Из книги Австралийские виражи. Шеппартон Shepparto

Марина Хованская
Шеппартон/Shepparton
       От Водонги до Эчуки прямой путь вдоль реки Мари(Murray River) и одновременно границы с Новым Южным Уэльсом (NSW)  и всего 2.5 часа пути ( 230 км). Но как же не заехать в  Шеппартон (Shepparton), который мягким "ше" завораживает уже на слух? Будто прошуршала воздушной шелковой юбкой прекрасная  незнакомка из прошлого века и исчезла. Шеппа шаппа шуппа... Все производные с «ша-ше--шу»  интригует женскую душу со времен Евы. Хлебом не корми, дай пошушукаться о шубках,  шляпках,благоухая парфюмом от Шанель,  пошептаться  о шашнях  женатого соседа с  длинноногой девицей в дорогих шмотках,  шуры-муры знаменитых шлюшек и т.п.  Вряд ли  трудовой Шеппартон  подозревает,  какие он вызывает образы.  Он   вольно  раскинулся на реке Голбурн (Goulburn River), одном  из рукавов  могучей реки Мари (Murray River) вместе с кузеном Мурупну (Mooroopna), городом-спутником.  Чтобы добраться до любого из них,  нужно отклониться от нашего маршрута  на 175 км вглубь штата.
       «Оно вам надо?»- предательски шепчет лень. «Надо!»- с энтузиазмом перебивает ее любопытство и  озвучивает доводы  устами штурмана. Первый - о расстоянии до города, которое кажется просто смешным в сравнении  с ежедневной нормой пробега. Второй - о почти нулевой перспективе посещения этого славного места в будущем. Третья - о чисто женском восприятии слова «шеппартон». Озвучиваю вслух самую приличную версию из всех вышеперечисленных. «Шеппартон» созвучен слову «шепперд» (shepperd- пастух)и, соответственно, «шепперд пай»     (shepherd’s  pie), вкуснейшему мясному пирогу. Его  пекут исключительно в глубинке и называют «пастушьей запеканкой». Начинка круглой запеканки -  картошка-пюре, кусочки мяса, лук и пахучие травы.  Вкуснятина.
      Да, и последний, самый важный двод в пользу Шеппартона это шанс  открыть  очередное чудо.  Похожее на то, что  пару часов назад  нашли в Мэрисвиле (Marysville).  Настоящий путешественник его не упустит.
     Командир   соглашается сделать затяжной крюк без особых возражений. Что тому виной, подступивший  голод или доводы штурмана, остается только гадать. Прибытие в город означает остановку, а с ней скатерть-самобранку на свежем воздухе. Зная все проявления мужского «ян» не понаслышке, вероятность первой версии более очевидна.
     Место в самом деле оказалось красивым. Столик пристроился на вершине зеленого холма с прекрасным видом на озеро. Чуть ниже звонкими колокольчиками голосов  звенела детская площадка. О свежести воздуха можно было поспорить.   Наш скромный полуденный ланч то и дело  «разбавлял» стойкий запах навоза. Он резкими  порывами ветра доносился с полей, обозначая заодно профиль города.  Не надо штудировать рекламки, чтобы понять, что животноводство в Шеппартоне  на первом месте.
      Получается,  созвучие   названия города с пастухами не случайно?Овцеводство в самом деле одно из главных направлений процветания края, но название произошло не от него, а  в честь ирландца Шеппартона, который  первым застолбил здесь овечье хозяйство в 1860 году. 
     Несмотря на исторически овечье прошлое, весь город «утопает» в коровьей красоте.   Скульптуры коров в натуральную величину расставлены на постаментах по всему городу. Как у нас по стране памятники вождям. Коровки сделаны из стеклопластика (fibreglass) и раскрашены в яркие цвета.  Разноцветные веселые "му" сразу же  создают приподнятое настроение.
    У одной одежка в веселый горошек, у другой- в разноцветную полоску, у третьей- в цветочек.Ее расцветкам позавидует любая африканская модница. Это только у тех, которых удалось увидеть мимоходом, пересекая город   на машине.  Сколько их расставлено в округе, может  ответить  только  директор Галереи Му-вного Искусства (Moooving Art). А он с гордостью скажет, что компания симпатичных  девочек, что радуют глаз в городских парках, бизнес-центрах и общественных местах, насчитывает девяносто (90!) красавиц.Это ли не одно из городских чудес!
     « Ай-яй-яй-яй-яй, компанья!» затянула бы в изумлении троица настоящих мачо Los Sano Muchas(куклы Театра Образцова),оценив рогатую красоту. В  переводе с латиноамериканского это восхищенно  «Вот это коллектив!».
