Шахиды

Андрей Грешнов 2
   "Любую добродетель можно превзойти, кроме одной, Когда верующий погибает во имя Аллаха". Пророк Мухаммед



   По определению исламского энциклопедического словаря, шахид - павший за веру, мученик, свидетель. Фактом своей смерти он свидетельствует о своей вере в Аллаха.

   Мусульманские богословы считают, что шахидами можно считать людей, погибших при защите своего имущества, при пожаре, утонувших и погребенных под развалинами строений, умерших от болезней, и даже женщин, умерших при родах. Но в первую очередь шахидами называют павших в открытом бою.

   Согласно исламской догматике шахид попадает в рай сразу после смерти, не проходя испытания "страшным судом". Так, в Коране говорится: "Никоим образом не считай мертвыми тех, кто был убит на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по своей милости" (сура аль-Имран, 169-170).

   Шахиды - то есть погибшие за веру - это не убийцы-смертники или террористы, как нас сейчас заставляют считать, а как раз наоборот. В православии этому слову соответствует понятие "мученик". Шахид - это миротворец. Это тот, кто сознательно или неосознанно отдал свою жизнь за веру, пытаясь словом Божьим восстановить мир и справедливость на земле.

   Со многими из них я познакомился в Афганистане. Тогда я еще не знал, что почти всем этим добрым и мудрым людям суждено будет умереть. Но так уж судьбой было начертано. Прошло столько лет, а из памяти никак не стираются их открытые лица, умные глаза, взвешенные слова и осторожные жизненные наставления. Их имена, как и имена христианских мучеников, тоже должны быть внесенными в летопись жизни. Они все были разными. Некоторые приняли апрельскую революцию, некоторые нет. Но общей, объединяющей их чертой было миротворчество. И самые открытые сердцем к людям умирали раньше других.

   К весне 1983 года, когда страна готовилась отмечать 5-ю годовщину Апрельской революции, почти треть священнослужителей, входивших в Высший Совет улемов и духовенства Демократической Республики Афганистан, была уничтожена бандитами. Потери в рядах священников, вставших на сторону бедняков, были огромны. Главари контрреволюции, существовавшие на деньги США, поняв, что их влиянию на простых крестьян приходит конец, щедро проплачивали варварские "акции устрашения", направленные на физическое устранение неугодных им мулл.

   Остается лишь поражаться мужеству этих не защищенных никем и ничем людей, которые ежедневно и ежечасно под угрозой расправы продолжали проповедовать среди неграмотных людей идеи равноправия и справедливости, призывали их встать на путь обновления, пользоваться по справедливости землей и ее плодами.

   Среди афганских шахидов было много популярнейших и любимых народом священнослужителей. Один из них - маулави Мохаммад Карим Кандагари - родился в 1891 году. Во времена правления Амануллы Хана он участвовал в освободительной борьбе против британских колонизаторов. На войне ему искалечило руку, повредило глаза. Но это не мешало имаму-просветителю ежедневно общаться с прихожанами и обращаться к ним с проповедями в кандагарской мечети "Мулла Мохаммад Усман" у ворот "Идгах", которая стояла рядом с "пушечной" площадью в центре Кандагара. Карим не сотрудничал с НДПА и центральным правительством, но и не перешел на сторону его врагов, хотя они этого долго добивались. Все, чего он хотел, был мир для кандагарцев и свобода, за которую он отдал в свое время здоровье на войне. Однажды он увидел, как один из мятежников пытался наклеить на стену его мечети листовку антиправительственного и псевдоисламского содержания. Подойдя к нему, он сказал: "Что ты можешь знать об Исламе, торговец?". Когда тот сказал ему, что он не торговец, а воин, имам возразил ему: "Воин воюет с врагами, а ты торгуешь нашей религией". В тот день после вечерней проповеди сын имама как обычно вел его за руку, полуслепого, домой. Воспользовавшись сумерками, бандиты устроили засаду и позорно, из-за угла расстреляли имама и его сына.

