Холмс Ролстон III - Экологический гражданин!?

Виктор Постников
The Ecological Citizen  Vol 3 No 2
13 января 2020

Экологический гражданин это гражданин, но экологический. Аминь!  Мы все должны быть экологическими гражданами.  Но уточним.  Экологический гражданин  - это тот гражданин, который живет в экологии. Вы можете быть гражданином в экологии? 
Что это значит, мы попытаемся проанализировать.

Можно быть гражданином государства,  гражданином более локального штата, как, например, Калифорнии  или Массачусеттса, или города такого как Лос-Анжелес или Бостон.  Чтобы уехать или приехать в свою страну нужен паспорт гражданина.  Вы должны быть гражданином, чтобы голосовать на выборах,  и вы должны платить налоги. Вы должны быть цивилизованными, ваше государство – часть вашей культуры.  Но эта область отлична от экологии.  Нельзя быть гражданином леса или саванны. Или Земли.  Или биосферы.  Они не выпускают паспортов.

Люди, думающие про себя, что они слишком велики, чтобы быть просто гражданами государства,  любят называть себя космополитами.  Они хотели бы установить cosmopolis или "мировое государство" для всего человечества, и поэтому выступают за глобализм и интернационализм.  Их космополитическое сообщество может основываться на универсальной морали, общих экономических отношениях,  или на политической структуре, объединяющей различные страны, как ЕС.  Они хотят, чтобы отношения между национальными государствами основывались на взаимном уважении, несмотря на различные политические, культурные и религиозные убеждения и практики.  Но нельзя быть гражданином космополиса.  Таким космополитам по-прежнему нужны паспорта национальных государств, если они хотят путешествовать по их космополитической Земле. К счастью, национальное государство или космополитическая Земля  -  не единственная возможность для человека быть «гражданином».

Граждане, где бы они ни жили, нуждаются в  'экосистемных услугах'.  Экосистемные услуги предоставляют множество различных благ, которые люди свободно получают из природного окружения и от нормально функционирующих экосистем.  Это могут быть агроэкосистемы,  лесные экосистемы,  степные экосистемы или морские экосистемы. Природа – это мир, которые работает по своим законам, и всем экосистемам нужна вода и воздух. Они перерабатывают материалы, поддерживают плодородие почв, уровень кислорода и двуокиси углерода на некотором устойчивом уровне. Экосистемы предоставляют эти услуги гражданам всех стран, а также всем существам на Земле.

Дождь падает с неба.  Углерод, кислород, азот и водород – четыре самых существенных для жизни элемента – всех их поставляет атмосфера.  Необходим непрерывный воздушный поток, наполненный водой, кислородом, азотом и двуокисью углерода, чтобы на земле поддерживалась жизнь.  Эти продукты не поставляются политическими или правительственными органами,  которые, кстати, мало что делают для защиты этих свободно приходящих жизненно важных благ.  Политики и правительства обычно делают совсем другое – загрязняют  атмосферу, воду и почву.
Ни одному из правительств не принадлежат экосистемы с их услугами.  Воздух не принадлежит ни одному гражданину национального государства. Воздух, которым мы дышим сегодня, был в Китае на прошлой неделе, и будет в Европе через неделю.
 
Половина атомов в моем теле однажды плавала в небесах.  Потоки воды между Землей и небом определяют погоду и климат. Метеорология оказалась существенно сложнее, чем ожидалось.  Погоду невозможно предсказать за две недели вперед из-за хаотического поведения атмосферной системы. Тем не менее, природные системы постоянно и надежно предоставляли погоду и климат в течении тысячелетий.  Все это указывает на императив, выходящий за пределы политического гражданства: стать нам всем экологическими гражданами.  Наше будущее зависит от него.

У экологических граждан главное беспокойство должны вызывать те, кто поддерживает Антропоцен. Это возбужденные космополиты,  преимущественно в богатых странах, которые сегодня ищут возможности переделки планеты под экологию, которая (как они считают) больше нам подходит. По последним данным, человеческое влияние стало настолько преобладающим, что Земля вступила в новую эпоху, Антропоцен. 
Умственные способности людей позволили создать технологии и перестроить ландшафты  до такой степени, что  они приобрели возможность трансформировать «их» планету до неузнаваемости.   Впервые за 4.5 млрд лет, с тех пор как возникла жизнь на Земле,   один из видов пытается управлять будущим планеты.

Управляемые людьми экосистемы покрывают сегодня большую часть поверхности  Земли. Сельское хозяйство, строительство и добыча полезных ископаемых  трансформируют землю в большей степени, чем природные процессы (бури, эрозия и др). Люди сегодня главный геологический фактор на планете: "Активность людей сегодня стала настолько всеобъемлющей, что они [люди] толкают Землю в планетарную terra incognita" (Steffen et al., 2007: 614).

Кроме геологии, 'Антропоцен'  стал новым 'воодушевляющим термином' для тех, кто  призывает к  перестройке и менеджменту планеты. Недавно в журнале The Economist  предложено "использовать Антропоцен для раскрытия человеческой изобретательности, чтобы планета выполнила свою задачу 21-го века." В статье предвидится существование  "10 млрд достаточно богатых  счастливых потребителей"  на преобразованной с помощью геоинженерии Земле (The Economist, 26 May 2011 edition: 11, 81).  Соответственно,  капиталистические рынки и массмедиа празднуют увеличение и расширение человеческих желаний.  Антропоцен -  "решающий момент для человечества,"  утверждает American Geosciences Institute (Seielstad, 2012). "Люди  - непревзойденные экосистемные инженеры" (Ellis and Ramankutty, 2009). «Мы -  "Богом данный вид»" (Lynas, 2011).

