Успешные дети

Константин Матаков
   ***

Иду по улице, и вижу, что в первом этаже обычной пятиэтажки располагается какая-то частная школа. Но не это привлекло мое внимание. В окне школы был помещен следующий текст: здесь учатся УМНЫЕ и УСПЕШНЫЕ дети..
Что-то в этом тексте неприятно удивило меня.. Во-первых, самореклама: конечно, приятно думать, что ты учишься в школе, где все – умные.. Но при этом гордынька.. Не припомню, чтобы на здании хоть одной виденной мной гимназии или лицея было написано, что тут учатся умные.. Я знаю, что я ничего не знаю – вот признак ума.. А тут: я умный, и меня прямо распирает от этого – хорошо ли внушать подобное детям? Но еще хуже вот это вот – здесь учатся успешные дети.. Само прилагательное «успешный» лично у меня вызывает какие-то тревожные чувства.. Талантливый человек – это я способен понять. Но в современной России «талантливый» и «успешный» - отнюдь не синонимы.. Слово «успешный» сразу вызывает ассоциации с людьми, которые чего-то «добились» в жизни, но вот с талантами у них – не так хорошо.. Что-то вроде Ольги Бузовой.. Безусловно, она успешна.. Про ее таланты – лучше промолчать.. Акцент на «успешности» дает изначально неправильное направление человеческой жизни: главное – это чего-то добиться, взобраться на вершину пирамиды, опередив остальных двуногих, - а не быть, например, нравственным человеком.. Идеал общества потребления, да.. Внушать такой идеал детям – это ужасно.. И при этом возникает еще один вопрос: простите, а что такое вообще «успешные дети»? Как ребенок может быть успешным, ведь он еще, по сути, ничего социально значимого сам не добился? Как определили, по каким критериям, что в этой школе учатся «успешные дети»? Да по таким же критериям, как и «умных» - ни по каким.. Просто руководству этой школы и родителям этих детей нравится так думать.. Видимо, в их понимании: успешные дети – это дети успешных родителей. Если родители сами о себе так считают – это верх скромности, конечно.. А вот внушать «успешность» детям, которые сами ничего не добились, - зато посмотри какой у тебя статусный папа, - это нечто.. Так потом и вырастают мальчики-мажоры и девочки-звезды гламура.. В общем, мы приходим к очередному парадоксу: дети, которым с детства внушают, что они «успешны» - могут стать «неуспешными»..