Как мальчик Васятка заблудился Зимняя сказка

Галина Натурина
          После обеда  мама   поставила перед Васяткой стакан молока и сказала:
- Васятка, ты у нас уже совсем-совсем большой  и самостоятельный. Вот тебе  молоко. Выпей его и ложись поспать.  Тебе   просто  необходимо  отдохнуть,   набраться  сил. А нам с папой очень нужно бабушке Дуняше помочь. Ты же понимаешь, она старенькая, а кроме нас помочь ей некому.  На дворе зима, а кто ей дрова порубит,  чтобы печку топить, овечек покормить?  Ты пока поспишь, а когда мы вернёмся, то все вместе пойдём в лес ёлку выбирать. Скоро, ведь, новый год!
          Папа с мамой ушли, а за ними и щенок Лёлька увязался – тоже, значит, будет бабушке Дуняше помогать. И Васятка остался один.

          День был на редкость солнечный! Звёздочки-снежинки на оконном стекле так и искрились, так и переливались  всеми цветами радуги.  Васятка выпил молоко, стакан отнёс на кухню и подошёл к окну. А за окном, прямо с качелей смотрел на него маленький смешной зайчишка – пушистый, беленький, ушастый, а на одном ухе у него висел бубенчик. Зайка, как будто звал Васятку. Вот он соскочил с качелей, пробежал кружок по саду и снова прыгнул на качели. Качели скрипнули и качнулись, а зайка снова на Васятку смотрит, как будто зовёт – пойдём, погуляем!  Васятка помнил, что ему мама сказала, но уж больно смешной и весёлый был этот, неизвестно откуда взявшийся гость! И Васятка решил, что хоть на минутку, ну, на полчасика можно   же   пойти  и  поиграть с  этим зайкой с бубенчиком! Он умел сам одеваться, поэтому надел и шубку, и шапку, и рукавицы, сунул ноги в валенки и выскочил на улицу. А зайка как будто поджидал его – подбежал к нему, подпрыгнул и отбежал, как будто говорил: «А поймай меня! Попробуй!» Васятка подумал: «Ну, и поймаю! Я умею быстро бегать, не хуже этого маленького зайки!» -   И побежал, а зайка – от него: отбежит, позвонит бубенчиком и притихнет – его в  снегу и не видно. Васятка – за ним: ищет, увидит, вот сейчас схватит, а зайка в сторону – прыг – и опять скачет, бубенчиком  позванивает. Весело Васятке  с зайкой  играть! – Смешной зайка, весёлый, только в руки не даётся. Васятка даже упарился. Остановился, а зайка в двух шагах сидит. Ждёт,  когда Васятка отдохнёт. И снова – бежит, бубенчиком звенит, под кустик спрячется, притихнет. И снова Васятка ищет его – где косой шалунишка прячется, снова найдёт, пытается схватить и снова хитрец из-под рук улизнёт.

          А потом вдруг бубенчик замолк, и зайка пропал, будто, его  и не было! Смотрит Васятка вокруг и не может понять, где он – места незнакомые – поляна, лес кругом, ели большие, снегом усыпаны. К тому же                – темно стало, звёзды н а небе высыпали, луна из-за тучи выглядывает. Васятке стало  страшно. Хотелось  заплакать. Но, ведь, мама сказала, что он уже большой и самостоятельный, а значит, плакать стыдно. Не маленький же! Стал Васятка оглядываться, зайку звать, но зайки нигде не видно, и бубенчик молчит, не слышно его. А кругом ели тёмные, снег кругом, и ветер шумит в деревьях. Походил Васятка, снег глубокий, ноги проваливаются.  Маленькая елочка попалась на дороге, подошёл Васятка к ней, споткнулся и упал. Поднялся и тут дал  волю слезам. Никто его не слышал, лес молчал. К тому ж Васятка почувствовал, что начинает замерзать: и валенки не помогают, и шубка не греет.  Постоял Васятка около ёлочки, и вдруг почувствовал, что он очень устал, и он сел прямо в снег, около ёлочки. Прислонился к её веточкам  и глаза сами собой стали закрываться. Сидит, в воротник носом уткнулся, но теплее не стало. И вдруг почувствовал, как чей-то мокрый холодный нос ткнулся в его щёку. «Лёлька, Лёлька!» тихо пробормотал Васятка и в ответ услышал: «Это кто такой Лёлька? Это какая я тебе Лёлька?! И кто ты такой? Почему здесь сидишь? Ёлку что ли сторожишь? Почему один?»
               
