Гл. 59 Война на Украине. Добровольцы или наёмники?

Бьорн Высокий
Разбор боевых действий, развернувшихся на юго-востоке Украины после 2 мая 2014 года, - тема отдельного исследования, которое еще будет проведено военными историками. Нас же интересует во всем этом  именно роль наемников,  воевавших за мятежные Республики, и их коллег  на противоположной стороне. Наемники, то есть именно военные специалисты, сражающиеся за деньги как отдельные боевые единицы или в составе собственных групп, были активны в начальный период боевых действий, до вторых Минских соглашений от 12 февраля 2015 года. Их участие объясняется, в первую очередь, тем, что на начальном периоде войны обе стороны испытывали дефицит квалифицированных и обстрелянных военных кадров. В этом плане Ополчение, возможно, было даже в лучшем положении, получая из России добровольцев с опытом двух чеченских кампаний и ряда межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР.
Сразу могу сказать, что представить какую либо целостную картину  и оценить реальную роль и степень участия наемников в конфликте не представляется возможным. СМИ и информационное пространство, в котором довольно подробно освещались боевые действия, при этом переполнено информацией, даже исходящей от непосредственных участников событий, которая носит совершенно легендарный характер. «Легенды джунглей», - как называл подобные байки писатель и ветеран вьетнамской войны Брэд Брэкк.  На все это накладывается сильнейшая идеологическая составляющая, которая стремится максимально очернить и расчеловечить противника, представив его мотивы в максимально дурном свете. В результате очень часто любые участники конфликта, не являвшиеся гражданами Украины, воюй они на стороне правительства  или сепаратистов, огульно объявляются  «наемниками». Наконец, при всем этом, реальные действия реальных наемников, вовсе не столь многочисленных, как это преподносили СМИ противоборствующих сторон, всегда держались в секрете, не афишируясь и не разглашаясь. В этой мутной воде разобраться где кто и что именно делал практически не возможно.

Пишущий эти строки лично принимал участие в боевых действиях на Донбассе в составе Механизированной бригады «Призрак» Народного Ополчения Луганьщины, и на скандально известном украинском сайте «Миротворец» записан как «российский наемник, солдат удачи». Правда ли это?  Гражданская война на Донбассе помимо украинцев и русских привлекла множество людей самой разной этнической принадлежности и подданства. В нашем отряде (около 50 человек), сформированном в России, помимо составлявших большую часть личного состава россиян,  служило  двое граждан Германии из числа «русских немцев»  и четверо граждан Испании, каталонцев по происхождению. Но никто из нас по международным законам не являлся наемником, поскольку мы не получали вообще никаких денежных выплат и корысть не являлась ни в коей мере нашей мотивацией. Это относится к подавляющему большинству иностранцев, сражавшихся на стороне Республик.
Впрочем, то же самое можно сказать о довольно многочисленных иностранных гражданах, записавшихся в разное время в украинские добровольческие батальоны. Их побудительным мотивом была идеология или просто ненависть к русским, а не личная корысть. Сколь-нибудь серьезных денег, тем более сумм, значимых для граждан ЕС, США или Британского содружества, в этих формированиях рядовому бойцу было не заработать.
Почти то же самое можно сказать и об «отпускниках»: российских военных, которые, с согласия своего начальства, принимали участие в боевых действиях на Донбассе, официально уйдя в краткосрочный отпуск. Они сыграли очень важную роль во время наступления Ополчения в августе 2014 года. Добровольцы такого рода не являются чем-то новым, достаточно вспомнить советских военных, сражавшихся добровольцами в Испании в 30х годах прошлого века, или их врагов из немецкого добровольческого легиона «Кондор».
Кроме того,  с той и другой стороны присутствовали и сейчас присутствуют иностранные военные советники, но это просто кадровые военные специалисты, гласно или не гласно отправленные своими странами и правительствами.
Если откинуть все эти категории участников БД, то на поверхности останутся в основном слухи, сплетни, газетные утки или предположения, порожденные боевым стрессом.
Вот что, к примеру, пишет военный медик, участник боёв за Дебальцево Юрий Евич в своей книге «В окопах Донбасса»: «Перевернулся на бок и, пряча бинокль в карман разгрузки, я обратил внимание на то, что противник работает парами, очень слаженно – один стреляет, второй молчит, видимо меняет позицию. Не видя нас, они вели огонь по МТЛБ. Ещё я обратил внимание на то, что из каждой очереди две, а то и три пули, попадают в лобовую проекцию брони. Такой уровень стрелкового мастерства заставил сделать определённые выводы, которые я тут же озвучил: «Это наёмники!»
Ну, конечно, если умеют стрелять и действуют грамотно, значит точно наемники. А ведь Евичу нельзя отказать  в храбрости и в знании своего дела, которые он не раз показывал в бою.
Украинская сторона в своих фантазиях сильно превосходила нас, видя кровожадных «российских наемников» буквально за каждым кустом. По популярности  их опережал разве что нетленный «Спецназ ГРУ». При этом одной из наиболее популярных баек были «батальоны чеченских наемников-кадыровцев». Именно они, по мнению украинской стороны, в количестве аж 800 штыков (а вовсе не дюжина бойцов славянского гарнизона во главе с ветераном Афганистана Вячеславом Рудаковым, как это было на самом деле) дали крепко прикурить СПЕЦНАЗу СБУ в бою под Семеновкой 5 мая 2014 года. Тогда потери украинской стороны составили 3 убитых и не менее 30 раненых. Эти же якобы «чеченские наемники - кадыровцы» защищали Иловайск и штурмовали Дебальцево, вместе с полками «боевых бурятов» (хотя на самом деле первыми ворвались в Дебальцево штурмовые группы бригады «Призрак» из обычных ополченцев, в том числе и наш отряд). Впрочем, известно, что у страха глаза велики.

На фото бойцы "Крымской роты" Игоря Стрелкова у входа в здание горсовета в Славянске