   Уроженец уезда Таринкот провинции Урузган маулави Рахматулла, которому не было еще и 37 лет, получил в народе прозвище "мулла-ага" (мулла - уважаемый господин), за свою несгибаемую волю и бесстрашие, стремление вернуть к мирной жизни крестьян, которых загнала "под ружье" контрреволюция. 37 лет для настоятеля крупной мечети - почти детство. Но именно в этом возрасте Рахматулла стал членом Высшего совета улемов и духовенства ДРА и имамом соборной мечети в Таринкоте . Этот парень не боялся никого и ничего. Мог запросто, без оружия отправиться в логово душманов и вести там переговоры о добровольной сдаче оружия. Зная его популярность в народе и привычку не носить при себе оружия, душманы заманили его на очередные "переговоры", куда он незамедлительно явился. На месте встречи его уже поджидал наемный убийца. Сам того не подозревая, этот купленный за деньги афганец превратил Рахматуллу в шахида, а себя - в Иуду. Афганцы, выжившие в той гражданской войне, будут помнить обоих.

   Популярный в среде узбеков маулави Абдул Хаким Джаузджани родился в 1916 году в уезде Сари-Пуль провинции Джаузджан, долгое время возглавлял религиозную школу "Гузери Шахин". Еще при Захир-Шахе Хаким в течение двух лет был выборным сенатором от провинции Джаузджан и представлял в высшем законодательном органе страны интересы своих соплеменников. В 1981 году его сожгли вместе с его религиозной школой бандиты.

   35-летний маулави Насрулла Гардези, уроженец деревни Кухсис уезда Саид_Карам провинции Пактия, погиб, защищая родной кишлак от врагов. Помимо чтения проповедей в мечети этот священник организовал отряд местной самообороны и участвовал в переделе земли в пользу бедняков. На джирге мулл и старейшин Саид Карама его избрали членом Высшего Совета улемов и духовенства Афганистана. Но побыть в этой должности он успел лишь два дня, после чего геройски погиб с автоматом в руках на пороге собственного дома.

   Видный таджикский религиозный деятель, уроженец уезда Сорх Парса провинции Бамиан шейх Саид Камаль Аббаси тоже погиб, когда ему было всего 35. Он был инициатором и вдохновителем проведения Первого съезда улемов и духовенства Афганистана, на котором выступил с призывом к афганским муллам не щадить жизней во имя блага народа. Это был первый афганский священнослужитель, который обосновал преимущества нового строя перед феодальным с точки зрения исламских постулатов. Он же первый и произнес слова о том, что если традиции землевладения в Афганистане столь несправедливы, то их следует ломать, дабы земля стала достоянием не только феодалов, но и простых людей. Враги не простили ему этого выступления. В сентябре 1980 года он пал от рук наемных бандитов.

   Проплаченные валютой "борцы за свободу ислама" не щадили и религиозных деятелей, широко известных не только в стране, но и во всем исламском мире. Маулави Асадулла Насрат Андхои, сыл аль-хаджа Джари Хабибуллы, постиг все религиозные дисциплины, когда ему еще не было и восемнадцати. Уже в этом возрасте он возглавил религиозную школу в Андхое и продолжил обучение у известного теософа муллы Абдула Гаффура. Асадулла Насрат учился за рубежом, в совершенстве владел множеством иностранных языков. Во время одного из своих хаджей в Мекку он встретился с настоятелем священной Каабы, который лично позволил ему начертать на одной из каменных плит, лежащих у подножья священного камня, хадис из Корана. Насрат был известным поэтом и писателем. Его перу принадлежат всемирно известные труды "Капля в безбрежном океане Корана", ставшие классикой переводы с арабского на дари и турецкий сорока хадисов Священной книги.

   Помимо исполнения своих обязанностей имама соборной мечети "Аль-Фарук" в Анхое он возглавлял религиозную школу "Абу Муслим" в Маймане, затем стал главой школы "Дар уль-Хефаз", в которой увековечена память о Коране. Переход религиозного деятеля столь высокого уровня на сторону революции означал, что многие представители духовенства рано или поздно склонят головы перед его авторитетом и перейдут в стан защитников апрельской революции.

   Асадулла Насрат многого не успел доделать в своей жизни, однако именно он стоял у истоков создания Национального отечественного фронта, который объединил в годы революции в своих рядах десятки религиозных и общественных организаций Афганистана, организовал проведение подготовительной конференции к Первому съезду Высшего совета улемов и духовенства. Он, как и сотни других честных священников, погиб.

   Не их вина в том, что в Афганистане не получилось построить общество взаимного уважения, равенства и справедливости, а все утонуло в крови. Имена честных мулл, маулави, имамов, муэдзинов поднимались на щит в том числе и теми, кто в "мутной воде" революции ковал свое личное благополучие, мало думая о своем народе. Конечно, они заблуждались, наивно полагая, что настал именно тот момент, когда можно на деле осуществить принципы социальной справедливости, завещанные правоверным пророком Мухаммедом. Они погибли, но стали шахидами.

