Стилизация

Наталия Май
               

В отличие от предмета «Композиция», который в некоторых музыкальных школах существует как факультатив, «Стилизация» - это не выработка собственного стиля, а изучение стиля предшествующих эпох. Но, на мой взгляд, собственный стиль и не сформируется, если ученики пока не имеют представления о том пути, который композиторы прошли до него. Поэтому и получается, что изучая композицию, педагоги так много помощи оказывают детям, что в результате получается произведение в большей мере творчеством преподавателя, нежели ученика (особенно если они хотят блеснуть на конкурсе сочинений). Дисциплины под названием «Стилизация» пока не существует, но, возможно, когда-нибудь такой предмет и введут. Этот предмет мог бы, с одной стороны, дать возможность детям примерить на себя роль композитора (а им это, как правило, очень нравится), с другой, почувствовать, понять различие эпох в музыке.

Многие учатся и не понимают, по каким законам строится музыкальное произведение, им кажется, красивая мелодия и ее сопровождение «падают с неба» как некое откровение свыше. Откровения у настоящих гениев действительно случаются. Но предшествует этому определенный этап – изучение музыки предыдущих и своей собственной эпохи, поэтому первые опусы композиторов, как правило, представляют собой подражание. И позже, по мере взросления, свое собственное, индивидуальное проступает все более и более явственно. Так же и в других видах искусства.

Когда изучают русский язык и литературу, вопросов, зачем нужно знать особенности языка (орфографию, пунктуацию и т.п.) не возникает. А когда изучают музыкальную литературу и сольфеджио, теорию музыки, учащиеся не могут понять связь этих дисциплин между собой. Некоторые все семь-восемь лет обучения сетуют: зачем это надо, что это вообще такое? Не понимая, что сольфеджио, теория изучают строительный материал для композитора – определенные сочетания звуков (двух, трех, четырех), лады, ритмические фигуры. То, из чего состоят произведения.

И уроки стилизации им помогут это понять и осознать. И вопросов, а зачем это, а зачем то будет все меньше и меньше, пока они не исчезнут вовсе. И логика композитора для учащихся прояснится, им перестанет казаться, что музыка – это хаос, случайное нагромождение звуков, абракадабра.

Я помню, как нас в детстве учили по системе Шатковского. Сочинять сначала небольшие детские пьески для самых маленьких (вставляя те элементы музыкального языка, которые пройдены на тот момент), затем в определенных жанрах – марш (разных видов – траурный, торжественный, кукольный – для игрушечных солдатиков), танец (вальс, полька, мазурка, полонез, менуэт) и уже в выпускном классе – первую часть сонаты времен венских классиков (XVIII века).

Дополнительные часы на это не отводили, такие задания нам давали на уроках сольфеджио, музыкальной литературы. Сочиняли не все, а те, кто этого хотели (или у кого получалось). Но мы действительно проникались стилистикой определенного времени и определенного композитора. Это не было тем, что сейчас называют композицией, потому что ни у кого своего стиля не было, более того, мы к этому и не стремились. Просто то, что у нас получалось, отражало определенные наблюдения, полученный опыт анализа структуры музыкальных произведений. По сути это и было стилизацией, только так не называлось.

Если представить, что такой предмет ввели бы в музыкальных школах, как можно было бы спланировать обучение? Сначала, разумеется, детские пьесы типа «Прогулка», «Мячик», «Кукла». Если дети уже прошли определенный материал по сольфеджио (мажор и минор с небольшим количеством знаков при ключе, интервалы, трезвучия, простые размеры и самые распространенные ритмические фигуры), они должны использовать эти элементы музыкального языка.  Пьесы эти могут быть совсем маленькими – объемом в восемь тактов. Им следует объяснить, что даже у самого короткого произведения есть структура, они должны понять форму периода из двух предложений.

Сочинение в определенных жанрах – это следующий этап. Известные признаки марша: двухдольный размер (счет на раз-два), заостренный ритм (типичные ритмические фигуры – пунктирный ритм, восьмая и две шестнадцатых), средний темп. Естественно, траурный марш должен быть медленнее и в миноре. Торжественный марш – в мажоре. Игрушечный (по типу «Марша деревянных солдатиков» Чайковского) – быстрее, легче, на стаккато, в высоком регистре. Форма марша – трехчастная, это вообще самая распространенная из всех музыкальных форм (ее схема A B A).

