Скалка

Ира Григорьева
В одной деревеньке жили старик да старуха. Был у них единственный сын - Ерема. Статью Ерема не вышел, умом тоже. Целыми днями сидел на лавке у окна да мух гонял.
Пойдет отец в поле - сына с собой зовет. А Ерема и отвечает: “Руки мои слабы, спина тоже. Мне еще сил набраться надо”. Вздохнет старик, махнет рукой и работать идет.
А народ шепчется.
Пойдет мать в лес по грибы-ягоды - сына с собой зовет. А Ерема отвечает: “Леший в лесу живет. Страшно мне. Смелости набраться надо”. Вздохнет старуха, смахнет слезу и одна в лес идет. А народ шепчется.
Поедет отец в столицу - сына с собой зовет. А Ерема отвечает: “Разбойники на дороге. А я оружие держать не умею. Мастерства бы мне”. Вздохнет старик, встряхнет поводья и покатит на тележке. А народ шепчется.

Стала как-то мать пироги печь. Тесто прихлопывает, скалкой раскатывает, песню тихо напевает. Ерема сидит рядом, щиплет тесто да в рот кладет.
Мать говорит: “Шел бы ты, сынок, делом занялся. Отец уехал. Помощь по хозяйству нужна.”
А Ерема сидит ногой качает, рукава съехали, рубаха расстегнута, волосы на голове что гнездо.
В углу мышь заскреблась. Мать говорит: “Вон, гляди-ка мыши в дом пришли! Проедят мешки с мукой - без пирогов останешься!”
Взял Ерема у матери скалку и кинул  угол. Мышь убежала.
Поднял Ерема скалку и говорит: “Ишь ты, а скалка-то мышку прогнала”. Сунул скалку за пазуху.
Мать говорит: “Сходи, сынок половики отряси”. Сморщил Ерема лицо, взял половики и на улицу вышел. Развесил их на плетень. Достал скалку и давай пыль выколачивать.
Вернул матери половики и говорит: “Опять скалка помогла. Видно волшебная. Пойду на деревню, проверю”.
Вышел он из дому, а соседка яблоки собирает. Ерема говорит: “Дай я помогу!” Достал скалку и начал яблоки сшибать. Полетели они в разные стороны. “Вот тебе яблочки!” - радуется Ерема. Соседка закричала. Прогнала его.
Видит Ерема другой сосед землю копает - комья разбивает. Подошел к нему Ерема и говорит: “Дай помогу!” Начал скалкой лупить по земле. Все ухлопал. “Вот тебе ровная земля!” - радуется Ерема. Сосед закричал. Ерему прогнал.
А Ерема думает: “Вот это скалка! И впрямь волшебная! Столько всего умеет!”
Видит девушки сидят на лавочке да орешки щелкают. Заметили его, засмеялись. А Ерема говорит: “Давайте-ка я вам орехов начищу.” Размахнулся Ерема скалкой своей и давай по орехам колотить. Полетели скорлупки прямо девушкам в лицо. “Вот вам орехи! Кушайте на здоровье!” Завизжали девушки и разбежались от Еремы.
Тут отец с города возвращается темнее тучи.
— Что за беда приключилась с тобой? - спрашивает мать.
Старик отвечает:
— Плохи дела, мать. Напал на столицу нашу огромный великан Черноног. Бесчинствует. Деревни топчет, огнем плюется, людей давит. Государь наш со всех концов богатырей собирает, чтобы уничтожить окаянного. Никто справится не может.
— Видно надо и мне собираться, - сказал Ерема.
— Куда ты? Ты ж спины никогда не нагнул! - всплеснула руками мать.
— У меня скалка волшебная есть! Во! - крикнул Ерема и поднял скалку вверх.
Заплакала мать:
— Не дури, Ерема! Не поможет тебе скалка!
— А вот увидишь!
Сказал тогда строго отец:
— Если пойдешь на великана со скалкой и не сдюжишь, то сюда лучше не возвращайся! Не позорь нас с матерью!
Поклонился Ерема отчему дому и отправился в путь. А народ хохочет над ним:
— Богатыри мечи сломали об великанью голову, а он со скалкой на него!

Отправился Ерема в путь. Не оглянулся. Дорога лесом петляет. Идет Ерема, озирается. Деревья темные со всех сторон, страшно Ереме, скалку свою в кулаке сжимает. Выскакивает на дорогу человек с дубинкой.
— Стой, - говорит, - отдавай деньги!
А Ерема со страху махнул скалкой и свалил разбойника. Упал тот на землю.
— Вот, - думает Ерема, - умеет скалка сражаться!

