Азбука Ахматовой - Пунина И. , Пунин Н

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Ирина Пунина, Николай Пунин
* * *
Пунина Ирина

Пунина Ирина Николаевна (1912 — 1992), дочь Николая Пунина.  Родители: Николай Николаевич Пунин  (16 ноябрь 1888 ум. 21 август 1953) и Анна Евгеньевна Аренс (Пунина)  (1892 – 1943).

31 августа 66. Жалкая, темная, больная, неглупая, жадная.
Походя говорила гадости об Анне Андреевне:
- Она всегда выбивала меня из бюджета…
- Она всегда звала меня при других, чтобы дать деньги, - «Ира, вот тебе 100 рублей, а наедине и рубля не даст.
Когда я сказала, что Лева очень обидел Толю, Нику и Эмму Григорьевну, сказав, что опись бумаг будет «дорого стоить!» ( в то время как они, разумеется, работали бы безвозмещдно), она ответила:
- Это у него от Анны Андреевны: все мерить на деньги.
    Л.Чуковская. Записки об  Ахматовой (в период борьбы за архив Ахматовой)

* * *
Пунин Николай, третий муж Ахматовой 

Пунин Николай Николаевич (1888 - 1953), исусствовед, третий муж Ахматовой.  Погиб в лагере. С 1923 по 1938 годы гражданской женой Пунина была А. А. Ахматова, официально брак не был зарегистрирован.

19 августа 40. – Странно, что я так долго прожила с Николаем Николаевичем уже после конца, не правда ли? Но я была так подавлена, что сил не хватало уйти. Мне было очень плохо, ведь я тринадцать лет не писала стихов, вы подумайте: тринадцать лет! Я пыталась уйти в 30-м году… Вы не можете себе представить, как он бывал груб… во время этих своих… флиртов. Он должен все время показывать, как ему с вами скучно. Сидит, раскладывает пасьянс и каждую минуту повторяет: «Боже, как скучно… Ах, какая скука»… Чувствуй, мол, что душа его рвется куда-то… Я целый год раскручивала все назад, а он ничего и не видел… И знаете, как это все было, как я ушла? Я сказала Анне Евгеньевне при нем: «давайте обменяемся комнатами». Ее это очень устраивало, и мы сейчас же начали перетаскивать вещички. Николай Николаевич молчал, потом, когда мы с ним оказались на минуту одни, произнес: «Вы бы еще хоть годик со мной побыли».
Она засмеялась, и я тоже. Смеялась она легко и беззлобно. Как будто рассказывала не о нем, не о себе.
– Потом произнес: «Будет он помнить про царскую дочь» – и вышел из комнаты. И это было все. Согласитесь, что и на этом ничего не построишь… С тех пор я о нем ни разу не вспомнила. Мы, встречаясь, разговариваем о газете, о погоде, о спичках, но его, его самого я ни разу не вспомнила.

________________________________
...Николай Николаевич всегда стремится воспроизвести ту же сексуальную обстановку, какая была в его детстве: мачеха, угнетающая ребенка. Я должна была угнетать Иру. Но я ее не угнетала.
________________________________
Николай Николаевич вернулся:
- Ходит раздраженный, злой. Все от безденежья. Он всегда плохо переносит безденежье. Он скуп. Слышно, как кричит в коридоре: “Слишком много людей у нас обедает”... Когда-то за столом он произнес такую фразу: “Масло только для Иры”. Это было при моем Левушке. Мальчик не знал куда глаза девать.
________________________
...Он умеет не помнить того, чего не хочет помнить..
___________________________
- А знаете, - сказала Анна Андреевна, Николай Николаевич сильно разгневался по поводу “От тебя я сердце скрыла”. Ходит как туча.
                Л.Чуковская. Записки об  Ахматовой

От тебя я сердце скрыла,
Словно бросила в Неву…
Прирученной и бескрылой
Я в дому твоем живу.
Только… ночью слышу скрипы.
Что там – в сумраках чужих?
Шереметьевские липы…
Перекличка домовых…
Осторожно подступает,
Как журчание воды,
К уху жарко приникает
Черный шепоток беды –
И бормочет, словно дело
Ей всю ночь возиться тут:
«Ты уюта захотела,
Знаешь, где он – твой уют?»
                30 октября 1936

Памяти Н.П<унина>

И сердце то уже не отзовется
На голос мой, ликуя и скорбя.
Все кончено... И песнь моя несется
В пустую ночь, где больше нет тебя.
1953