Танцы бывают народные и бальные. Можно попросить учащихся выбрать из пройденных народных танцев (камаринская, трепак, гопак, крыжачок, лезгинка) тот, который им больше всего понравился, и попробовать сочинить в этом стиле. Различаются танцы темпом, размером (трехдольным или двухдольным, когда считать можно для удобства раз-два или раз-два-три), характерными ритмическими фигурами (с использованием  восьмой и двух шестнадцатых  - в  трепаке, гопаке, триолей – в лезгинке). Для танца достаточно формы простейшего периода.

Бальные танцы (менуэт, гавот, полонез, мазурка, вальс, полька) различаются по таким же принципам – размер, характерный ритм, акцент (на сильной доле – как у вальса, на слабой – как у мазурки). Кому-то нравятся танцы более плавные (менуэт, вальс), кому-то – более торжественные и воинственные (полонез). Это тоже можно предоставить выбору учащегося. Если дети хотят попробовать сочинять разные танцы, это можно только приветствовать. Использовать они должны то, что прошли на уроках сольфеджио (соответствующие размеры – 4/4, 6/8; из интервалов – тритоны, из аккордов – обращения трезвучий, доминантсептаккорд в основном виде).

Когда изучается тема «вариации», можно предложить детям на выбор известную музыкальную тему (или сочиненную ими самими) и сочинить вариации на нее. То есть – каждый раз тема будет проходить с некоторыми изменениями (в основном, ритмическими, но меняться может и лад – с мажора на минор). Этот материал они должны усваивать в меру своих способностей – лучше данную тему не переусложнять для них, ограничиться понятием «классические вариации», когда изменения темы (ее все новые и новые ВАРИАНТЫ) не очень сильно отличались от ее первого проведения.

А теперь уже – непосредственно к изучению стиля эпох. Когда по программе дети должны начать с творчества Баха, можно было бы им объяснить образно – дух эпохи, преобладающий характер музыки (торжественный, величавый, суровый, мощный, строгий). Когда они проникнутся, описать строение фуги – как в первом разделе (экспозиции) тема проходит в разных голосах, а затем применяются полифонические приемы (тема в увеличении, уменьшении, стретта – наложение темы в разных голосах и т.п.). Сама тема может быть очень короткой  - буквально из четырех нот. Если попробовать сочинить с детьми экспозицию фуги, она может занять не больше восьми тактов. В экспозиции должно быть проведение темы в разных голосах поочередно. А так же – интермедия (фрагмент музыки, где нет проведения темы ни в одном голосе). После того, как они это сделают, им самим будет интересно послушать фуги соответствующего характера от начала до конца, а потом некоторые из них проанализировать, глядя в ноты, они поймут, как математически все рассчитано и выверено, что ничуть не мешает эмоциональности этих произведений. Сочинение прелюдий может быть более сложным, потому что там нет однозначных четких законов. Фуга в большей мере отражает дух и структурные принципы эпохи.

Эпоха венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) как раз не должна быть очень сложной для восприятия детьми способными – эти композиторы использовали те аккорды, которые входят в программу музыкальной школы: главные трезвучия лада и их обращения, главные септаккорды лада и их обращения. Больше всего в этой музыке – тоники и доминанты (субдоминанта встречается реже). Но важно понять, что этот стиль только кажется легко постижимым, - музыка, которая вроде бы очень сильно себя ограничивает выразительными средствами, звучит прозрачно, воздушно, невесомо (особенно Моцарта). Я думаю, можно ограничиться сочинением сонатной экспозиции (а не целиком сонатного аллегро). Тогда дети усвоят, как главная тема посредством связующей связана с побочной, и функцию заключительной – утверждения новой тональности (тональности побочной темы). 

Гайдн и Моцарт по сравнению с Бетховеном – композиторы не таких ярких и мощных контрастов, их музыка в целом кажется более мягкой, даже более тихой (это понятно, потому что Бетховен сочинял уже на другом инструменте – фортепиано, а не на клавесине). И у него могут встретиться сложные сочетания аккордов. Ученик, который хочет проникнуться духом Бетховена и его стилевыми особенностями, может попробовать сочинить что-то в духе медленного вступления к сонате № 8 («Патетической»). Там то и дело «вскрикивают» громкие позывы, после которых композитор уходит в тишь. Эти ярчайшие контрасты и отличают стиль Бетховена от более сглаженного стиля его предшественников (музыка вообще из эпохи в эпоху развивалась по принципу все большей и большей контрастности и резкости). Это вступление к восьмой сонате – концентрат особенностей бетховенского композиторского почерка.