Идет он дальше. Видит мужик бородатый олениху за веревку тянет. Та хрипит, вырывается, ноги в кровь изодраны.
Крикнул Ерема:
— Отпусти ее!
Мужик отвечает:
— Вот уж нет!  Моя добыча!
Посмотрел Ерема оленихе в глаза и будто плачет она.
Размахнулся Ерема и кинул скалку  в мужика бородатого. Прямо в лоб ему скалка прилетела. Пока мужик за голову хватался - олениха уже в чащу лесную убежала.

Идет Ерема дальше. Вот уже и золотые купола столичные на солнце блестят. Да радостных голосов в городе не слышно. Только горький плач.
Ерема прямо к царю-государю идет на поклон.
— Кто такой будешь? - царь спрашивает.
— Ерема я. Из Заземья. Пришел с великаном сразиться.
— А где же твои латы, меч твой булатный? - спрашивает царь.
— А мне все это и не нужно! У меня скалка есть волшебная! Она с любой бедой справиться помогает!
Достал тогда Ерема скалку и поднял вверх. Увидали царские слуги скалку и стали смеяться. А царь разозлился:
— У нас тут великан Черноног людей сотнями убивает, а ты со скалкой пришел! Посмеяться над бедою решил? Ну так иди же и сразись с ним! Только если без победы мне на глаза попадешься - заживо сварю!
Вытолкали Ерему из города. Сжал он скалку в кулаке и к великану пошел.
Видит - сидит Черноног среди разрушенной деревни, ручищами коровьи шкуры на пояс себе прилепляет. Глаза огромные, красные. Рот кривой с острыми зубами. На голове рога как у быка, а тело, как гора широкое. Круг него убитые воины лежат.
Крикнул тогда Ерема:
— Эй ты, Черноног, давай сражаться!
Великан глаза сощурил и говорит:
— Кто это тут пожаловал на мой пир?
— Я это! Ерема Заземский! Бить тебя пришел.
Размахнулся Ерема скалкой и бросил в великана. Скалка отскочила и на землю упала.
Засмеялся Черноног:
— Ты пощекотать меня пришел?
Схватил Ерема скалку и ударил великана по пальцу.
— Ишь ты, какой наглый!  - зарычал великан.
Наклонился он к Ереме ближе, а тот возьми да и ткни скалкой в огромный глаз.
Разозлился великан:
— Сейчас я тебя надоедливая муха летать заставлю!
Схватил великан Ерему и кинул в лес.
Упал Ерема в чащу лесную на крышу домика, мягким мхом поросшую. Скалка рядом брякнулась. Вышла из домика девушка. Коса из ветвей стплетена, до земли стелется, будто в мох врастает,  листьями зелеными украшена, глаза как изумруды блестят, сарафан расшит цветами невиданными.
— Кто ты, добрый молодец? Почему с неба упал? - спрашивает она Ерему.
Ерема соскочил с крыши, посмотрел на девушку и отвечает:
— Ерема я. Из Заземья. Упал с неба, потому что великан Черноног меня сюда кинул.
— А чего же он тебя кинул?
— Да, я одолеть его хотел. Скалкой. А она подвела меня.
Девушка засмеялась и сказала:
— Что ж ты, Ерема, не знаешь что великанов скалкой не возьмешь? Их  мечом-то не всякий одолеть может.
Пожал Ерема плечами, почесал затылок:
— Но скалка мне во всем помогала. Столько дел добрых делала.
Тут девушка руками всплеснула и говорит:
— А я же помню тебя! Это ты же меня от разбойника спас!
Задумался Ерема:
— А когда это?
— Да когда я оленихой была! Я же лешего племянница - Веденея-лесавка. Умеем мы лесавки в зверей превращаться.
Испугался Ерема:
— Сгинь нечисть! Сгинь!
Засмеялась девушка:
— Погоди ты, не горячись! Я помочь тебе хочу. Знаю я как великана одолеть.
— И как же?
— Есть у Лешего в доме печь. Тот, кто через нее пройдет, тот силой богатырской обладать станет и любого врага победит.
— Отведи меня скорее туда! Если не одолею великана смерть меня ждет неминучая.
Повела Веденея Ерему в чащу глухую к дому Лешего. Дом его был в стволе огромного дуба. Вход в него через темную ращелину. Вошли они туда. Веденея говорит:
— Вот тебе моховик-камень. Будешь с Лешим говорить - в глаза ему не смотри, а камень в руке держи.
Вошли они в палаты. Леший сидит на лавке и сети из веток плетет. Весь мхом оброс, лапы когтистые, глаза большие, огнем светятся.
Увидал он Ерему и разозлился. На Веденею закричал:
— Ты что это? Человека в мои покои привела! Изживу, сгублю!
— Не гневайся, дядюшка - Веденея говорит. - Этот молодец меня от жестокой расправы спас. Хочу помочь ему силу обрести, чтобы с великаном Черноногом сразиться.
Усмирел Леший. Говорит:
— Ну, коли великана хочешь победить - помогу тебе. Он уж больно зол стал. Леса мои топчет, сжигает. Нет управы на него.
Ерема на Лешего не глядит, камень в руке держит и говорит:
— Говорят, у тебя печь есть волшебная, что сильным стать помогает.
— Есть - отвечает ему Леший  - да вот беда. Печь моя триста лет нетоплена стоит. И теперь, чтобы огонь в ней развести - кащеев уголь нужен.
— Как же добыть его?
— В кащеевы копи тебе дорога лежит. Принесешь уголь - будет тебе сила богатырская.