      Кроме  овцеводства и признанных красавиц "му" в шеппартоновском крае все остальное тоже очень здорово. Его  называют  главным пищевым снабженцем  Австралии (food bowl of Australia), а все снабженцы, как водится, живут лучше всех.  Здесь идеальный климат для  сельского хозяйства. Что ни посади: овощи-фрукты, ягоды, виноград -все вырастет в лучшем виде.  Какую животину ни разводи, будет плодиться- размножаться и  делиться молоком, мясом, шерстью.  И что совсем прекрасно,  у кузена-побратима  Мурупны есть  перевалочный пункт, который удачно пристроился  на пересечении всех дорог, в том числе недалеко от  морского порта Мельбурна.  Порт  снабжает  продуктами все крупные города Австралии.
     Перекусив и наслушавшись детских визгов,  хорошо бы размять застывшие мышцы. Вдоль кромки озера, отороченной камышевой челкой, виднеется свежая бетонная дорожка.  Она уводила к мелким болотцам, затянутым ряской и украшенным кувшинками. В болотцах громко плескались, чавкали ряской и бепардонно орали друг на друга  водные пернатые. При этом не обращали никакого внимания на  проходящих рядом людей. Словом, жили своей жизнью  в болотцах полной демократии, которые гарантировали им дневной паек, развлечения-перебранки с соседями и полную безопасность.
    На большом красочном билборде красуется схема водоема и объяснение, за что им такая вольница. Суть в следующем. Фермерство растет, поголовье скота тоже, с ним популяция мышей и крыс. Беспредел последних вынуждает заводить кошачьих.  Без  котов-крысоловов в  хозяйстве никак. Распоясавшись, подлые грызуны однажды могут  добраться до самого фермера. В отличие от городских тунеядцев   фермерские  коты-трудяги  привыкли добывать корм сами.  Если мышей они просто душат и приносят для отчета хозяину на крыльцо, то птичками предпочитают кормиться. Хищников особо не волнует  родословная последних.  В результате  благородные и  редкие  виды птиц стремительно исчезают.
      Билбордовская памятка рисует настоящую природную драму:  в результате развития фермерства привычная среда обитания  птиц сильно  сужается, но и  там их караулят  голодные усатые. Поэтому мэрией спонсирован проект создания птичьего  заповедника, где пернатые могут спокойно размножаться без страха за потомство.
     Прогуливаясь среди камышей, невольно подсматриваем за их  жизнью. Она мало отличается от человеческой. Суета в поисках корма,  борьбас соплеменниками за больший и лучший ее кусок , перепалки и войны с соседями по пустякам,  драки за продолжение рода, любовь-морковь, детки-конфетки, их обожание и воспитание, вылет из гнезда, и снова по кругу до  собственной смерти.
     Пока наблюдаем за круговоротом  птичьей жизни, радуемся  их веселой энергии.  Философские мысли о суете,старости и немощи накроют позже.  Разве не чудо понять, сколько общего у нас с пернатыми?
    Еще одно чудо открытия преподносит история. Ровно сто лет назад в 1919 году на месте чистого прекрасного озера Виктория ( Victoria Park Lake)  были сплошные болота. Когда смотришь на редкие фотографии тех лет, очень трудно представить сегодняшний город-сад. На месте современного Шеппартона не было ничего, кроме десятка убогих домишек, разбросанных  среди редких эвкалиптов.  В то время народ не знал другой обуви кроме сапог, землю пахали с помощью лошадей, а город был похож на запущенное крепостное село  среди полного бездорожья. 
      Несмотря на скудные  и очень суровые условия,  люди не просто  мечтали  о  достойной жизни, а засучив рукава, строили ее, обустраивая неприветливую землю. В планах мэрии это называлось  простым  словом  «украшение»  города  (town beautification),  хотя статус города Шеппартон приобрел  лишь в 1949 году.  Одним из направлений украшения   было предложено создание искусственного озера. Здесь одним выстрелом убивали двух зайцев: озеро украшало  облик города и служило резервуаром воды при засухе. Без воды жизнь невозможна, а без красоты  бессмысленна.  Предложение  вынес на обсуждение тогдашний  депутат  края мистер С. Полинг (Mr Con. Paling) , но в то время  его никто не поддержал.  Люди боролись за насущное. Как говорят,не до жиру, быть бы живу.  И только в 1928 году,  спустя почти десять лет, проект был одобрен в первую очередь из меркантильных соображений,а не из необходимости в красоте. Природа не раз показала свой крутой нрав, когда случалась жестокая засуха и до дна высыхали реки.  Австралийская земля регулярно  страдает от нее. Примером тому особенно засушливый 2019 год, который помимо колоссального ущерба для сельского хозяйства вызвал катастрофу планетарного масштаба в виде опустошающих  пожаров.
    Построив в Шеппе, как  город называют местные, огромный  резервуар,  в первую очередь запаслись водой и только потом  задумались о красоте.  На крутых берегах озера Виктория были высажены лиственные деревья и проложены  пешеходные дорожки.