По их утверждению, мы вступили в эпоху конечного человеческого доминирования" То, что мы называем 'спасением Земли', на практике потребует ее новой перестройки снова и снова, пока ее населяют люди" (Shellenberger and Nordhaus, 2011: 61).  Люди теперь стали  "слишком большими для природы." "Давайте примем вызов и будем совершенствовать наше мастерство по управлению Землей" (Ellis, 2015). Войдем в цивилизованный дизайнерский мир.  Теперь граждане, по крайней мере в богатых хайтековых странах, предлагают перезапустить экологию,  построить для себя  свою 'синтетическую Землю'.

Редакторы выпущенного ранее специального издания Scientific American , 'Управлять планетой Земля',  предвосхищая нынешний тренд,  спрашивали " А какую планету мы хотим?  А какую планету можно получить?" (Clark, 1989). Программа менеджмента включала множество задач планетарного масштаба:  Найти способы распределения осадков,  остановить ураганы и цунами,  предотвратить землетрясения,  перенаправить океанские течения,  удобрить морские фермы,  контролировать уровни океана,  изменить ландшафты для увеличения сельхозпродукции,  и в целом сделать природу более дружественной к пользователю.  Но поддерживающие антропоцен могут столкнуться с  неожиданным вопросом:  Разве наше отношении с природой сводится  только к тому, чтобы сделать ее лучше для нас?

Экологические граждане чувствуют большую потребность в чувстве места.  Всем людям необходимо чувство 'моей страны',  социальных сообществ среди любимых ландшафтов. Англичане любят свою сельскую природу, шотландцы свои горы и долины,  швейцарцы свои Альпы.  Южноафриканцы свой финбош. Японцы обожают свои дзенские сады. Тайвань это Формоза, прекрасный остров.  В Китае, Конфуций учил тому, что люди и природа должны быть в гармонии,  поэтому на протяжении тысячелетий китайцы в своих ландшафтах подчеркивали смену времен года и природные ритмы – что тоже относится к  услугам экосистем.  Земля обетованная всегда была в центре иудейской веры.

Американцы поют с воодушевлением, America the Beautiful.  Мы любим наши ландшафты:  долину Шенандоа, залив Чесапик, Мыс Код,  Великие озера,  реки Огайо, вершины Сьерры, горы Адирондак, пустыни Юго-запада, тихоокеанское северозападное побережье,  Скалистые горы.  Название Монтаны происходит от слова  «mountains» (горы). Западная Вирджиния - это "mountain mamma" – и ее дети не хотят, чтобы горы взрывались.

Альдо Леопольд  призывал к тому, чтобы мы "думали как гора."  Более того, сейчас мы должны думать вместе с Землей.  Леопольд говорил о "чувстве общности со всем живущим на земле;  желании live and let live; восхищении грандиозностью биотического предприятия" (Leopold, 1969: 109, 129).  Это биология высшего порядка.  В наше критическое и неспокойное время,  мы обращаемся к этике глубже, чем когда-либо,  все больше людей откликаются на срочный призыв уважать жизнь.  Этика Земли выступает как принадлежность к Земле, как ее экологическое гражданство.

Частично этика требует конструктивного чувства места и со-общества;  но людям также необходимо чувство причастности к экологическому ландшафту. Разве мы не должны чувствовать ценность 'места' до того, как мы решим в нем поселиться?  Жажда места это вечное стремление человека,  чувство принадлежности к сообществу, выходящему за рамки чисто человеческого ландшафта.  Такого должно быть стремление каждого экологического гражданина.


Ссылки

Clark WC (1989) Managing Planet Earth. Scientific American 261: 46–54.
Ellis E (2015) Too big for nature. In: Minteer BA and Pyne SJ, eds. After Preservation: Saving American nature in the Age of Humans. University of Chicago Press, Chicago, IL, USA: 24–31.

Leopold A (1969) A Sand County Almanac. Oxford University Press. New York, NY, USA.
Lynas M (2011) The God Species: Saving the planet in the Age of Humans. National Geographic, Washington, DC, USA.
Seielstad GA (2012) Dawn of the Anthropocene: Humanity's defining moment. American Geosciences Institute, Alexandria, VA, USA.
Shellenberger M and Nordhaus T (2011) Evolve: A case for modernization as the road to salvation. Orion 30: 60–5.
Steffen W, Crutzen PJ and Mitchell JR (2007) The Anthropocene: Are humans now overwhelming the great forces of nature? Ambio 26: 614–21.
The Economist (2011) Welcome to the Anthropocene. The Economist, 26 May


[Комментарий. Все родившиеся на Земле должны иметь возможность получить "экологический паспорт". Он должен обладать приоритетом по отношению к "гражданскому" паспорту. Кто его должен выдавать?  Кто может его получить? Поклявшийся в преданности Земле и всем ее существам.  Что дает обладание таким паспортом? Право служить Земле.  Это по крайней мере разделит человечество на два фундаментальных лагеря и покажет, кто есть кто. - ВП]