          Сон сразу улетучился. Васятка открыл глаза, а перед ним зверь – лохматый, рыжий. –" Ты кто?2 - «Я кто!? Я лиса! Иду по делам, а тут – сугроб огромный, а из него пар идёт! Вот и подошла посмотреть. Так, кто же ты и что здесь делаешь ночью один?» - «Я Васятка. И не сторожу я ёлочку» - и заплакал. – «Ну, рассказывай, что случилось с тобой?» - повторила лиса. «Я заблудился!»- сквозь слёзы проговорил Васятка. «А как же ты в лесу оказался один? Ты сирота, наверное?» - «И никакой я не сирота. Я мамин и папин» - ответил Васятка. – «Просто я с зайкой играл!» - «Это с  каким таким зайкой?» -удивилась лиса. – «С таким -  маленьким, пушистеньким, у него ещё бубенчик на ушке!   Мы  с  ним  в  прятки  играли,  а  потом  он  спрятался  и  пропал». – «Ох, уж этот мне зайка, Ай, озорник! Знаю я его!    Сладу нет с этим безобразником! Не просто так ему бубенчик на ухо повесили! И зайчиха-то с ним уже  измучилась! Совсем от лап отбился! Ну, будет ему трёпка – и от меня, и от мамы достанется!  Будет помнить, как над  маленькими детьми куражиться! А ты где живёшь-то?» - «В доме рядом с колодцем». – «А где это?» - «Не знаю!» - «Да! Куда-то тебя слишком далеко этот сорванец завёл!..  Что же с тобой делать?» Лиса подумала немного, а потом сказала: «Вот что, Васятка, я понимаю, ты уже долго здесь мёрзнешь. Но я тебя очень попрошу – потерпи ещё немого, а я быстро за помощью сбегаю! Две лапы здесь, а две уже там! Только честно! Никуда не уходи! А то, где мы тебя искать будем?! Договорились?  Жди! Я быстро!» - «Честно!» - ответил  Васятка. - «Никуда не убегу! Вот, маму не послушал…» - и Васятка заплакал.  – «Ну, ладно! Не плачь! Я быстро!» - хвостом вильнула и исчезла, как будто её и не было. А Васятка снова под ёлочкой сидит, мёрзнет, и снова в сон его потянуло.


          Сквозь сон  услышал – будто кони ржут, фыркают – совсем рядом. И вдруг кто-то его поднимает. Васятка глаза приоткрыл – дедушка.  Шапка, шуба – меховые, брови, борода, усы – белые, а глаза – добрые.
 - Это ты – Васятка? – спросил его дедушка.               
 - Я, дедушка. А ты кто?               
 - Я? Да я Дед Мороз. Мне лисичка сказала, что неслух-зайка тебя заплутал. Ну, попадётся он мне в руки! В сосульку превращу и не пожалею!
 - Не надо, дедушка! Он весёлый, хороший
 - Хорошее веселье – людей в мороз в лесу  бросать! А ну-ка, полезай ко мне за пазуху, грейся, а иначе ты скорее, чем этот сорванец в сосульку превратишься!
Васятка залез к Деду Морозу под шубу, за пазуху – один нос торчит. Тепло. Согрелся. Сел Дед Мороз в сани и спрашивает:
 - А где же ты, Васятка, живёшь? Куда путь моим белогривым держать?
 - В доме, около колодца.
 - А где же это?
 - Не знаю.
 - Ладно! Узнаем сейчас. – Посвистел по-птичьи, и на рукав к нему опустились две птички-синички.
 - А ну-ка, помощницы мои маленькие, летуньи быстрокрылые,
полетайте-ка, поищите, где  люди мальчика Васятку кличут. Улетели птички. А дедушка с Васяткой  сидят в санях, беседуют. Вдруг видит Васятка кто-то большой, тёмный бежит в их сторону из леса.
 - Ой, дедушка, кто это к нам бежит? – Посмотрел Дед Мороз в ту сторону и улыбнулся:
 - Да это же мой старый друг – Мишенька- Медведь!
Подбежал медведь, остановился, никак отдышаться не может – устал. Отдохнул немного и ёлку протягивает:
 - Думал, не успею! Мне Лиса сказала, что мальчик потерялся, и что ты, дедушка, поможешь ему домой вернуться. А как же без ёлки? Совсем скоро  Новый Год!               
 - Молодец, Мишенька-Медведь! Спасибо тебе за твоё доброе сердце! 
Дед Мороз посадил Васятку на сундучок, что в санях стоял, а сам пошёл  ёлку к саням прилаживать, чтобы не потерялась дорогой. А  Мишенька-Медведь  глянул на Васятку и удивился:               
 - Как же ты, такой маленький, один в лес к нам отважился придти?
Васятка вздохнул, но  ничего не сказал в ответ. Скажешь медведю про зайку, а он Васятку жалеть будет и тоже погрозится зайку наказать.  А он, медведь, вон какой большой да сильный, а зайка – совсем маленький. А медведь попрощался с Васяткой и Дедом Морозом и пошёл в лес, домой. Остались Дед Мороз с Васяткой одни дожидаться птичек-синичек. Сидят, разговаривают.
 - А как зовут  твоих  маму и папу – спросил Дед Мороз.
 - Маму Настёнкой зовут, а папу – Андреем.
 - Настёнкой, говоришь? – удивился дедушка.
 - А глаза у твоей мамы голубые?
 - Да! – ответил Васятка.
 - А косы – длинные и светлые? –  опять спросил Дед Мороз. Теперь удивился Васятка:
 - А откуда ты знаешь?
 - А как же мне не знать, коли твоя мама – моя любимая внучка Снегурочка!               
 - Неправда! – возмутился Васятка. – И не Снегурочка она, а Настёнка. Так её и папа Андрей зовёт, и все люди кличут.
 - Правильно – подтвердил Дед Мороз. -  Это она у вас, у людей, Настёнка!  А у меня она – моя любимая внучка Снегурочка! Маленькая была, в моём тереме жила. Вместе с нею мы к людям ездили, детей с Новым Годом поздравляли, ёлочку наряжали, радовали их. А выросла моя внученька и решила к людям уйти, с ними ей веселее, интереснее. А в нашем-то лесу, кто живёт? – Птицы разные, звери – медведи, волки, зайцы – да мало ли их!  Но с ними ей скучно стало. С ними, ведь, не поговоришь! Хотя надо честно сказать, -  любили её мои лесные друзья, жалели, что ушла она от нас. Но вольному – воля! Так-то!  Ну, а ты, Васятка, получается мой правнучек. Да! Родные мы с тобой, Васятка!
          А тут и птички-синички прилетели, сели Морозу на рукав, защебетали:
 - Ищут, ищут мальчика Васятку. Вся деревня вышла, огни жгут, кличут его. А деревня его за лесом и за земляничной поляной.
 - Ну, спасибо вам, синички, подружки весёлые. Спасибо! Летите по своим делам, а нам с Васяткой ехать надо.             
Птички улетели, а Дед Мороз завернул Васятку  в свою шубу, чтобы  не замёрз, тронул  вожжи и крикнул: -
 -Эй, вы,  мои  быстрые, белогривые,  мчите  нас  к  земляничной поляне!
          Взвились кони выше леса. Смотрит Васятка, удивляется: вот река под ними промелькнула, лес дремучий, поляна, и вдруг  он увидел свою деревню – и дома, и колодец, и свой дом,  что около колодца, и только в его доме свет горел.
 - Вот  мой дом, - закричал Васятка.
 - Молодец! – Похвалил его Дед Мороз, - увидел, узнал  свой дом! Будем спускаться.
          Остановились сани прямо около дома.