Загрустил Ерема, а Веденея ему и говорит:
— Не грусти, добрый молодец! Иди прямиком к черной горе. Вот тебе ужик-вертун. Ты его у подножия горы выпусти и за ним беги. В какую дверь он заползет - туда и тебе нужно.

Побежал Ерема к черной горе. Она высокая. Небо подпирает. Черные вороны летают над ней, кричат. Ерема ужика выпустил и смотрит. Ужик пополз к трещине в горе и юркнул внутрь. Ерема склонился и пополз на коленках в трещину. А внутри темно, ничего не видать. Стал он руками водить, уголь нащупывать, а отломить не может. Достал скалку из-за пояса и стал по стенкам колотить. Колотил, колотил, отбившиеся кусочки в рубаху складывал.
Вдруг задрожала гора, разъехалась. Явился перед Еремой Кощей. Вместо головы череп голый, вместо глаз пустые глазницы, руки длинные, под черной накидкой скелет, железом обитый.
Склонился Кощей над Еремой и спрашивает:
— Кто тут в моей горе хозяйничает?
Ерема от страха и слова сказать не может. Мычит только. Сам весь в угле перемазанный, лицо и одежда черные, волосы всклокоченные.
Пригляделся Кощей, рукой махнул:
— Так это черт! Что, родимый, заблудился?
Захохотал Кощей и исчез.
Ерема лежит ни жив ни мертв. Еле дышит.
Вскочил на ноги и бежать. Прибежал к Веденее. Уголь к ее ногам высыпал.
Лесавка отмыла Ерему и к Лешему отправила.
— Принес я тебе кащеев уголь. Разводи огонь! - говорит Ерема Лешему и камень сжимет в руке.
А Леший и отвечает:
— Я бы и рад был, да огня у меня нет. Тут змеев огонь нужен. Иди к Горынычу и попроси у него его дыхания.
Загрустил Ерема. А Веденея ему и говорит:
— Не грусти добрый молодец! Иди к бабе Яге сначала. Попроси у нее горшочек глиняный. С горшочком тем можешь смело к змею идти. Только с бабушкой вежливым будь и приветливым. Не брезгуй спину гнуть и колени пачкать.
— Так съест ведь меня бабка. - испугался Ерема.
Веденея засмеялась:
— А ты ей от меня гостинец передай - мухомор-переросток.
Взял Ерема мухомор и к бабе Яге пошел.
Приходит к избушке на курьих ножках. Баба Яга на крыльце сидит, метлу свою паутиной заматывает.
— Здравствуй, бабушка! - поклонился ей Ерема.
Баба Яга соскочила с крыльца и стала Ерему обнюхивать. Ходит круг него, пальцем кривым в грудь тычет, смрадный запах от нее исходит.
— Что это ты, добрый молодец, ходишь тут? Чего тебе надобно?
А Ерема и отвечает:
— Надобен мне бабушка горшочек глиняный. Слыхал я, что у тебя есть.
— Ну есть такой, - баба Яга отвечает.
— Дай мне его!
— Ишь, какой прыткий! Горшочек один такой. Чего это я тебе его отдавать буду?
— А я бабаушка тебе мухомор-переросток принес. От Веденеи-лесавки.
Засмеялась баба Яга и говорит:
— Люблю мухоморы, да только с таким огромным мне в избу не войти. Занеси-ка меня на своей спине.
Ерема отвечает:
— Залезай, бабушка!
Встал Ерема на колени. Влезла Яга ему на спину. Стал Ерема подниматься, а встать не может. Баба Яга тяжеленная оказалась.
Собрался силами он, достал скалку из-за пояса, оперся на нее, поднялся и понес бабу Ягу в избу. Занес, на скамейку посадил и мухомор-переросток в руки подал.
Говорит баба Яга:
— Спасибо тебе, Ерема, услужил. Бери горшочек глиняный.
Поблагодарил Ерема бабу Ягу и пошел с горшочком на змеиное болото.
Приходит туда, видит змей в болоте лежит, брюхо поглаживает. Три головы на ветках деревьев дремлют, хвостом камни перекатывает.   
Увидел змей Ерему, зарычал, когтями землю рвет, хвостом деревья сшибает:
— Кто ты такой, что мой покой смел нарушить?
— Ерема я. Из Заземья!
— Чего тебе от меня нужно?
— Нужен мне твой огонь!
Засмеялся змей Горыныч:
— На что он тебе?
— Печь Лешеву разжечь, да силу обрести!
— Печь? - задумался змей. - А понесешь в чем? Не в кармане ли?
Засмеялся змей. На Ерему смотрит.
— Зря смеешься, - отвечает Ерема.  - Есть у меня горшочек глиняный!
Вынял горшочек и змею показал. Закивал змей всеми тремя головами.
— Ну что ж, подходи поочередно к моим головам, начиная с левой. Подставляй глиняный горшочек.
Подошел Ерема к левой голове - дыхнул змей синим огнем. Подошел Ерема к средней голове - дыхнул змей желтым огнем. Подошел Ерема к правой голове - дыхнул змей красным огнем.
Смотрит Ерема - в горшочке будто вода яркая колышется.
— Спасибо тебе, змей Горыныч, - говорит.
— Погоди благодарить, человек. Все огни перемешать нужно. Но рука человеческая мигом сгорит.
Ерема достал скалку из-за пояса и все огни в один перемешал в горшочке.
Вспыхнуло в нем пламя. Побежал Ерема к Веденее.
Показал ей горшочек со змеевым огнем.
— Иди к Лешему теперь! Неси ему горшочек с огнем.

