Тяжелая ноша судьбы

Людмила Филатова 2
С Ларисой мы познакомились, когда наши дети были малышами. У нее две дочки, у меня три сыночка. Работали обе в поселковом совете. Лариса занималась субсидиями.
Муж ее работал водителем, развозил хлеб по магазинам в нашем поселке. Оба весельчаки, простые люди, выросшие в селе.
Однажды в выходной день муж Ларисы пошел помочь другу ремонтировать машину в гараже и при сварке взорвался газовый баллон.

Восемь долгих месяцев сидела Лариса у постели мужа, не подпуская никого на подмену. Девочек забрали родители. Но 75 процентов ожога были несовместимы с жизнью, только продлили муки мужа.

Осталась Лариса вдовой с двумя дочерьми 3 и 5 лет – Анной и Женей. Родители мужа как-то ушли в свое горе и забыли о внуках, а родители Ларисы принимали активное участие в воспитании - как могли, помогали дочери преодолеть кризис.

Когда Ане исполнилось десять лет, обнаружилась проблема с сердцем. В Киеве ученик Амосова сделал ей операцию. Дочки росли на радость маме - умные, послушные, дружные, помогали во всем, учились очень хорошо.

Лариса долго отходила от тоски по мужу. Лет через десять после его смерти стал ухаживать за ней местный милиционер, армянин по национальности.

Но она никого не хотела пускать в свою жизнь, не хотела, чтобы детей воспитывал чужой мужчина.
Милиционер все равно надеялся, так влюбился. Со временем Лариса расцвела, девчата догнали ее по росту. Старшая Аня поступила в институт, а Женя заканчивала школу. Шли последние выпускные экзамены. Мы ездили вместе выбирать выпускное платье.

Вечером, перед последним экзаменом у Жени разболелась голова. Лариса предложила ей лечь спать пораньше, но дочка сказала, что испечет тортик, тогда ляжет.

И вот торт на столе, Лариса смотрит телевизор, слышит, шум на кухне. Прибежав, увидела Женю на полу. Из носа и ушей текла кровь.

Лариса с криками выбежала на улицу, в соседнем дворе жил сын местного батюшки Максим. Он прибежал на крик, вызвал скорую помощь, которая приехала через час.

Женя умирала на руках Максима от инсульта. Скорая уже не понадобилась.

Когда мне позвонили и сказали, что у моей подруги умерла дочь, я подумала, что это Аня, поскольку у нее были проблемы с сердцем. Но когда я прибежала, узнала, что это совсем здоровая, жизнерадостная красавица Женя.

Лариса была никакая, находилась в прострации. Приехали родители, тоже небольшие утешители. Милиционер, который был влюблен в Ларису, организовал все, взял на себя даже часть расходов. После не взял с Ларисы ни копейки. Скинулись все друзья, улица, с работы помогли.

Но душа у нее и у Анны опустела. Лариса считала, что ее за что-то наказал Бог. Она отвернулась от людей, перестала общаться, ушла на другую работу в город.

Я пыталась к ней найти подход, но было бесполезно, она молчала, как и ее дочь Анна, которая едва выдавливала из себя улыбку.

Вскоре мне сказали, что Лариса стала постоянно посещать церковь с Анной, ездить по монастырям, а затем начала петь на церковных службах.

Только так мы нашли с ней общий язык через лет пять. Она предлагала мне поехать в какой-нибудь монастырь, я соглашалась и мы общались лишь на тему религии.

Анна после института устроилась на фирму, по выходным с мамой пела на службах. Сама Лариса бросила работу и стала помогать батюшке, сегодня она его первая помощница во всем.

На одной из служб она встретила бывшего сокурсника, который крестил внука. Разговорились, слово за слово. Как-то все случилось очень быстро. Никого не приглашая на свадьбу, Лариса расписалась и обвенчалась с мужчиной.

За много лет я увидела, что Лариса улыбается, как в былые времена. Была высокая и худая, а сейчас красивая, в теле, молодая женщина, которой недавно исполнилось 55 лет.

Муж ее оберегает, ценит, он такой же набожный. Они нашли друг друга.

Аня рада, что мама наконец счастлива, сама же одинока. Из-за проблем с сердцем не может иметь детей, поэтому отказывает своим поклонникам. Я надеюсь, что она тоже найдет свое счастье, потому что заслужила его.

Когда я заглядываю в церковь по воскресным дням, мои девчонки встречают меня жизнерадостно.