               
  Дед Мороз  и Васятка вышли из саней и пошли к дому. Дед  заглянул в окно – в доме никого;  поставил  ёлочку на крыльце и вместе с Васяткой вошли в дом.
          Лёлька лежал около лавки, уткнувшись носом в лапы и тихо скулил. Увидел Васятку, бросился к нему, прыгает вокруг него, норовит языком в нос Васятку лизнуть, лает от радости, что нашёлся дружок. А дедушка поставил на лавку короб и сказал Васятке:
 - Васятка, в коробе игрушки  для ёлочки. Ты не трогай, а завтра с мамой и папой  ёлочку нарядите. А я поеду, сообщу людям, чтобы домой возвращались, порадую их. И ещё скажи маме,  что мне у вас очень понравилось. Я рад, что моя внучка такая хорошая хозяюшка! А я к вам через несколько дней обязательно приеду. Так и скажи – пусть пироги печёт, они у неё очень вкусные!
          Поцеловал Васятку, погладил Лёльку и уехал. И услышал Васятка:  заржали кони, а вскоре послышался издалека голос Дедушки Мороза:
 - Люди! Возвращайтесь домой! Всё в порядке! Васятка дома!               
     Разошлись люди по домам – усталые, но довольные. Настёнка с папой Андреем тоже вернулись домой. На крыльце увидели ёлочку, и Настёнка воскликнула:
 - Да это же дедушка  Васятку нашёл! – и распахнула дверь.  Но в доме дедушки Мороза  не было, зато на полу, на коврике они увидели, прижавшихся друг к другу и крепко спящих, Васятку и Лёльку. Обрадовались мама с папой и совсем забыли, что очень рассердились на самовольный уход Васятки. Мама подняла Васятку на руки и понесла в кровать, а когда стала раздевать мальчика, сонный, он открыл глаза и спросил:
 - Мам, а ты –  правда –  Снегурочка?
Но глазки его тут же снова закрылись, и он крепко уснул. А Настёнка с папой Андреем внесли в дом ёлку и установили её прямо у окна, а рядом поставили короб с игрушками.
          Утром ёлку дружно нарядили, и даже Лёлька пытался помочь своим весёлым лаем. И Дед Мороз  слово сдержал, приехал на праздник и вместе со своей любимой внучкой  всех её друзей и односельчан поздравил с Новым Годом. Но это уже совсем другая сказка. А эта закончилась.

      Декабрь 2015