Пришел Ерема к Лешему.
— Вот огонь, Леший! Разжигай свою печь!
Кинул Леший кощеев уголь в печь, выплеснул змеев огонь на него. Полыхнуло пламя невиданное. Горячее солнца.
Леший говорит Ереме:
— Бери свой меч и шагай в огонь!
— Нет меча у меня, - повесил голову Ерема.
Веденея и говорит:
— Бери оружие, что ближе к тебе! Такое, что тебе всегда помогает!
Достал Ерема скалку. Леший и говорит:
— Нет. Со скалкой не выйдет. Печь только оружие принимает. Последний раз Добрыню Никитича переплавляла и меч его. Славный богатырь получился.
А Ерема смотрит Лешему прямо в глаза и  отвечает:
— Эх, была не была! Все равно умирать. Хоть от огня, хоть от великана, хоть от позора!
Крикнул и вбежал в печь. Огонь разгорелся сильнее, весь лес поглотил и погас.
Смотрят Леший и Веденея горка пепла в печи лежит. Загоревали.
А из-под пепла Ерема встает. Доспехи на нем серебряные, кудри золотые, на поясе меч булатный висит.
— Добро пожаловать Еремия-богатырь, - поклонился Леший.
Вышел Еремия-богатырь из печи, поклонился Лешему, Веденее-лесавке. Поблагодарил их за помощь и к великану Черноногу отправился.

Видит богатырь великан поля хлебные выжигает, стены крепостные рушит, людей давит. Крикнул он так, что земля вздрогнула:
— Выходи на бой Черноног! Выходи с богатырем русским сразиться!
Налетел на него великан и битва завязалась. Три дня и три ночи бились богатырь с великаном. Искры из лезвия меча летели, кости трещали и кровь проливалась.
На третий день упал великан к ногам Еремии-богатыря и в землю обратился.
Возликовал народ, славу и хвалу богатырю поет.
Царь-государь спрашивает богатыря:
— Что тебе в награду надо? Проси что хочешь!
— Ничего мне не надобно.
И ушел. Пошел он в чащу лесную к домику, мхом поросшему. Вышла Веденея на крыльцо. Поклонилась богатырю, а он спрашивает:
— Пойдешь за меня замуж, Веденея-лесавка?
Девушка глаза отпустила, краской лицо ее залилось:
— Пойду. - ответила она богатырю, - Но я же у Лешего в служанках хожу. Меня из леса не вывести. Стоит только мне за опушку шагнуть, как я в олениху обращаюсь. Только тот, кто косу мою отрубит - сможет меня из леса вывести.
Махнул Еремия-богатырь своим мечом и отрубил древесную косу лесавке.
На ее месте русая коса отрасла. Взял Еремия Веденею на руки и вынес ее из леса.

Вернулись они в Заземье. Мать с отцом рады радешеньки. Свадьбу сыграли. А на свадьбу молодым скалку подарили.