    Сегодня, посмотрев на карту  Шеппартона  в Гугле, можно оценить масштабы проекта столетней давности. Озеро Виктория вытянулось вдоль узкого русла реки Голбурн  длинной широкой кляксой и подпитывается одним из ее рукавов.  Их разъединяет лишь узкая перемычка суши, которая расширяется на подходе к городу.  Именно на этом холмистом пятаке  мы только что жевали  бутерброды под  звонкие  визги резвящихся на площадке детей и не заметили еще одно чудо, что раскинулось неподалеку. Это огромный Аквацентр( Aquamove).
     Детки-цветочки наши имеют уникальную способность полностью замыкать внимание взрослых на себе. У детей настолько сильный и чистый источник  энергии, что очутившись с ними на одной волне, тотчас проникаешься их мирровозрением, забыв обо всем вокруг. Если волны совпадают, то взрослый возраст, преодолев пиковые нагрузки взлетов и падений жизни, обнуляется до детского. То есть  приближается  к  истокам  невинности.
     Взрослые люди вдруг вспоминают, что такое искренность и радость по мелочам. Они заново учатся  улыбаться всем подряд,  делиться последним, от души смеяться и общаться легко и непринужденно как это делают дети. Хотя это состояние человека не относится к нормальным с точки зрения медицины. За спиной можно услышать тревожное, что старичок или старушкает впадает в детство. А это абсолютно несправедливо с точки зрения взрослых обнулившихся людей.  Давайте возьмем понятие из  эзотерики. «Очищение души» звучит приятнее и не так безнадежно.
     Из-за временного обнуления «слона» в виде Аквапарка сразу и не приметили. Возвратившись с  прогулки вдоль озера с заповедной птичьей зоной, поднимаемся на холм, где припаркована машина, и только там замечаем огромное здание Аквацентра, что напротив. 
     Но это  только присказка, сказка впереди. Вернее она слева от нас.  Там часть озера отгорожена для  огромного бассейна под открытым небом. Это Raymond West Swimming Pool. Как утверждают, в свое время был самым большим (8000кв.м) хлорированным бассейном в Южном полушарии(1955).  В северном полушарии первым огромным бассейном с пресной водой считался Freibad Weyermannshaus(16000кв.м) в Берне (Bern), Швейцария(Switzeland), построенный в далеком  1908ом.
     Рейтинг  шеппартонского бассейна с пресной водой держался недолго, до 1962 года, когда чехи заложили бассейн пресной воды Ostrava Poruba-Vresina в городке Ostrava площадью 41200кв.м.  Теперь пальму первенства держит Восток благодаря открытию немерянных запасов нефти на арабском полуострове. Его бассейн с морской водой в Египте площадью 125000 кв.м или 12.5 гектаров называется  Citystars Sharm El Sheikh( Egypt) (2019).  Вторым самым большим бассейном в мире  признан San Alfonso del Mar в городке Algarrobo, что в Чили((Chile), длиной 1013 м и общей площадью в 80000кв.м или 8 гектаров. И третьим по величине признан Mahasamutr( Thailand) в тайском городе Hua Hin. Его территория площадью 72000 кв.м или 7.2 гектара пересекает полуостров поперек от края до края ( (www. en.m.wikipedia.org-List of largest swimming pools).
      Строительство шеппартонского бассейна в 1955 году обошлось казне в 23000 паундов. При этом вход на 8000 кв.м водной площади был свободный для всех шеппартян и гостей города. Спустя всего 40 лет, в 1995 году  казна выделила 400000 австралийских долларов, чтобы  сократить  его площадь до  3000 кв.м  и ввести плату за вход.  Ну  не чудо ли  продвинутой цивилизации?  Чем богаче, тем зажимистей. Разве эти дяди нам кунаки? Кунак  в переводе с кунакского товарищ. Эти дяди настоящие кулаки. Они и  посчитали, что городу с пятидесятитысячным (50000) населением вполне  хватит и этого. Ну и ладно! В целом город живет сытно и привольно, большинство граждан не в тесных «голубятнях», а  в своих домах. Если еще и купаться так же привольно, как в Египте или Чили, и общее благо поровну делить, недалеко до полной победы коммунизма. А он  здесь запрещен конституцией страны.
     Всего за пару часов пребывания в этом красивом просторном городе  удалось узнать, что жить здесь в целом  хорошо и даже очень. Мамочки с ангелочками  излучают покой и уверенность, любители природы наслаждаются ее разнообразием, бегуны укрепляют мышцы, детвора прокисает в воде огромного бассейна, любители лодок налегают на весла, ценители искусства спорят о моде, разглядывая пестрые бока пластиковых коров. Всем хорошо и приятно в этот жаркий день.  Нам тоже, ведь город подарил столько неожиданных открытий. Пора в дорогу, чтобы успеть к ночлегу в Милдуре (Mildura). А на отрезке в 400 км  старинная Эчука (Echuca), которую пропустить нельзя.  График чрезвычайно напряженный для физически «обнуленных», но не сдающихся  путешественников.