 Музыка романтиков (в школе изучаются Шуберт, Шопен) – это индивидуализация замысла, формы, воплощения. Каждый композитор вправе по-своему строить произведение, каноны становятся менее четкими. Для учащихся это – введение тех новых элементов музыкального языка, которые они прошли: побочных септаккордов (первой, третьей, четвертой, шестой ступеней лада), двойной доминанты. Надо подчеркнуть, что у венских классиков чаще сопоставлялись близкие тональности (с разницей в один знак), у романтиков – далекие (с разницей в несколько знаков при ключе). Сначала, конечно, надо проникнуться ДУХОМ этой музыки, для которой характерна тема одиночества, скитальчества, противопоставления мира своих светлых грез и мрачной действительности в отличие от более уравновешенной и рациональной музыки эпохи классицизма (если оценивать ее в среднем). Предложить учащимся наиболее характерные для каждого из композиторов произведения (у Шуберта это может быть серенада с типично романтическим противопоставлением минора и мажора, у Шопена – прелюдия № 4, в которой раскрывается выразительность ГАРМОНИИ, когда одни и те же ноты мелодии окрашиваются по-разному, когда их сопровождают другие аккорды). Им можно предложить все ту же трехчастную форму, где в начале и в конце – минор, а в середине – контрастный мажор (как уход в мир фантазии от горькой реальности).

Музыка русских композиторов девятнадцатого века, впитавшая в себя и европейские и национальные черты, должна изучаться как некий сплав того и другого. Для русской музыки характерна любовь к субдоминанте (в разных видах – трезвучия второй, четвертой, шестой ступеней, септаккорд второй ступени) и преобладание этой функции. Параллельно-переменный лад. Можно предложить на стихи поэтов той эпохи сочинить короткий романс. Если учащиеся изучают оперы и лейтмотивы разных персонажей (темы, сопровождающие появление героев), им можно предложить придумать свой вариант лейтмотива, к примеру, Снегурочки, Деда Мороза, Лешего (пусть очень короткие – из нескольких тактов). Для них такие задания были бы интересными и полезными.

Шостакович, Прокофьев – это более сложный по сравнению с программой музыкальной школы стиль, учащимся не очень понятный. В училище его называют мажоро-минором или расширенной хроматической тональностью. А на самом деле объяснить его детям способным совсем не трудно. На примере тональности До-мажор: помимо трезвучий и септаккордов, которые можно построить на каждой ступени, добавляются соответствующие аккорды одноименного до-минора. Таким образом, у нас появляются разные варианты, к примеру, трезвучия и септаккорда третьей ступени (от ноты «ми» и от ноты «ми-бемоль»), пятой ступени (с использованием ноты «си» и «си-бемоль»), шестой ступени (от ноты «ля» и «ля-бемоль») и седьмой ступени (от ноты «си» и «си-бемоль). Получаются третья, шестая и седьмая низкие ступени и минорная доминанта. Аналогично с миноро-мажором – только там уже будут высокие ступени. Произведения этих композиторов построены на сочетании таких аккордов. Можно предложить сочинить пьесу в До-мажоре с использованием низких ступеней и минорной доминанты. Тогда они лучше прочувствуют, что в этом стиле есть своя логика, своя красочность, своя красота.

Таким образом, они будут подготовлены к восприятию музыки более поздней эпохи вплоть до современной молодежной.  Возможно, заинтересуются тем, как строится рок-н-ролл, блюз… Захотят подобрать на инструменте и проанализировать западные рок-хиты или кантри, лучшие образцы в стиле диско.

Чем больше музыкальной информации будет в их багаже (должным образом препарированной, систематизированной и разложенной по нужным полочкам), тем взыскательнее они станут как слушатели, возможно даже, и авторы музыкальных произведений. Если у них действительно когда-нибудь появится свой стиль.

Что касается того, записывать ли свои сочинения (или упражнения) нотами, - от нас этого не требовали (нужно было только сыграть на инструменте), но по предмету «Композиция» это само собой разумеется (хотя и делается с помощью педагога). Это, конечно же, очень полезно, но требовать в жесткой форме не стоит – те, кому это действительно очень нужно с целью продолжить обучение, когда-нибудь поймут сами, что им без этого не обойтись.