Развите и взаимодействие аврамистических религий

Максим Иващенко 2
Библия и  Коран, священные книги двух основных мировых религий,  христианства и  ислама, составлены на основе священных книг иудаизма -Письменной Торы, называемой в христианской традиции Ветхим Заветом.
 К XIII в. до н. э., к моменту бронзового коллапса, хабиру, предки евреев накопили уникальный исторический опыт. Об этом говорит география и история их странствий. Междуречье с его уникальной шумеро-аккадской культурой, территории кочевников-семитов с их интересными скотоводческими традициями и особенным взглядом на мир, практичная и прагматичная сиро-финикийская цивилизация  торговцев, земледельцев и ремесленников Ханаана, находящаяся на тот момент под сильным хеттским влиянием. Далее был Египет, где сыны Израиля поначалу были частью знатного слоя населения при фараонах-гиксосах, а затем, после изгнания последних, оказались в зависимом положении. За столетия странствий и оседлой жизни в разных местах, в разных цивилизационных очагах того времени, евреи ознакомились с их достижениями во всех областях жизнедеятельности и оценили, примерили на себе имеющиеся недостатки. Творчески переработав культурное, религиозное, политическое и юридическое наследие этих цивилизаций хабиру одними из первых пришли к совершенному монотеизму и составили свои священные тексты, вошедшие в Пятикнижье Моисея, где зафиксировали свои философские, исторические, юридические и этические взгляды.
Далее, столетиями взаимодействуя с окружающими цивилизациями, евреи накапливали геополитический, мистический и культурный опыт, отражая его в своих книгах, вошедших в Ветхий Завет, канон которого был завершен примерно в V в. до н. э.. Кроме того, накопился еще огромный пласт устных норм и преданий, зафиксированных в Талмуде к V в. н. э..
Можно сказать, что учение иудаизма, легшее потом в основу христианства и ислама, - это лучшие искры мудрости народов мира, просеянные евреями через сито монотеизма.

Появление христианства связывают с жизнью и деятельностью странствующего проповедника ортодоксального иудаизма Иешуа из Назарета, жившего в I в. н. э., когда Израиль находился в составе Римской империи. 
Его проповедь почти полностью находилось в рамках ортодоксального иудаизма того времени с небольшими вкраплениями иессейской аскетической  традиции, народных верований северного Израиля и иудейско-эллинистических концепций; на фоне огромного разброса мнений среди еврейских мудрецов того времени оно выглядело довольно консервативным и умеренным.
Решающим фактором, почему иудеи - современники Иисуса отнеслись к его проповеди настороженно,  является то, что она противоречила санитарно-гигиеническим нормам того времени; иудаизм придавал большое значение чистоте и гигиене, этому посвящены соответствующие постановления, которые Иисус и его ученики игнорировали (Евангелие от Марка 7:1-9).
Протестуя против злоупотреблений храмовой верхушки, Иисус устроил беспорядки на Храмовой горе в Иерусалиме. Опасаясь, что беспорядки перерастут в восстание, служащие  римской администрации казнили его. На третий день, сразу по завершении субботы, согласно общепринятой версии, Иисус воскрес из мертвых. В рамках иудаизма воскресение из мертвых – это явление хоть и сверхъестественное, но  весьма обыденное, и не является поводом для обожествления воскресшего. Для языческого мировоззрения, чудеса, связанные с жизнью, деятельностью, смертью и воскресением Иисуса стали поводом для его обожествления и фактором отхода христианства от строгого монотеизма.
Сложным является вопрос происхождения Иисуса. Согласно византийской традиции, переданной Епифанием Кипрским, которую тот, в свою очередь, получил от своего усыновителя, ортодоксально иудея, Иаков, дед Иисуса, отец Иосифа имел прозвище Пантера (Panthira – самый лучший), которое стало родовой фамилией его потомков. Это прозвище носили многие воины эллинистических и римских армий, среди которых были и евреи. Во II-III веках  н. э. евреи стали воспринимать службу в римской армии как предательство народа и веры, а формирующиеся христианство сделало крен в сторону пацифизма, считая греховным служить в армии. Факт рождения Иисуса в семье военных стол дискредитирующим фактором как для евреев, так и для христиан. Поэтому христианские комментаторы поменяли словосочетание «Иисус сын Panthira» на созвучное «Иисус сын Partheno» - Иисус сын девственницы. Это стало дополнительным фактором обожествления Иисуса, поскольку согласно языческой мифологии, от связи богов с людьми рождались герои-полубоги.
После разрушения Иерусалисмкого храма христианство начало отпочковываться от иудаизма. Были составлены книги Нового Завета, повествующие о жизни Иисуса, а в многочисленных посланиях апостолов к христианским общинам каждый из них изложил свой взгляд на его учение.  К IV в. н. э. христианство превратилось в самостоятельную религию, позаимствовав  у Платона идею троичности Божества.

Появление ислама в VI в. объясняется реакцией человеческого сообщества на отход христианской цивилизации от строгого монотеизма и обожествление Иисуса, внедрения в христианский культ других языческих практик, таких как иконопочитание. Мухаммед, получив откровение через архангела Гавриила, попытался вернуть мир к строгому монотеизму, творчески переработав иудейское и христианское наследие, упростив и приспособив его под нужды формирующегося феодального общества. Последователи Мухаммеда после его смерти составили канон Корана, который стал священной книгой мусульман.

Иудаизм, христианство и ислам хоть и развивались как отдельные религии, находились в постоянном взаимодействии, обогащая друг друга идеями и смыслами, создавая современную цивилизацию. А священные книги этих религий являются достоянием всего человечества. Они нисколько не противоречат современным научным представлениям. В них в аллегорической и метафорической форме отражены процессы формирования и эволюции Вселенной, нашей планеты Земля и жизни на ней, в том числе и человека. Указано предназначение человека, цели и задачи, которые стоят перед человечеством, пути их осуществления. Там указаны заповеди, следуя букве и духу  которых, можно достигнуть гармонии в отношениях между людьми и Богом, между людьми и окружающей средой.