плачущих женщин, прижимающих к себе детей, крики отчаяния охотников. Шаман рассказывал о своём видение: « На нашу тайгу движется из космоса шайтан – камень. Он погубит всех. Будут гореть леса, дома,  домашний скот,  дети,  старики,  взрослые;  никто не спасётся». Заламывая руки, женщины вопрошали: «Что же делать? Что же делать?» «Спаси нас…»,- просили мужчины. Кузьмич присоединился к просьбам: « Но должен же быть какой  то выход?»  Шаман уверенно отвечал: « Люди научились летать в космос. Мне тоже  нужно полететь навстречу шайтан-камню и прочитать заклинания, тогда он рассыплется». Кузьмич вспомнил о генерале Иволгине: «Он же служит  в центре подготовки космонавтов. Нужно ему срочно позвонить…»
- «Алло, Михалыч, срочно нужна твоя помощь, нам грозит глобальная катастрофа, и спасти нас может только местный шаман. Но для этого его нужно отправить в космос. Помоги. Ты же сможешь…»,- кричал в трубку чудаковатый егерь.
-« Ты что, тарасуна обпился?», - отвечал генерал.
Но Кузьмич  так убеждал, так умолял оппонента, что генерал начал уверовать в  эти  россказни. Иволгин с командой новоиспечённых космонавтов как раз  собирался на Байкал. Там предстояли глубоководные  учения. Был разработан новый метод подготовки космонавтов. Иволгину было поручено опробовать его. Космонавтов в капсуле помещали на дно озера, чтоб они адаптировались к перегрузкам.
Когда прилетел генерал, Кузьмич потащил его к таёжному шаману. Они вдвоём так обработали видевшего виды Иволгина, что тот решился на подлог. Вместо одного из космонавтов  на дно Байкала в капсуле отправился шаман. Учения прошли успешно, предстоял полёт на космодром, откуда отобранные генералом Иволгиным космонавты отправятся в космос. Самое сложное было заставить шамана отказаться от своих причиндалов. Он целых две недели жил под водой без ритуальных танцев и горлового пения,  и теперь, преодолевая нескрываемый страх, в  цивильной одежде уселся в самолёт. Когда самолёт набрал высоту шаман забегал по салону, испуганно заглядывая в иллюминаторы. Потом начал что-то выкрикивать и затянул свою горловую песню. Офицеры в недоумение смотрели на него  и не могли понять: «Кто это?  Что он здесь делает?» Генерал пытался объяснить, что ещё рано читать заклинания. В открытом космосе он окажется, в лучшем случае, только завтра. Шаман невидящими глазами уставился на Иволгина, не прекращая своего горлового пения. После того, как генерал обрушил свой кулак на шамана, тот успокоился и, словно очнувшись от каких-то видений, стал умолять: «Выпустите меня отсюда!»
 Генерал принял единственно правильне решение: развернул самолёт. Егерь долго извинялся, но шаман был уверен: «Миссия выполнена!»