   Вспоминая многих из них, я часто думаю, как бы они улыбались, если я вдруг спросил бы их, кто такие "шахидки" или что такое "пояс шахида". Но не осмеяли бы меня, а просто сели бы на ступеньки перед входом в мечеть и рассказали о том, как оно есть на самом деле, не преминув упомянуть ласкающее мое ухо имя пророка Исы.

   Вот они, имена лишь некоторых миротворцев - шахидов, погибших в период с 27 апреля 1979 по 21 марта 1983 года, которые не следует забывать ни мусульманам, ни православным, ни католикам, ни протестантам, если, конечно, мы все не хотим окончательно превратиться в зверей, реагирующих только на запах крови.


Маулави Саид Мохаммад Амин (Садр), член Высшего совета улемов и духовенства Афганистиана, член Управления по делам исламской религии

Маулави Асадулла Насрат Андхои, член Высшего совета улемов и духовенства Афганистана

Маулави Ага Мохаммад Лудин, член Высшего совета улемов и духовенства Афганистана

Маулави Насрулла Гардези, член Высшего совета улемов и духовенства Афганистана

Маулави Шейх Саид Мохаммад Аббаси, член Высшего совета улемов и духовенства Афганистана, член Управления по делам исламской религии

Маулави Абдул Маджид, член Высшего совета улемов и духовенства Афганистана

Маулави Абдул Хаким Джаузджани, член Высшего совета улемов и духовенства Афганистана

Маулави Рахматулла, член Высшего совета улемов и духовенства Афганистана

Маулави Мохаммад Карим Кандагари, герой англо-афганской войны

Маулави Саид Абубакар

Маулави Баха уд-Дин Ваэз

Маулави Мир Абдул Хах, религиозный теософ

Маулави Абдул Рауф, глава Филосовского центра мечетей "Фекр аль-Модарес"

Маулави Абдул Рахим, проповедник священной мечети одеяний пророка Мухаммеда

Маулави Исмаил Джамшид из Герата

Маулави Абдулла из Герата

Маулави Шейх Ахмед из Герата

Маулави Гулям Расул из Герата

Маулави Насреддин из Герата

Маулави Абд Ур-Рашид из Балха

Маулави Шингали из Балха

Маулави Шейх Абдул Азиз из Балха

Маулави Сарвар, член департамента проповедников в Управлении по делам исламской религии ДРА

Маулави Абдул Гаффар Ахунд-зада из Газни

Маулави Саид Джаффар Ахунд-зада из Газни

Маулави Абдул Гаффур из Газни

Маулави Абдул Салам из Газни

Маулави Гулям Мухауддин из Газни

Маулави Факир Мохаммад из Газни

Мулла Шахвали Гарибъяр из Лагмана

Мулла Абдул Хай Фарьяби из Фарьяба

Мулла Абдул Вахаб из Парвана

Маулави Абдул Азиз Хабиби из Гор

Маулави Шейх Али Хусейн Нуттаг

Аль-хадж, маулави Саид Ахмадшах Масуд

Маулави Саид Акрам Пейкар

Маулави Гулям Сарвар

Маулави Ахтар Мохаммад

Маулави Саиф уд-Дин

Маулави Саид Джелалуддин

Маулави Абдулла Каттеб

Маулави Шах Факир

Мулла Сабур

Кари Мохаммад Саид

   В этом списке должны были бы стоять имена еще многих сотен религиозных деятелей, проповедовавших в кишлаках и маленьких деревнях. Их называли просто - кари (от слова карья - деревня). К сожалению, их имена не дошли до наших дней.

   Афганские дети, летевшие авиарейсом компании "Ариана" из Кандагара в Чехословакию на отдых в 1984-м, шахиды. Их земную жизнь прервала выпущенная контрреволюционерами американская ракета "Стингер". Их останки похоронены на Кладбище павших Героев рядом со старым микрорайоном в Кабуле.

   Дети, погибшие в Кандагаре под бомбами в результате ошибки советских летчиков летом 1986-го, тоже шахиды. Многих из них так и не откопали из-под руин дуканов. Они погибли на "Пушкинской" площади в Кандагаре. Сейчас это место называется перекресток (рынок) Шахидов ("Да шахидан Чоук").

   Их души превратились в ангелов, следящих за нами и помогающих людям избежать непоправимых ошибок на жизненном земном пути, который у них отняли эти самые люди. -0-